Фредерик Кемпф: «Это прелесть – играть в России»

Фредерик Кемпф:  «Это прелесть – играть  в России»

Дата публикации 19 июля 2017 08:53 Автор Фото Евгений Кармаев

Британский пианист рассказал, как стал музыкантом и любимцем российской публики.

В карьере Фредерика  Кемпфа – выступления в лучших залах планеты, концерты в США и Австралии, странах Европы и Азии. В 2001 году пианист стал обладателем престижной премии Classical Brit Awards как лучший молодой исполнитель классической музыки в Великобритании.

Это интервью Фредерик Кемпф дал на русском языке, который выучил после того, как в 1998 году получил бронзовую медаль и третью премию на XI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве. Благодаря участию в конкурсе у него появилось огромное число поклонников в России, где он выступает очень часто. В Омске в 2011-м и 2016 году Фредерик Кемпф открывал филармонические сезоны. А 11 июля 2017-го вновь выступил с Омским симфоническим оркестром, исполнив пятую симфонию Чайковского, а также фортепианный концерт Грига и сюиту из балета Шостаковича «Болт».

Англичанин в России

– Фредерик, у вас 150 концертов в год. Сколько из них в России?

– Больше десяти процентов, я часто играю в России. И в Англии выступаю с русскими дирижерами. Например, с Юрием Ивановичем Симоновым мы сыграли 13 раз концерты Рахманинова.

 – Вы выступали с лучшими оркестрами мира. Что скажете об уровне Омского симфонического?

 – Я оркестр уже знаю, приезжаю к музыкантам, как к старым знакомым, друзьям. И очень рад, что оркестр с каждым годом играет все лучше и лучше. У него хороший международный уровень.

 – На каком рояле предпочитаете играть?

 – В Омске очень хороший «Стейнвей».

 – А дома у вас какой рояль?

 – Дома у меня маленькое пианино. Когда я дома, я не так много играю. Дома – дети. А занимаюсь я в концертных залах.

 – Вам нравятся российские слушатели?

 – Они другие, чем в Англии, Германии, Азии. В России очень страстная, эмоциональная публика, и чувствуется, что люди понимают музыку. Это прелесть – играть в России.

 – Что успели посмотреть в Омске?

– Мне нравится гулять по набережной Иртыша. Я побывал в тренажерном зале, занимался фитнесом.

– Почему на этот раз для выступления в Омске вы выбрали концерт Грига?

– Я уже сыграл в Омске Рахманинова и Бетховена. Подумал, что Скандинавия недалеко от России и Григ близок русским.

– Вы говорили, что обожаете Чайковского. За что? Кажется ли вам, что Петр Ильич открывает миру русскую душу?

– У Чайковского музыка очень честная. Романтичная, свежая и страстная.

– И сегодня свежая?

– И сегодня. В мире не много стран с мировыми музыкальными традициями. Это, прежде всего, Россия, Германия, Австрия. В Англии в основном только камерная музыка. Во Франции тоже. А в России – огромная музыкальная история, которую чувствуют исполнители.

Электроорган к Рождеству

– Ваши родители не музыканты. Как случилось, что они решили учить вас игре на фортепиано?

– Они сами не решили. Это произошло случайно. В четыре года я должен был выбрать себе подарок на Рождество. Я не знал, что хочу получить в подарок, стоял в магазине и смотрел на цены, чтобы выбрать что-то подороже. И самым дорогим оказался электроорган. Мне его купили. Я быстро научился исполнять несколько мелодий по инструкциям, которые прилагались к органу. И тогда мне захотелось освоить более сложный инструмент. В Англии не так просто выбрать занятие. Я хотел готовиться в автогонщики, чтобы участвовать в «Формуле-1», родители отказали. Хотел заниматься теннисом. Они сами не играли и меня не поддержали. Это к тому же дорого. А учиться на фортепиано позволили и нашли педагогов – мужа и жену. Вскоре педагоги сказали, что нужно купить еще один инструмент – скрипку. А потом и флейту.

– Это такая английская традиция – обучать детей игре на нескольких музыкальных инструментах?

– Да, в самом начале я играл и на флейте. На скрипке –  до 16 лет. А недавно начал играть на классической гитаре. Интересно, нравится. Но это только хобби.

– За что полюбили фортепиано и отдали ему предпочтение перед другими инструментами?

– За звук. И фортепиано очень подходит мне по характеру.

– Когда вы участвовали в конкурсе имени Чайковского, жюри первое место отдало Денису Мацуеву. А публика свою любовь –  вам, аплодируя долго, даже когда в зале выключили свет. Как сложились потом отношения с Денисом Мацуевым?

– Я познакомился с Денисом за 2 – 3 года до конкурса. Мы занимались вместе перед выступлениями в турах. Я ведь приехал заранее, чтобы подготовиться к участию в конкурсе с российским профессором. Конечно, каждый музыкант идет на конкурс, чтобы потом иметь карьеру. И я, заняв третье место, был очень этому рад. Казалось, что с этого все начинается в профессии. С Денисом мы по-прежнему в хороших отношениях, как и со многими другими пианистами мира.

– А есть в вашей среде место зависти, ведь вы все конкуренты?

– Нет, потому что каждый из нас знает, как это трудно – выходить на сцену и играть для публики.   

– Что случилось в вашей жизни после конкурса имени Чайковского? Сразу стали знаменитым?

– Я считаю, что сейчас не бывает, чтобы на следующий день кто-то проснулся знаменитым. Мир изменился. Но мне чаще стали предлагать выступать. Я сыграл много концертов в Англии, поменьше – в Германии.

– И открыли Россию?

– Да, в этом мне тоже помог конкурс.

Пианист, дирижер, полиглот

– Фредерик, сколько языков вы знаете?

– Языки – это мое хобби. Очень интересно изучать иностранные языки, я учу уже 30 языков. Конечно, не все из них знаю хорошо, свободно могу говорить на 6 – 8. Совершенствовать русский помогает то, что я часто приезжаю в Россию. Лучше язык учить в стране, где на нем все говорят. Это одна из причин, почему я часто бываю в России.

– Вы говорили, что не желаете стать дирижером, потому что очень любите свой инструмент, любите играть для публики. Почему изменили решение и сегодня выступаете в роли не только пианиста, но и дирижера?

– Я по-прежнему хочу играть, и было бы жалко, если бы перестал быть музыкантом-солистом.
Рояль – это мой голос. Есть несколько музыкантов, которые являются и солистами, и дирижерами в одном концерте.

– Это редкий случай. Как можно руководить оркестром, сидя за роялем? Разве так бывает?

– Иногда бывает. И у меня так было. Я стал дирижером случайно. Готовился к концерту. Нужно было исполнять пятый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. А во время европейского кризиса возникли проблемы с финансированием и с дирижером. И в оркестре спросили, а не могу ли я сам продирижировать свой концерт. Мне стало интересно: смогу или нет? Я решил попробовать. Это было в 2011 году. С тех пор периодически встаю к дирижерскому пульту. Последний раз это было два месяца назад в Сербии. В сентябре будет очень сложная программа – шесть фортепианных концертов с оркестром без дирижера.

– Вы много лет выступаете. До сих пор волнуетесь перед выходом на сцену?

– По-разному бывает. Волнуюсь, если концерт предстоит на новом месте, перед новой публикой. Или если я плохо спал. Иногда случается, нервничаю. Но это не значит, что плохо сыграю. Бывает, наоборот. Все прекрасно, а я после концерта собой недоволен. Я, в принципе, себя хорошо знаю.

– У вас папа – немец, мама – японка, а выросли в Англии. К какой культуре вас больше тянет –
Востока или Запада?

– Я достаточно хорошо знаю восточную культуру, но она не так близка мне. Сейчас я живу в Германии, там чувствую себя как дома.

– Детей учите музыке?

– Они еще маленькие. Но дочь уже учится игре на скрипке.

– Вы всегда появляетесь перед публикой в черных водолазке, пиджаке и брюках. Создаете образ романтического героя?

– Так был одет пианист Владимир Ашкенази. Мне это понравилось. Иногда на камерные концерты просят прийти в рубашке с галстуком. Я подчиняюсь, но в таком виде мне играть неудобно.

– Фредерик, у вас есть профессиональная мечта?

– Раньше я хотел играть в каком-то особенном концертном зале. А сейчас просто хочу выступать перед публикой. Жизнь музыканта интересна, потому что он всегда может открывать для себя и учить новые произведения.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

И в центре, и на окраинах

И в центре, и на окраинах

В этом году продолжатся работы по реконструкции ...

Информбюро

Не тяните резину!

Не тяните резину!

Как автолюбителям не попасть впросак при смене ...

Власть

Заседание шести созывов

Заседание шести созывов

12 апреля Законодательное собрание Омской области ...

Экономика

Региону нужна умная экономика

Региону нужна умная ...

Специалисты омских IT-компаний встретились с ...

Социум

В интересах ребенка

В интересах ребенка

Скоростной Интернет в селах, строительство новых ...

Культура

Елена Чавчавадзе: «Мы хотим развеять мифы о Колчаке»

Елена Чавчавадзе: «Мы ...

Автор сценариев, режиссер и продюсер ...

Спорт

Ян Эйдензон: «Это наш семейный вид спорта»

Ян Эйдензон: «Это наш ...

Призер первенства Европы считает, что занятия ...

Здоровье

Сердце в зоне риска

Сердце в зоне риска

Как уберечься от инфаркта и что делать, если ...

Ситуация

Паводку поставили заслон

Паводку поставили заслон

В районах, пострадавших от стихии, непрерывно идут ...

Образование

Проверка  на грамотность

Проверка на грамотность

В этом году жители Омска писали Тотальный диктант ...

Актуально

Мусор вывозим по-новому

Мусор вывозим по-новому

Что должны знать омские садоводы об утилизации ...

Спецпроекты

ОВОЩИ: ОТ ВЕРШКОВ ДО КОРЕШКОВ

ОВОЩИ: ОТ ВЕРШКОВ ДО ...

Овощи и зелень – важнейший компонент нашего ...

Добавить комментарий
Загрузка...