Творческий подход

В академическом театре драмы состоялась встреча губернатора Виктора Назарова с деятелями омской культуры.

Собрались, чтобы послушать и услышать друг друга, – так определил Виктор Назаров цель неформального общения. Он подчеркнул: диалог необходим для понимания, что нужно сделать в первую очередь для развития культуры.

Что мешает провести «Театральный урок»

Директор историко-краеведческого музея и председатель Союза краеведов России Петр Вибе поднял тему воспитания патриотизма. Развитие внутреннего туризма может привить любовь к малой родине. Однако сегодня омичам дорога в Турцию лучше известна, чем в Тару. Год назад опрос омичей дал неутешительные результаты: 70 процентов в канун юбилея города не знали, при каких обстоятельствах он был основан. 15 процентов сообщили, что вообще этим не интересуются, и только 15 процентов дали правильный ответ. В школьной программе нет часов на краеведение, нет и школьного учебника или пособия. А ведь, по словам академика Дмитрия Лихачева, краеведение и патриотизм –
синонимы.

– Последний учебник по краеведению был издан в 1976 году, – добавил руководитель Общественного совета при областном министерстве культуры Борис Коников. – Поддерживаю Петра Петровича: краеведение должно прийти в школы.

– Здесь собрались люди, перед которыми омичи снимают шляпы, я в том числе. Хочу спросить: а когда вы в последний раз были в школах? – обратился к деятелям культуры губернатор. – Я бы сам с удовольствием пришел на «Театральный урок». Любому школьнику хочется заглянуть за кулисы, чтобы посмотреть «кухню» театра, декорации. Или, например, прийти на искусствоведческие занятия не в класс, а в музей. Виктор Назаров предложил приглашать на генеральные репетиции и сдачи спектаклей воспитанников детских домов, студентов.

– Я выступал перед ребятами позавчера, – сказал солист музыкального театра Владимир Миллер.

Участники встречи рассказали, что программы работы с детьми есть практически в каждом учреждении культуры. В театре «Арлекин», например, проводят «Театральные уроки». Директор театра, председатель Омского отделения Союза театральных деятелей Станислав Дубков отметил, что несколько раз обращался в министерство образования с предложением ввести в программу уроки по искусству, но до сих пор вопрос не решен. Нина Генова, опираясь на свой опыт руководителя омской культуры в трудные 90-е годы, предложила создать при министерстве культуры межведомственный совет, в который войдут представители министерств образования, здравоохранения и общественных организаций. Этот совет сможет стать авторитетным и объединяющим органом, который поможет переориентации отрасли на ценностные начала.

Почему мы не слышим Римского-Корсакова?

Один из самых острых вопросов, поднятых на встрече, – подготовка кадров. Институт повышения квалификации работников культуры лет десять назад был ликвидирован, и его задачи решает колледж культуры. То есть понизился статус, люди с высшим образованием проходят переподготовку, причем платно, в среднем учебном заведении. Логично было бы это делать на факультете культуры и искусств  ОмГУ, но мешают межведомственные барьеры: университет относится к федеральному министерству образования.

Идея открыть в Омске институт культуры, поддержанная губернатором, пока не осуществилась. На факультете культуры и искусств сокращаются бюджетные места и преподавательские штаты, потому что он является непрофильным для министерства образования. А потребность в специалистах искусства и культуры в Омске высока.

Об этом говорили художественный руководитель Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев, солист музыкального театра Владимир Миллер.

– Уехал из Омска музыкант, игравший на английском рожке. Мне говорят: в оркестре 100 музыкантов. Но без английского рожка мы не можем исполнять произведения Римского-Корсакова. Нужны валторнисты, фаготисты. Раньше мы принимали музыкантов в оркестр по конкурсу. Сейчас вывешены вакансии, но мы не можем предложить исполнителям условий, которые бы их устроили.

Дмитрий Васильев также отметил, что Омск славен театральными фестивалями, а брендового музыкального нет, и предложил сделать таким фестиваль «Белая симфония», прошедший в прошлом году в честь юбилея оркестра. Он мог бы включать симфоническую, хоровую, новую и популярную музыку. Фестиваль поможет филармонии повернуться лицом к молодежи, широкой публике. Еще одно предложение – учредить премию музыкантам имени создателя омского оркестра Семена Когана.

Каким быть музыкальному театру?

– Когда меня пытаются убедить, что в Омске не любят оперу, я говорю: это неправда. Омичи не любят плохую оперу, – начал разговор о проблемах музыкального театра Владимир Миллер.

Заслуженный артист России, подготовивший девять выпускников в ОмГУ, считает, что одна из проблем – труппа театра на 70 процентов состоит из «гастарбайтеров», как сами себя называют приезжие артисты. Кроме того, нет сильного творческого лидера – театр много лет работает без художественного руководителя. Требуется переоснащение здания, сценическая площадка театра сегодня проигрывает Концертному залу филармонии.

Литературный туризм возможен

Интересные идеи высказали омские литераторы и художники. Председатель Омского отделения Союза писателей России Валентина Ерофеева-Тверская считает: пора привязать к туристической карте области имена писателей и поэтов. Марьяновка связана с именем писателя Валерия Ганичева, Большеречье – поэта Владимира Макарова. В Шербакуле рос Роберт Рождественский, но об этом мало кто знает, тогда как в Косихе Алтайского края есть музей Роберта Рождественского, хотя будущего поэта увезли оттуда в два месяца. Ерофеева-Тверская подняла вопрос и об учреждении губернаторских стипендий юным талантливым литераторам. По примеру тех, что вручаются детям-музыкантам. О том же говорил и председатель Омского отделения Союза российских писателей Михаил Кузин: «У нас 74 школы искусств, но ни в одной не преподается искусство слова. А за рубежом это проверенный опыт».

А глава Омского отделения Союза художников России Андрей Машанов предложил, использовав опыт «Омской Арт-резиденции», провести Всероссийскую выставку студенческих дипломных работ. Еще один амбициозный художественный проект –«Евразийский мир: общество и искусство» в рамках ШОС. Опыт масштабных сибирских выставок показывает, что и международная Омску будет по плечу.

Все идеи деятелей омской культуры направлены на повышение престижа нашего региона, привлечение в театры, музеи, на концерты и выставки молодежи. Виктор Назаров признался, что предполагался разговор на час, но он был таким интересным, что занял вдвое больше времени. Губернатор заверил, что правительство Омской области делает все возможное, чтобы культура финансировалась не по остаточному принципу, и рассчитывает на поддержку творческих деятелей.

URL: http://omskregion.info/news/52675-tvorcheskiy_podxod/
Дата публикации:09/08/2017 08:15
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев