Лариса Лужина: «Сериалы и американские фильмы испортили вкус зрителя»

Во время XI Международного кинофорума «Золотой Витязь» в Омске побывала народная артистка России Лариса Лужина. Она принимала участие в мастер-классах, творческих встречах и вечерах.
Во время XI Международного кинофорума «Золотой Витязь» в Омске побывала народная артистка России Лариса Лужина. Она принимала участие в мастер-классах, творческих встречах и вечерах. В свои 73 года актриса по-прежнему молода душой, прекрасно поет, читает стихи. Нашему корреспонденту удалось встретиться с Ларисой Анатольевной.
 
«По почте зрители мне прислали теплые носки»
 
- Когда-то в юности вы работали манекенщицей. Помогла ли эта профессия в актерской работе?
- Я не поступила в театральный институт и пошла в Таллиннский дом моделей, куда шел прием. Мне хотелось носить красивую одежду, мы с мамой жили очень трудно. Меня приняли. Сначала я демонстрировала подростковую одежду, затем вечерние наряды. Это нелегкая работа: 6-7 часов примерок. Но зато потом награда - красивые туалеты, дефиле по подиуму, тебе аплодируют, чем не артистка?! Правда, я не могла ходить с отрешенным видом, я улыбалась. Благодаря этой работе я попала в кино. На Таллиннской киностудии снимался фильм «Незваные гости», где мне предложили сняться в эпизоде. Я играла певицу ночного кабаре. Потом поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
 
- Как вы почувствовали, что стали знаменитой?
- Когда говорят: «Лег спать, проснулся знаменитым», это все неправда. Когда вышел фильм «На семи ветрах», в прокате он шел больше месяца. И на улицах в первые дни никто не узнавал. Помню, как прошла первая творческая встреча со зрителем. Это было в Иркутске. Безумно холодно, градусов под пятьдесят. У нас сломался автобус, пока чинили, картина закончилась, но люди сидели в зале и ждали нас. Тогда кино в стране было на первом месте, оно приносило доход государству. Не было никаких американских фильмов, и киноактеры были чрезвычайно популярны. В зале меня поразила женщина, которая ко мне прорвалась, обняла и сказала: «Доченька, Светочка (так звали мою героиню), спасибо тебе». Это было в 1962 году. В зале сидели те, кто прошел войну или ждал близкого человека в тылу. А фильм как раз об этом. На встрече в Свердловске ко мне подошла женщина и попросила адрес: «Я хочу тебе носочки теплые связать». В фильме моя героиня ходит без носков и рукавичек. Я получила по почте теплые носки. Потом меня стали узнавать на улице. Признаюсь, это очень приятно. Я никогда не устаю от того, что у меня просят автограф или сфотографироваться.
 
 
«Я завидую тем, кто работал с Михаилом Ульяновым»
 
- С фильмом «На семи ветрах» вы впервые попали за границу, в Канны. Какие были впечатления?
- Конечно, я не знала, как себя вести там, хотя в Таллинне я видела больше, чем мои сверстницы в других городах Советского Союза. Дом моделей прислал мне два платья. Когда советский человек приезжал за границу и видел изобилие, «крыша» у него ехала. Нам же давали всего 30 франков. Нас с Инной Гулая в Каннах опекала Надежда Леже, жена французского художника, она тоже нам купила платья. Как сейчас помню красное кружевное, меня в нем сфотографировали во французский журнал, где стояла подпись: «Платье, достойное Мэрилин Монро». Потом я четыре года снималась в кино в Германии, видела, как живут немцы. Было обидно, они жили лучше, чем мы, победители в войне. Зато сейчас у нас все есть, были бы деньги.
 
- Вы не первый раз в Омске. Помню, приезжали с творческими бригадами, показывали фильмы и выступали на стадионах. Вы помните это время?
- Да, мне здесь сказали, что последний раз я была в 1999 году. Но несколько раз приезжала еще в советское время. Тогда была программа «Товарищ кино». Мы ездили по всему Советскому Союзу, собирали полные стадионы. И выступали там не только актеры кино. Это была своеобразная солянка: и балет, и опера, и оперетта, все хорошо отрежиссировано. Недавно в Кремле прошла встреча актеров, кинематографистов во главе с Сергеем Новожиловым, правой рукой Никиты Михалкова. Он занимается возрождением проекта «Товарищ кино». Если возродят, будет здорово.
 
- Как вам показалось: изменился Омск за последнее десятилетие?
- По сравнению с советскими временами все города изменились в лучшую сторону, несмотря на то, что у меня ностальгия по прошлому. Мне кажется, раньше люди не любили свои города: они были грязными, неухоженными, похожими друг на друга. Что же поменялось? Ведь люди-то остались прежними. Но в городах стало намного чище. Изменилась архитектура, на смену «хрущевкам» пришли красивые дома. В Омске меня поразил Концертный зал, красивый снаружи и изнутри, большая сцена. Все сделано с любовью. В общем, город изменился, и это хорошо.
 
- Во время фестиваля «Золотой Витязь» вы принимали участие в вечере, посвященном нашему земляку Михаилу Ульянову. Вы играли с ним в фильмах?
- Михаила Ульянова я считаю гениальным артистом. Все, что он сыграл, гениально. Мне довелось сниматься вместе с ним в фильме «Тишина». Правда, во время съемок мы не сталкивались. А когда я посмотрела готовый фильм, то подумала о герое Ульянова: «Надо же, какой противный». Михаил Александрович играл отрицательного персонажа очень правдиво. Это гигант. Таких, как Ульянов, можно пересчитать по пальцам. Мне кажется, что все они выше ростом: Урбанский, Самойлов, Горбачев. Я не говорю, что сейчас нет хороших артистов, но все же как-то измельчали. Я завидую тем, кто работал с Михаилом Ульяновым. Он был достойным партнером.
 

«У Высоцкого была интереснейшая жизнь»
 
- Вы снимались в фильме «Вертикаль» вместе с Владимиром Высоцким. Вы с ним дружили, и вам он посвятил песню «Она была в Париже». Как вы оцениваете фильм «Спасибо, что живой»?
- Я была обижена, что меня не пригласили на премьеру в кинотеатр «Октябрьский»: не так уж много осталось тех, кто знал Володю и кто с ним работал. Уж можно было найти пригласительные. Потом я решила, что сама схожу в кинотеатр у себя в Крылатском. До этого я видела отрывки по телевизору, и меня коробил внешний вид артиста, играющего Высоцкого, маска на его лице. Хотя он точно ухватил пластические движения, но глаза не Володины. Фильм имеет право на существование. Хорошо, что Никита Высоцкий помнит об отце и не дает людям забыть о нем. У людей короткая память. Я помню, было время, когда о Владимире Семеновиче перестали говорить, и Никита сделал мудрую вещь - передачу «Своя колея», тем самым возродил интерес к Володе. Фильм «Спасибо, что живой» - тоже возвращение к памяти. Другое дело, что можно поспорить с Никитой о выборе темы для фильма. У него была интереснейшая жизнь, не только алкоголь и наркотики. Что было в нем хорошего, я в фильме не увидела. В конце я плакала, но не от того, что картина понравилась. Я знала другого Володю. И мне стало за него обидно. Меня возмутили все близкие и друзья: они использовали Володю. Каждый в своих целях.
 
- Смотрите ли вы современные фильмы?
- Пропал интерес ездить в Дом кино. Хотя есть достойные режиссеры: Карен Шахназаров, Федор Бондарчук, Станислав Говорухин. Есть сильные актеры, например, Евгений Миронов. Как сыграл Достоевского! Есть хорошие фильмы и сериалы, например, «Ликвидация». Какой там Машков! Но в других сериалах, в которых по двести серий, давно исчезла операторская работа. Все актеры похожи друг на друга. И сериалы, и американские фильмы испортили вкус зрителя. Мы его потеряли. Нет фильмов для детей, нет хороших комедий. На телеэкранах видим пошлость. Там нечему учиться молодежи. Может быть, общественное телевидение будет другим? Дай Бог.
 
Татьяна Шипилова
Фото Евгения Кармаева


©
URL: http://omskregion.info/news/5198-larisa_lujina_serial_i_amerikanskie_film_isportili/
Дата публикации:13/06/2012 08:45