Олег Теплоухов: «Не ходите в театр культурно отдыхать»

Олег Теплоухов: «Не ходите в театр культурно отдыхать»

Дата публикации 28 июня 2017 07:48 Автор Фото Евгений Кармаев

Актер академического театра драмы – о своих лучших ролях, интересных проектах

и любви к Италии.

Дворник-философ

– Олег, спектакль «Искуп­ление» признан лучшим на областном конкурсе-фестивале театральных работ 2016 года, а вы победили в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за роль Франи в этом спектакле. А ведь эту роль нельзя назвать эпизодической…

– Да, роль не укладывается в привычную табель о рангах. В спектакле все герои важны, история нелинейная, а философская, глубокая. Франя в повести Горенштейна проходил эпизодом. В спектакле режиссер Алексей Крикливый попытался придать ему несколько иной масштаб, добавить герою мысли самого автора, биографию.

– Как вы работали над образом дворника Франи?

– В течение всего репетиционного процесса мы этот спектакль сочиняли. Надо отдать должное режиссеру, который очень дотошно и скрупулезно вчитывался в текст, чтобы потом через призму своего восприятия мира что-то создать на сцене. Этот городок, находящийся непонятно где, – некое место очищения. Не зря у Горенштейна красной линией проходит история Иова. Это особая книга в Библии, очень противоречивая и от этого глубокая и мудрая. История Франи – история человека, видевшего убийство, не сумевшего и даже не пытавшегося его остановить. Но потом он всеми своими действиями эту собственную вину искупает, он ею живет. Финальный монолог моего героя – разговор с Творцом – это калька с истории  Иова. Отчего так много жертв в истории человечества, где был Бог, когда невинных людей убивали, почему он злодеев не остановил? Я вспомнил мысль, прочитанную у Людмилы Улицкой: Бог был с ними, с жертвами. Это творили люди, а Бог ждет и аккуратно нас подвигает к тому, чтобы мы пришли к его заповедям, чем человечество упорно не желает заниматься.

– Дворник становится философом, порой более убедительным, чем профессор-философ…

– Профессор – теоретик, Франя – практик, он эту философию постигает, что называется, руками. Критик Лев Закс написал, что в спектакле играют два артиста-интеллектуала – Окунев и Теплоухов. Один рассуждает с рациональной точки зрения, другой – с пронзительной личностной, своей. Профессор и дворник, мне кажется, две стороны одной медали. Чем дорог мне этот спектакль – там нет однозначного ответа на вопрос, указующего пальца: это так, это так. Театр не должен учить. Он дает повод поразмыслить: включите мозги, ребята, откройте сердце, глаза, задумайтесь. Не ходите в театр культурно отдыхать.

Завещание Елены Псаревой

– Олег, а как вы выбрали актерскую профессию?

– Я не особо люблю публичность, но меня к ней тянуло с детского сада. А в школе посмотрел фильм «Каникулы Петрова и Васечкина» и подумал: «ребята играют, а чем я хуже?» И пошел в театральную студию. Это было в Тбилиси, куда перевели моего отца-военного. А в театральный институт я поступил обманом. Родители оставались в Тбилиси, я школу оканчивал в Перми. Отец говорил: «Поступи в педагогический и занимайся в народном театре. Мама была уверена, что я пойду в Пермский институт культуры на режиссуру. Я ей сказал, что показался в институте и будущий педагог сказал: «Тебе надо в Екатеринбург». Она поверила и сказала мудрую фразу: «Если ты ошибешься, это будет твоя ошибка».

– Вы один из самых занятых актеров в репертуаре театра драмы. Но половина ролей – небольшие, комедийные. Вы характерный актер?

– Ну, посмотрите на меня, какие Гамлеты? Когда я учился в Екатеринбурге в театральном институте, наш мастер – народный артист России Владимир Марченко говорил: «Хотите что-то играть – готовьте монологи». А мне тогда жутко хотелось играть Чацкого. Я вышел с монологом «А судьи кто?» Курс прослушал молча, а Владимир Иванович подошел и сказал: «Ты понимаешь, мы с тобой не фрачные артисты» – и приспустил с небес на землю. Но мне в Омске повезло, я попал в руки очень хороших режиссеров, в первую голову – Владимира Петрова, который меня сделал, которого считаю своим учителем. Это огромный человек в моей жизни. И он же основательно вовлек меня в преподавание на факультете культуры и искусства Омского университета.

– Чему вы учите студентов, кроме актерского мастерства?

– Думать. И познавать себя. Работа со студентами давно привела к мысли: прежде чем учить – научись. 

Как-то ко мне обратился владелец кафе: «Можно ли научить моих сотрудников улыбаться искренне?» Я сказал: «Давайте повстречаемся, тренинг проведем». Мы встречались три раза – по утрам – и немножко разминались внутренне. Я думаю, они поняли, какого бы ранга учитель с ними ни занимался, всю работу с собой проводишь ты сам.

– Чтобы искренне улыбаться, нужно уметь радоваться жизни?

– Вот говорят: русские не улыбаются, они угрюмые. Неправда: не угрюмые, а сосредоточенные. У нас так мозг устроен, мы сначала в себя смотрим. Но если улыбаемся, то от всей души. И радоваться жизни кто-кто, а мы-то умеем. Не хочу принижать ни одну нацию. Но что тянуло редактора телевидения Кристу Фогель из сытой Германии в Омск? А она у нас проводила по полгода. Написала книгу «Жаркая Сибирь». Мы с Кристой еще при ее жизни книгу перевели на русский, мечтаю ее издать. Там есть ответ на вопрос, почему она стремилась в Омск. Криста написала: «Это баня моей души». Объясняла: вот я приезжаю в Берлин, меня встретят, цветочек подарят. Но там я могла бы спокойно умереть, здесь мне этого не позволят. Постоянно звонят, проверяют, где я, все ли у меня хорошо. Если ушла куда-то и не сообщила, где я, поднимут весь город на уши. Такого соучастия на Западе, к сожалению, нет.

– Криста Фогель говорила о человечности в отношениях артистов Омской драмы. А какие еще традиции театра вам кажутся очень важными?

– Ироничное отношение к себе. Мы дружили с Еленой Ивановной Псаревой – великим человеком. После премьер я ей звонил, она мне аккуратненько что-то говорила, не оставляя камня на камне от моей работы. Очень нежно, но беспощадно по кирпичику раскидывала здание успеха. И я ей за это очень благодарен. Была грамотно построенная иерархия отношений. Старшие учили: ты не премьер, сегодня – Гамлет, завтра – «Кушать подано».

– Вы 23 года в театре, сегодня ваш черед учить…

– Это ответственно. Елена Ивановна, можно сказать, мне этот театр завещала. Говорила: «Берегите то, что было, что построено Хигеровичем, Киржнером, Ханжаровым, Хайкиным, Тростянецким». 

Бродский нам кивнул

– Раньше актерская профессия считалась бродячей, а вы со студенческой скамьи в одном театре. Не хотелось перемен?

– Однажды я подумал об этом и попросил совета у Владимира Петрова. Он написал мне письмо, в котором меня поразила фраза: «Ты настолько тамошний». И я с режиссером согласился. Бродячая профессия? Я и брожу – по Омску. В ТЮЗе сыграл два спектакля, на радио делал поэтические программы, работал в филармонии с симфоническим оркестром. А сейчас в моей жизни очень важен ОДЭ-театр. Все эти порывы на сторону – для себя, расширения собственной палитры и взгляда на жизнь.

– Как расшифровывается аббревиатура ОДЭ-театр?

– Омский драматический экспериментальный театр. Ему шесть лет. Его художественный руководитель – Руслан Шапорин, а я артист и арт-директор. Существует омская творческая ассоциация «Огненный дракон», Русланом созданная и придуманная. Она подразделяется на ОДЭ-театр, ОДЭ-мастерскую, фестиваль современного искусства «Ноябрь. Всюду жизнь» и лабораторию современного театра «Ателье-Т». Сейчас ОДЭ-театр в моей жизни – огромная веха и везение. Мы с Русланом 20 лет дружим, это человек с режиссерским складом ума и взглядом на жизнь. ОДЭ-театр не антреприза. Мы долго думали, в чем уникальность нашего театра. Все наши спектакли камерные, публика – на расстоянии вытянутой руки. И мы нашли, мне кажется, определенный тон разговора со зрителем. Мы как будто берем его за руку, говорим: «Пойдем с нами туда» – и затягиваем. Вот поставили спектакль «LUV» по пьесе Мюррея Шизгала. И в комедии вдруг открылись такие катакомбы человеческих тайн, не самых приятных. А ведь любая комедия в своей основе содержит неприятность, казус. Как говорил режиссер Петр Фоменко, комедия – это трагедия, которая произошла не со мной. Мы ведь на самом деле смеемся над тем, как человеку плохо. Зрители смотрят спектакль и не понимают, где смеяться. Но выходят с перевернутыми сердцами, говорят: вы мне меня показали. Мне кажется, в этом высоком градусе доверительности – уникальность этого театра.

– Олег, вы изучаете итальянский. Как пришла идея заняться языком?

– Любовь к Италии началась со спектакля «Лжец». Режиссер Александр Баргман назначил нас с Владом Пузырниковым на роль Бригеллы. Но потом возникла фигура экскурсовода, и эту роль сочиняли из ничего. Мы перелопатили тексты Бродского, Феллини. И Саша говорит: «Посмотри названия улиц, каналов». Я нашел карту Венеции, смотрел в Интернете картинки с видами города. И стало до безумия интересно увидеть это самому. Я купил тур в Италию. Увидев Венецию, получил удар. И это состояние длится шестой год. В мире огромное количество стран, но я каждый год еду в Италию, катаюсь по городам и неделю провожу в Венеции. Я без нее уже не могу. Это, может быть, болезнь, но мне не хочется от нее излечиться. И Бродский ездил в Венецию 17 лет подряд. И с ним у меня была встреча. Я человек совершенно не склонный к мистике. Но мы с Русланом Шапориным сделали спектакль «Вертумн» по произведениям Иосифа Бродского – для меня знаковый. И вот я стою у могилы Бродского в Венеции и мысленно разговариваю с автором. Говорю: «Иосиф Александрович, мы сделали спектакль по вашим текстам, извините, если что не так». И вдруг в голове звучит ответ с характерным для Бродского грассированием: «Ну, теперь сами расхлебывайте». Придумать этого я не мог, на солнце не перегрелся. В гостинице написал Руслану. Мы поняли, что поэт нам кивнул: работайте, ребята. Хотя мы знали, что он не особо любил, когда его стихи читали по-актерски. 

– Вы публикуете на своей страничке в социальной сети мудрые мысли. Какую можно считать вашим девизом сегодняшнего дня?

– Одно слово: терпение! Меня учили воспитывать в себе это качество, и я сегодня студентов учу.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Сошьем вместе «Полотно мира»

Сошьем вместе «Полотно ...

Ветераны Ленинского округа запустили к 80-летию ...

Актуально

Генеральная уборка

Генеральная уборка

В областном субботнике приняли участие более 140 ...

Власть

На повестке – юбилей

На повестке – юбилей

Законодательному собранию Омской области ...

Информбюро

Субботник под музыку 90-х

Субботник под музыку 90-х

20 августа в парке им. 300-летия Омска прошел «Чисто ...

Крупным планом

Посевная с господдержкой

Посевная с господдержкой

Аграрии увеличат площади посевов основных культур: ...

Культура

Алина Горина: «У нас происходит много интересного»

Алина Горина: «У нас ...

Руководитель Туристского информационного центра ...

Наше время

Эшелон правды

Эшелон правды

Участие во Всероссийской патриотической акции ...

Общество

«Наша Родина – Россия»

«Наша Родина – Россия»

Омская региональная общественная организация ...

Память

Закрыл собой товарищей

Закрыл собой товарищей

За свой подвиг омич Михаил Торгашев представлен к ...

Панорама недели

Долгожданное распоряжение

Долгожданное ...

Губернатор Виталий Хоценко сообщил о выходе в свет ...

СВО

«Буду преподавать детям историю»

«Буду преподавать детям ...

Участник СВО Александр Веревочкин в пятьдесят лет ...

Событие

На экране – технологии будущего

На экране – технологии ...

В Омске состоялась премьера фильма «Солнце Сибири» ...

Социум

Встретили как родных

Встретили как родных

В Омск из Белгорода прибыла группа школьников по ...

Спектр

Читаем всей семьей

Читаем всей семьей

Более четырех тысяч омичей посетили локации ...

Спецпроекты

Наши бабушки могут все!

Наши бабушки могут все!

В КДЦ «Иртыш» прошел смотр-фестиваль «Супербабушки ...

Фестиваль

Мелодии Победы

Мелодии Победы

В Омске продолжается отборочный тур фестиваля ...

Экономика

Инвесторам – особое внимание

Инвесторам – особое ...

Виталий Хоценко встретился с министром ...