Омбы – сугроб или святой?

Две версии происхождения неформального названия нашего города.

Удивительно, но, оказывается, у нашего города есть еще и неофициальное имя – Омбы. Употребляется оно в разговорах редко, но в информационном пространстве распространилось широко. Например, на одном из сайтов в помощь изучающим иностранные языки слово «омбы» переводится как «Омск».

Омбы – сугроб?

Впервые активный интерес к слову «омбы» я проявил в октябре 2013 года. Исследовал окрестности Ямышевского озера Павлодарской области (Республика Казахстан), где с осени 1715 года до конца апреля 1716-го стоял отряд подполковника Бухгольца.

Пользуясь поводом, кратко напомню фабулу давнего исторического события, связанного с именем основателя Омска. Ивану Дмитриевичу царь Петр приказал захватить азиатский городок Эркет с золотоносными жилами и взять под контроль Аму-Дарью в среднем ее течении. Владение рекой позволяло наладить водный путь в Индию, дабы русские купцы могли напрямую торговать с индийскими коллегами. Два обстоятельства помешали Бухгольцу выполнить царское повеление. Неверно составленный царскими помощниками маршрут экспедиции, уводивший отряд от конечной цели, и преградившие путь воины Джунгарского ханства, которые численно превосходили наших в четыре-пять раз. Поэтому 28 апреля 1716 года 1600 русских солдат и офицеров, погрузившись на дощаники, отправились вниз по Иртышу. 10 июня (по старому стилю) у устья Оми служивые сделали свою окончательную остановку на берегу Иртыша. Здесь они заложили крепость, превратившуюся в город Омск.

Лагерь Бухгольца у Ямышевского озера давно стал для меня и хобби, и манией одновременно. В октябре 2013 года, закончив очередные исследования в Казахстане, я возвращался в Россию. Купил на Павлодарском автовокзале билет до Омска. Проверяю, нет ли какой ошибки. И замечаю – ошибка есть. Пунктом назначения вместо Омска указаны Омбы.

Натягиваю на физиономию маску недотепы, сделать это нетрудно – маска и лицо довольно схожи, и направляюсь к окошечку кассы.

– Девушка, – обращаюсь к красавице за кассовым аппаратом, – а почему мне вместо билета в Омск выбили билет в местный казахстанский поселок Омбы. Меня ведь контролеры высадят из автобуса при первой же проверке.

Кассирша, мило улыбаясь, объясняет, что никто меня законного места в автобусе не лишит. Омбы – это и есть Омск.

– Скажите тогда, – продолжаю «доставать» кассиршу любопытством, – а слово «омбы» как переводится?

– Не знаю, – виновато отозвалась на этот вопрос девушка. 

Изыскания продолжил по дороге. Русские из числа пассажиров ничего не могли сказать, зато казашка лет сорока пояснила, что «омбы» – с казахского переводится как «сугроб». 

Версия показалась мне убедительной, но на слово все же не стал верить женщине. Обжигался не единожды. Приехал в Омск, сбегал в «Пушкинку». Сотрудницы библиотеки по моей просьбе отыскали казахско-русский словарь. Все точно: «омба» или «омба кар» действительно на языке наших соседей  – «сугроб», «глубокий снег». Конечно, небольшие расхождения в словах есть, в окончании: «омбЫ» и «омбА». Но это же мелочь. Любой живой язык со временем меняется – трансформируются слова, их смысл.

С опубликованием гипотезы, объясняющей появление  топонима «омбы», я тянуть не стал.  Как только подвернулся случай, сразу же выдал. Размышления мои были незамысловаты. Казахи как народ формировались далеко на юге от нас. Вот пример, дающий некоторую привязку к местности. В 1598 году казахи захватили Самарканд и Ташкент (Кан Г. В.
История Казахстана. Алматы, 2011, с. 80). Однако торговые отношения у них с сибиряками, несмотря на дальние расстояния, безусловно, были. Сибирь от остальной цивилизации никогда не жила изолированно. Север Азии с югом Азии торгует уже тысячи лет. Естественно, казахские купцы, направляясь в Сибирь, объясняли знакомым и родичам, куда везут товары: «В Омбы», т. е. в края, где много снега.

Омь – от слова «омбы»?

Само собой напрашивалось предположение, что и название нашей Омки – тоже производное от «сугроба» по-казахски.

Однако справочники по топонимике дружно приводят другое объяснение. Слово «Омь» идет из языка сибирских барабинских татар: «ом» – тихая. Сначала у меня, признаюсь, закрались сомнения в точности объяснения. Они жили в душе, пока не нашел в исторических документах упоминание о сибирской Черной Оми, крайне удаленной от нашей. Понятно, что названия рек – производное одного языка. Барабинские татары когда-то заселяли степь, лежащую между Обью и Иртышом.

У них судьба сложилась трагично. Мало их осталось. Тысяч восемь-десять. Видимо, главной катастрофой стало завладение сибирскими степями завоевателем из Бухары ханом Кучумом. В середине XVI века он привел с собой десятки тысяч кочевников. Его мысль прочитывалась ясно: свои бунтовать не станут. Позже тем же методом рассчитывал решить проблему с сибирскими таежными татарами. Не успел. Отряд Ермака к 1585 году вернул Московскому государству Сибирь, которая три десятка лет назад до этого добровольно присоединилась к Руси. Переселенцы, присягавшие на верность Кучуму, после поражения благодетеля покинули сибирские просторы.

Для государства в целом такое развитие событий оказалось на руку. Огромная территория стала считаться русской. И впредь Российская империя, выросшая на основе Московской Руси, никогда не отказывалась от этих площадей. Однако народы, до прихода Кучума населявшие Обь-Иртышские степные просторы, в численности восстановиться не успели. Появилась другая напасть – джунгары (западные монголы, ойраты).

Омбы – «святой»?

Читатели, возможно, думают, что автора далеко занесло от темы, связанной с Омбы. Это не так. Как раз сейчас мы приближаемся ко второй гипотезе, объясняющей происхождение топонима «омбы». 

Западные монголы, чьи предки в войсках Чингисхана формировали левое крыло, стали именоваться джунгами по названию своего воинского подразделения (зуун гар). Северная часть их ханства соседствовала с русской Сибирью. Первые контакты тарских воевод и джунгарских послов приходятся на 1604 год. Послы слезно просились под власть московского царя. Тогда и родилась впервые идея воздвигнуть небольшую крепость на берегах Оми. Много обитает в сибирской степи местного люда, а пришлый народ – гости на новой для себя родине – нуждается в защите. Воеводам тоже не было лишним официально застолбить участок, расположенный в трехстах километрах от Тары.

Через год джунгары уже отказывались от московской опеки: мы-де люди вольные, ни под кем ходить не привыкшие. Тайна в изменении их поведения открывалась просто. Покрутившись по степи, поняли, что врагов для них тут нет, доморощенного населения из-за происшедшего недавно конфликта осталось мало. У русских же войск кот наплакал. Реальное влияние тарских воевод в южном направлении заканчивается в нескольких десятках километров от Тары. Ну и есть еще одна подконтрольная Таре точка: Ямышевское озеро в восьмистах верстах на юг, если считать посуху, где добывалась соль. 

За последующие 150 лет джунгары заняли территорию барабинских татар. Северная граница их обитания пролегла где-то на уровне речки Саргатки. Они смело кочевали вдоль Оми и Камышловки.

Русские, сделав хорошую мину при плохой игре, на дипломатическом уровне по-прежнему не отказывались от степи на всю длину Иртыша, по крайней мере до озера Зайсан. Но, потеряв надежду на закрепление земель, в 1752 году начали по берегам Камышловских озер строить крепости, дававшие джунгарам от ворот поворот. На реке Омь главным опорным пунктом оставалась Омская крепость.

А при чем тут Омбы, спросите вы? А при том, что имена джунгарских князей бывали похожими на «омбы» или содержали подобную приставку. Нужны доказательства? С ними просто. Наткнуться на идею было сложно, а когда она пришла, остальное стало делом техники. Обидно, что долго процесс прозрения длился. На двойные монгольские имена со второй составляющей «Омбо» я за последние пятнадцать лет наталкивался многократно. Алтын-хан Омбо-Эрдени, Дондук-Омбо, Доен-Онбо тайша. А замкнуло в мозгах нужные контакты сравнительно недавно. 

О джунгарских князьях с модификацией имени Омбы несколько раз упоминается в книге «Материалы для истории Сибири» (М., 1867 г.) выпускника нашего кадетского корпуса Григория Потанина. Это канцелярские документы разных лет. Читаем. «Вахтмистръ Волковъ, возвратясь из Джунгарiи подалъ рапортъ и письмо Омбы...», – из донесения 1748 года (с. 80). «Омбо, вежливый Зайсанъ (т. е. князь, с. 81. – В. Г.)». Здесь же упоминается об административной единице – Омбы. И управляет ею джунгарин по имени Омбы (с. 105).

Верховья рек Бухтарма, Катунь и Иртыш, как указывает В.-М. А. Клешев в статье «Из истории ойратов хойтов», считались  «резиденцией главного правителя Алтая – зайсана Омбы» (Материалы международной научной конференции «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее», г. Элиста, 13 – 18 сентября 2009 г.). Есть соблазн заявить: вот он – хозяин Прииртышья в границах Джунгарии. Но мы не знаем, как далеко распространялась его власть вниз по Иртышу.

Кочевали в наших краях и теленгуты. Среди представителей их знати и, кстати, знати российских калмыков (они родственны по монгольской крови) люди с именами Омбо и Омбы тоже встречались.

Но что, собственно, означает слово «омбы»? В Интернете на форуме, посвященном джунгарам, народ бился над его значением без большого успеха. Самая красивая версия звучала так: омбы – это монгольская трансформация тибетского имени Ванбо. Видимо, оно стало востребованным у монголов после принятия буддизма, а джунгары – ветвь монгольского народа. По смыслу оно близко к понятию святости, преданности выбранной вере. К сожалению, других источников по теме мне найти не удалось. 

Происхождение топонима от имени Омбы можно представить следующим образом. В степях по правому берегу Иртыша, где кочевала основная масса прииртышских джунгар, имя Омбы было распространено так же широко, как, скажем для сравнения, среди русских имя Иван. И для казахов, кочевавших по левобережью Иртыша, Омбы из имени собственного превратилось в имя нарицательное для обозначения соседей и их земель. После гражданской войны в Джунгарии и окончательного поражения ослабленного ханства в 1759 году от Китая, джунгаров, спасая их от голода и преследований, русское правительство переселило в Поволжье к родственным по крови и вере калмыкам. В сибирской степи джунгаров не осталось, а память о них в виде слова «омбы» продолжает жить.

В этой статье на суд читателей «Омской правды» были представлены две версии о происхождении топонима Омбы. Автор не настаивает на исключительной истинности той или иной. Какая из них и кому больше по душе, пусть каждый выбирает сам.

URL: http://omskregion.info/news/52482-omb__sugrob_ili_svyatoy/
Дата публикации:02/08/2017 09:19
Автор:Виктор Гоношилов
Фото:Виктор Гоношилов