Недавно назначенный на должность министра культуры Омской области Юрий Трофимов стал участником проекта «ОП» «Детектор правды».
Профессия – археолог
– Юрий Викторович, правда ли, что, выбрав профессию историка, вы мечтали о научной, а не управленческой карьере?
– Да, я думал, что буду археологом. И начинал как археолог. Еще студентом участвовал в экспедициях историко-краеведческого музея. После университета был принят на работу в музей стажером. И вскоре произошел казус: я нечаянно разбил витрину. Директор музея Петр Петрович Вибе сказал, что теперь придется отработать. Я прошел все ступени: стажер, младший научный сотрудник, старший, замдиректора музея. А потом шесть лет работал директором музея имени Врубеля. Когда работал в историко-краеведческом музее, готовил выставки и занимался научной деятельностью. Эти две стези совпадали. Как пример: раскопки кургана в Омском районе у села Красноярка в 2010 году. Находки оказались очень интересными, и теперь они входят в экспозицию. Работая в музее, я защитил диссертацию по археологии. А в 2006 году директор музея предложил мне стать его заместителем по развитию. Это тоже была интересная работа – и разъездная, и в то же время креативная.
– Сейчас историки нередко занимают руководящие позиции в сфере культуры. И российский министр Владимир Мединский – историк, и в Омске немало примеров, когда учреждения культуры возглавляют люди с историческим образованием. Это логично?
– В этом есть своя логика, потому что историческое образование – классическое, которое, во-первых, дает широкий кругозор, а во-вторых – стимул к саморазвитию.
– Для вас было неожиданным назначение на должность министра культуры Омской области?
– И да, и нет. Да – потому что это случилось сейчас. А нет – потому что, закончив Президентскую программу подготовки, я входил в резерв управленческих кадров правительства Омской области. Но рассматривал повышение как перспективу не очень близкую.
– Как вас напутствовал бывший министр Виктор Прокопьевич Лапухин?
– В 10 часов утра было представление коллективу министерства культуры, а в 9 мы встретились с Виктором Прокопьевичем в кабинете и в течение часа очень плодотворно обсуждали насущные проблемы омской культуры. Очень хорошо поговорили. Я считаю Виктора Прокопьевича специалистом, умудренным опытом, много сделавшим для сохранения и развития культурного наследия области. И он еще много сделает на ответственном посту директора академического театра драмы. По работе этого театра оценивается культура Омской области.
– Сохранится ли преемственность в управлении культурой? Говорят: новая метла по-новому метет.
– Безусловно, сохранится. Очень много направлений развивается, их нужно поддерживать. Завершить начатое: сдать в декабре здание театра «Галерка», а в будущем году – новый корпус музея имени Врубеля и центр «Эрмитаж – Сибирь». Был дан мощный импульс развитию туризма: создана маршрутная сеть, есть договоренность с турфирмами. Необходимо сделать правильную упаковку туристического продукта, заявить о нем за пределами Омской области. Мы этим сейчас займемся.
Майские указы будут выполнены в срок
– Ставите ли вы цель сделать Омск культурной столицей Сибири?
– Омск является культурной столицей Сибири.
– Новосибирск может поспорить с этим…
– Поспорить могут и Енисейск, и Кемерово. Спорить надо, но я считаю, что Омск был, есть и останется культурной столицей Сибири в силу разных причин: и исторических традиций, и современного развития культуры. Вопрос в том, что это нужно доказывать каждый день. Я считаю, что культура – это очень важный показатель жизни людей. Это не социальное бремя. От культуры зависят процессы в экономике и социальной сфере, а в конечном итоге – качество жизни. Она помогает снять противоречия в обществе, формирует самоощущение людей и стиль жизни. Общие праздники помогают людям сплотиться. Вот пример: центральный концерт фестиваля «Душа России» никого из зрителей не оставил равнодушным. А в течение фестиваля таких событий много, и талантов у нас много. Или Симфопарк. Казалось бы, несложная идея. Но Симфопарк проводился нынче только во второй раз, а 1 июля будет Джаз-парк.
– Худрук духового оркестра Омской филармонии Олег Романов говорит, что музыканты готовы выступать на открытых площадках, и до недавнего времени это было. Но город перестал оплачивать транспорт. Можно решить эту проблему?
– Гастроли, выступления на разных площадках должны быть и в городе, и в области. Это работает на создание единого культурного пространства региона. К концу года в области будет 23 новых и реконструированных Домов культуры, 29 современных кинотеатров. И в этих зданиях должна кипеть жизнь, в том числе и с помощью областных учреждений культуры. Необходимо создание системы гастролей, чтобы люди ощущали внимание и могли насладиться разнообразием культурной жизни.
– А в вашем родном селе Могильно-Посельское есть Дом культуры?
– Клуб есть, но, безусловно, нужно улучшать материальную базу. И не только этого села, но и других. Федеральная программа финансирования Домов культуры и оборудования кинотеатров в сельских районах Омской области уникальна для России, это пилотный проект в нашем регионе. В этом году на эти цели направлено 150 миллионов рублей федеральных средств, 50 миллионов составило софинансирование области, плюс деньги вкладывают районы, привлекая к партнерству местных предпринимателей.
– На встрече с министром культуры Владимиром Мединским шла речь о продолжении работы по этой программе?
– Конечно. Для меня было важно, что встреча состоялась сразу после моего назначения. Это был рабочий разговор о планах. Министр культуры России подтвердил, что финансирование есть, будет, нужно работать.
– Бытует мнение, что задача министерства культуры – распределять деньги и не очень-то лезть в творчество…
– Странное мнение. Очень важно не замыкаться в жестких рамках администрирования, поддерживать творческие инициативы, потому что творчество позволяет почувствовать красочность жизни. Очень важно не стать человеком, который уже не видит, не чувствует. Я думаю, для министра одно из главных качеств – уметь не только считать, но и чувствовать.
– А правда ли, что до сих пор у работников культуры – самая низкая зарплата в регионе, несмотря на частичное выполнение майских указов президента?
– Выполнение майских указов не частичное. Оно идет четко в соответствии с дорожной картой. И в этом году будет повышение зарплаты. В 2018 году средняя зарплата в сфере культуры будет равняться средней в области. А это означает выполнение майских указов президента.
– Юрий Викторович, давайте пофантазируем. Если бы вдруг у вас появилась большая сумма денег, на что бы вы их потратили? Чем бы приросла омская культура?
– А о какой сумме речь? 100 миллионов – небольшие деньги. Миллиард? На восстановление всех Домов культуры области в идеале нужно несколько миллиардов. Имея серьезные деньги, я бы прежде всего думал об укреплении материальной базы учреждений культуры, и не только сельских. В каждом есть насущная необходимость что-то сделать.
Спектакли Театра живописи смотрел по 10 раз
– Чем Омск гордится – своими театрами. Если про статус культурной столицы Сибири еще могут быть споры, то театральной столицей Сибири он давно признан…
– Омск – и музейная столица Сибири. Где создается Центр «Эрмитаж-Сибирь»? Где сегодня происходят основные события в жизни музеев? Вот сейчас в музее имени Врубеля проходит семинар по реставрации. Собрались специалисты Урало-Сибирского региона и коллеги из Нидерландов. Площадка музея стала местом объединения благодаря многим факторам. У нас хорошая коллекция, на основе которой интересно работать. Профессиональный коллектив – сочетание опыта и молодости. Удачное географическое положение города: в Красноярск из Амстердама не наездишься. В этом году у нас еще осенью вместе с Эрмитажем пройдет семинар для всей Сибири по работе с меценатами. И две всероссийские конференции в историко-краеведческом и музее имени Врубеля.
– Шла речь о создании в Омске Сибирского центра реставрации. Идея жива?
– Конечно. Чтобы создать такой центр, нужны люди, научная база, оборудование. У нас есть мощные реставрационные мастерские и специалисты. Реставратор обучается в течение 15 лет, через 20 лет можно говорить, что он имеет опыт. Первую категорию нужно заработать серьезным трудом. У нас несколько реставраторов высшей категории – уникальные специалисты, у которых и москвичи приезжают перенимать опыт. Система семинаров построена еще до меня, в последнее время они приобрели международный размах. Мы включили в проект оборудования третьего корпуса музея максимальное количество инструментов для реставрации: вакуумные столы, специальные лампы, ультрафиолет. Когда здание будет достроено, будем говорить о Сибирском центре реставрации, сегодня мы к этому идем, причем быстрыми шагами.
– Вернемся к театральной теме. Вы бываете на премьерах? Какие спектакли прошедшего сезона произвели наиболее яркое впечатление?
– Я бываю в омских театрах, но не хотел бы говорить о впечатлениях, кого-то хвалить. Скажу то, что считаю вправе сказать. Будучи директором музея имени Врубеля, я одновременно был руководителем Театра живописи. Это совместный проект музея и театра драмы, уникальный в мире. Соединение театра, живописи и музыки создало беспрецедентный сплав искусств. Кого бы я ни приводил в этот театр, у всех возникало особое ощущение от спектаклей. Я сам смотрел некоторые спектакли по десять раз. Последняя премьера – «Пушкин – славный парень» с участием работ Риммы Камкиной, в творчестве которой пушкинская тема занимает особое место. Художницу зрители видят на экране, а в конце каждого спектакля она выходит к людям в зале. Спектакль построен так, что зрители узнают поэта через ее переживания и выходят из зала, напитавшись Пушкиным. На создание этого спектакля ушло больше года.
– Юрий Викторович, осенью состоятся два фестиваля: «В гостях у «Арлекина» и «Молодые театры России». Второй фестиваль Пятого театра в 2017 году будет иметь полноценную программу или, как в прошлый раз, пройдет в формате лаборатории?
– Фестиваль «Молодые театры России» будет полноценным. Не хочу открывать все карты, только скажу, что зрителей ждет очень интересная программа.
– В ТЮЗе сегодня новый директор, но нет главного режиссера. Вы на брифинге сказали, что директор ищет главного режиссера. Разве это не прерогатива министерства?
– Мы ищем вместе. Михаил Николаевич Мальцев – человек молодой и креативный и в то же время – профессионал, он поработал в этой сфере, у него есть интересные идеи. Сейчас он работает над концепцией развития театра. Что касается кандидатуры на должность главного режиссера, сегодня уже есть несколько вариантов того, кто мог бы занять эту должность. Надолго театр без главного режиссера не останется. Я уверен: в ТЮЗе нас ждут интересные премьеры, разнообразный и богатый репертуар. Безусловно, этому театру нужны технические усовершенствования.
Солнечный город – чем не бренд?
– Когда речь идет о большом туристическом потенциале Омской области, что в первую очередь имеете в виду?
– Почти в каждом районе области есть свои жемчужины и свои туристические программы. Все мы знаем, зачем стоит съездить в Большеречье: чтобы посетить зоопарк и комплекс «Старина Сибирская». Дальше Тара – старейший в Сибирском федеральном округе город, которому в 2019 году исполнится 425 лет. (Тобольск старше, но он относится к Уральскому федеральному округу). Поэтому маршрут Большеречье – Тара интересен. Не каждый знает, что на территории области – в Усть-Ишимском районе – обнаружено местонахождение первого человека современного типа, найденной кости – 45 тысяч лет. Причем этот человек жил в Сибири еще до разделения монголоидов и европеоидов, то есть это предок и Востока, и Запада. Другие, где развито туристическое движение, давно бы распиарили этот факт, все бы стремились увидеть это место. Или сходить в Сибирский культурный центр, где работает автор находки. Омск – самый солнечный город России, солнечных дней у нас более 300 в году – чем не бренд? Мы хотим наполнить культурными событиями центр Омска – Любинский проспект, создать единую карту продвижения с представителями бизнеса и общественности, предложить людям бонусы. Есть красивая улица, которую не стыдно показать людям. Нужно точно знать, что, кому продавать, за какие деньги и как упаковать туристический продукт. Мы сейчас над этим работаем.
– Как вы относитесь к идее восстановления Ильинского собора? В 1993 году с участием патриарха Алексия II рядом с этим местом был установлен Поклонный крест, затем часовня. Сегодня о возрождении храма говорит руководитель Фонда «Духовное наследие» Леонид Полежаев.
– Ильинский собор формировал образ города. Его возвращение – очень важный вопрос и очень трудный.
– Из-за памятника Ленину на месте храма?
– Да. И надо скрупулезно обдумать, как этот вопрос решать. Я полностью поддерживал восстановление Воскресенского собора. Не только потому, что в нем крестили Михаила Врубеля. Храм удивительно точно встал на свое место и сформировал ансамбль омской крепости. Сегодня идет реставрация памятника истории и культуры федерального значения Никольского казачьего собора. Это важный для омичей храм, старейший из сохранившихся в городе. Его строили всем миром, автор проекта – архитектор Василий Стасов. Мне он дорог, потому что в нем крестил детей, я хожу в этот собор. Говорят, что реставрация затянулась. Но она будет сделана. Здесь быстротой работ нельзя заменить качество. Все необходимо сделать максимально тщательно.
– Личный вопрос. Юрий Викторович, как вы любите проводить свободное время?
– Стараюсь проводить его с семьей. Читать сыновьям книжки. Старшему – семь с половиной лет, мы с ним прочли книгу «Детский Эрмитаж». В ней серьезные вещи рассказываются языком, доступным для детей 6–8 лет. И сын знает такие термины, которые и я не каждый день встречаю. Может назвать основных авторов Возрождения. Младшему сыну полтора года, читаю ему Маршака. А самому мне сейчас интересны книги, связанные с менеджментом. Люблю поэзию, особенно стихи советского поэта Юрия Кузнецова. Стараюсь каждый день читать. Еще в нашей жизни есть спорт, совместные походы в парк, бег.
– Все крупные культурные события происходят вечерами и в выходные. И всегда найдется тот, кто упрекнет, если министра где-то не было…
– И правильно сделает, потому что на премьерах, массовых событиях руководителю культуры нужно быть обязательно. На отдых остается пара часов в субботу и пара часов в воскресенье, все остальное время уходит на мероприятия. Такая отрасль, такая работа.