Новая жизнь главного храма Омска

Новая жизнь главного храма Омска

Дата публикации 4 сентября 2017 08:00 Автор Фото Алексей Пантелеев

Десять лет назад в центре Омска был воссоздан Успенский кафедральный собор. Сегодня это красивое сооружение с современной инженерной «начинкой», а под площадью скрывается целый подземный комплекс. О тайнах храма расскажем в нашем обзоре.

У церковного входа нас встретил клирик Успенского собора, иерей Константин Беспалов, который согласился провести экскурсию.

«Собор был восстановлен в облике, максимально приближенном к историческому, – рассказал он. – Успенский собор строился в неорусском стиле, который очень близок русской душе. Он получился истинно народным и словно вышедшим из сказки. Здесь и шатровые крыши, и цветные изразцы, и луковичные главы, и традиционная композиция здания».


В конце XIX века в Омске назрела необходимость в строительстве нового храма, так как существующие здания уже не вмещали всех прихожан. Проект кафедрального собора был создан архитектором Эрнестом Виррихом в официальном русско-византийском стиле, но с яркими элементами древнерусского зодчества XVII века.

Сегодня на фасадах Успенского собора кроме изразцов установлены 14 икон размером в высоту от 80 сантиметров до полутора метров, которые изготовлены в городе Сысерти Свердловской области, на фарфоровом заводе.

Сейчас на главном входе в собор нас также встречают деревянные двери-врата, которые венчает барельефная металлическая икона Успения Пресвятой Богородицы, выполненная в Санкт-Петербурге. Успение как главный богородничный праздник издавна был одним из самых почитаемых на Руси. Но так как храм имеет еще два придела – Марии Магдалины и Святителя Николая Чудотворца – на вратах они тоже изображены.


Стоя в центре храма, можно ощутить его объем – он действительно очень большой и вмещает много людей. Во время Гражданской войны он был главным собором Белой России. После постройки здание замыкало на себе главные городские улицы и доминировало в центре огромной Соборной площади.

Закладку храма приурочили к прибытию в Омск наследника престола цесаревича Николая Александровича, будущего последнего императора страны. Он путешествовал по Российской империи с востока на запад, и к его приезду в Омск на свободной территории за границами бывшей крепости построили деревянный павильон для почетных гостей. Здесь в июле 1891 года будущий император Николай II заложил первый камень в фундамент собора. За лето фундамент был завершен, и в сентябре приступили к строительству.


«Если почитать материалы того времени, можно увидеть, что в городе был большой духовный подъем, – продолжает иерей Константин Беспалов. – Сибирская глубинка встречала цесаревича, а в Омск съехались власти со всего Степного края. При торжественной закладке собора при участии Николая он именуется Вознесенским. История умалчивает, почему затем храм был освящен как Успенский».

Однако денег на строительство не хватало. Храм возводился в основном на пожертвования омичей, российских купцов и самого императора Николая II. Как пишет исследовательница истории омских храмов Наталья Лебедева, всего на сооружение и украшение собора было потрачено 125 тысяч рублей.

 

Наконец, уже в сентябре 1898 года трехпрестольный храм был освящен во имя Успения Божией Матери и назначен кафедральным собором Омской епархии. «В народе он всегда назывался царским, потому что люди знали, кто его закладывал и помогал в строительстве», – говорит сегодня клирик храма.

Кроме того, в память о царской семье в новом соборе был освящены его приделы. Левый – во имя Марии Магдалины, в честь небесной покровительницы матери Николая II императрицы Марии Федоровны, жены Александра III. Правый придел освятили во имя небесного покровителя императора – святителя Николая Чудотворца.

После открытия собор стал центром духовной и общественной жизни города Омска. Здесь собирались все приезжие высокие гости, проводились молебны в честь значимых событий. В 1900 году город посетил князь Константин Романов, а в 1905 году в Омск приезжал Иоанн Кронштадский, который служил здесь божественную литургию. Есть свидетельства и описания, как он обращался к народу и как проводил службу. А в 1910 году Омск посетил Петр Столыпин и тоже побывал в соборе.

 

В 1920-ые годы собор был передан в руки движения обновленцев и потерял многих своих прихожан, храм пустовал. С колокольни сняли колокола, сорвали главы и шатер. В 1934 году партийное руководство области решило перестроить храм в оперный театр, в связи с этим была создана комиссия по обследованию акустики собора. Акустика была найдена удовлетворительной, но этим планам не суждено было реализоваться.

Судьбу храма решили 17 февраля 1935 года на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД. Было принято решение о сносе здания. Первоначально предполагалось использовать кирпич для строительства здания НКВД, но храм после взрывов распался на крупные блоки. А алтарная стена с росписями устояла и после взрывов. В разборке взорванного собора принимали участие заключенные внутренней тюрьмы НКВД.

 

В июле 2005 года команда экс-губернатора Леонида Полежаева принимает решение о подготовке к празднованию 300-летия Омска. И тогда же принимается решение строить собор. В июле 2005 года на месте взорванного храма начались археологические раскопки, в ходе которых была сделана масса находок.

«Многие говорили и говорят, что у детей отобрали сквер и фонтан. Но кто здесь был, тот видел – детей здесь не было видно, а были студенты, работало много шашлычных, проходили гулянки, – считает Константин Беспалов. – Поэтому правильно, что это место сделали действительно тихим и спокойным, местом для молитвы. Вот теперь это место для детей – они гуляют в сквере возле парка, бегают и радуются, а мы можем насладиться красивой архитектурой».

 

Новое здание было выстроено в кратчайшие сроки – современные технологии это позволяют. Главные технологические и конструктивные решения по строительству собора предложил директор НПО «Мостовик» Олег Шишов. 

16 июля 2005 года при раскопках были найдены останки священномученика Сильвестра.

«Обретение его мощей дало всем нам большой духовный подъем, – продолжает иерей Константин Беспалов. – Это тот человек, который был последним архиепископом на омской кафедре, приводил к присяге Александра Колчака. Он остался с паствой до конца и был сильнейшим учителем в духовном плане от ересей, расколов и различных христианских лжеучений. Сильвестр принял мученическую смерть. А в ночь с 16 на 17 июля празднуется память царственных мучеников. Это ведь царский собор и в это же время обретаются мощи омского священномученика – но для нас это было не совпадение, а благословение на более серьезный шаг в плане восстановления собора».

Строительство велось ударными темпами и заняло два года. При этом проектирование шло одновременно со строительными работами. А необходимые средства поступили от жертвователей и благотворителей.


В 2007 году новый храм был освящен при большом стечении людей, а у подножия собора состоялся концерт. Здание снова стало визитной карточкой города. Храм живет новой жизнью без отдыха. Высокие гости снова приезжают сюда, на Соборной площади проходят все крупнейшие празднества, парады, марафоны. И любые крупные мероприятия начинаются с колокольного звона.

Заходим внутрь и видим резной золоченый иконостас. Иконы были созданы омскими иконописцами под руководством руководителя Митрополичьих мастерских Геннадия Адаева. Работы выполнены в манере Виктора Васнецова – в стиле, характерном для эпохи его творчества, которая совпала со строительством в Омске Успенского собора.


Все три иконостаса верхнего храма и иконостас в нижнем храме собора выполнены омскими резчиками по дереву под руководством Владимира Малых из лиственницы и липы. Как и в первоначальном храме, иконостасы были позолочены.

 

Центральный свод храма – это полусфера диаметром 12 метров, длина окружности – 44 метра. Вес конструкции – более 30 тонн. До революции центральный свод Успенского собора был выложен из кирпича. Спустя сто с лишним лет строители точно старались воссоздать его первоначальный облик, но не сами технологии, поэтому свод был сооружен из бетона. 

 

Фотографий внутреннего убранства исторического храма не сохранилось, но судя по описаниям современников, оно было весьма красивым. На одном из кадров уже разрушенного здания, а точнее южной стены, можно видеть, что храм был полностью расписан. Там оказалась запечатлена часть росписи на сюжет «Моление о чаше».

Сегодня росписей внутри храма пока нет. По словам Константина Беспалова, сейчас для них подбирается подходящий стиль, и скорее всего он будет прежним – «васнецовским», свойственный концу XIX – началу XX века.

 

Вместе с нашим экскурсоводом спускаемся в нижний храм. Здесь под мощным сводом можно увидеть фрагменты, оставшиеся от стен исторического собора, и то место, где было обнаружено захоронение архиепископа Сильвестра.

 

Захоронение сразу было признано архиерейским из-за сопровождавших его предметов и фрагментов облачения. Судмедэкспертиза подтвердила догадки. На основании нее также можно судить о мучениях, которые испытал святитель Сильвестр. Его смерть наступила в феврале 1920 года, по преданию, он был распят на полу, тело прижигали раскаленными шомполами, а затем пронзили его сердце. В гробу священномученика были обнаружены два больших кованых гвоздя и острый железный костыль – возможно, именно они послужили орудиями пыток.

 

К святым мощам священномученика Сильвестра сегодня могут приложиться и прихожане. 25 февраля 2009 года в соборе была установлена рака с мощами канонизированного омского святого. В три часа дня здесь всегда служится акафист с молебным пением, прославляющий этого святителя и рассказывающий о его жизни и кончине.

 

Место, где обрели мощи священномученика, осталось нетронутым даже после разрушения собора. Вход в гробницу сегодня находится под пологом.


Предположительно, это место, где любил молиться Сильвестр, и здесь также скорее всего крестили детей. Можно предположить, что на этом месте находился баптистерий, куда погружали младенцев. Для этого сюда специально подводилась вода. От прежнего храма остались старинные кирпичи, остатки лепных украшений, кое-где сохранились фрагменты росписи и в стене сегодня даже можно увидеть ту самую трубу, которая подводила воду в крещальную купель. И сейчас в этой части храма снова проходят крещения.

 

Ну а мы по узкой металлической лестнице по спирали поднимаемся на самый верх – на вершину колокольни Успенского кафедрального собора. Она вновь стала главной высотной и архитектурной доминантой центральной части Омска. Венчаемая шестиметровым крестом, колокольня поднялась на 54 метра. 

 

Наверху нас встречает старший звонарь Успенского кафедрального собора Константин Лебедев. Здесь он служит с первых дней жизни собора, то есть, в этом году его «стаж» составил 10 лет.

Колокольная группа Успенского собора состоит из трех пар колоколов. Всего это 13 колоколов, символизирующих Христа и 12 апостолов. Они были подобраны по созвучию и отлиты в городе Каменск-Уральский.

 

«Колокола подобраны по такому принципу: есть басовая партия – три больших колокола, крупнейший весит около трех тонн, – рассказывает Константин Лебедев. – Далее идут четыре колокола подзвонные или альты. И маленькие колокольчики-звонцы – контральты. У них есть еще одно старое русское название – теньки. Когда ведется будничная служба, звон сдержанный, и его осуществляет один звонарь. Когда служба праздничная, воскресная, то в звоне принимают участие все колокола и, как правило, звонят несколько звонарей. Тогда звон получается насыщенным».

 

По словам Константина Лебедева, в звоне допускается импровизация. При этом можно придать определенный характер службе или городскому мероприятию, если оно сопровождается звоном. В итоге, опираясь на традиции и импровизацию, можно подчеркнуть характер события – праздничного или церковного.

Звон на колокольне храма идет три раза в день. А общий вес всех колоколов собора – пять с половиной тонн, от 10 до 2700 килограммов. 

 

С колокольни открывается завораживающий вид на центр города. Напротив собора через дорогу сейчас идет стройка – здесь возводится новый корпус для Епархиального управления.

 

Мы же снова спускаемся в самый низ и идем в подземную часть, куда ведет свой проход. Здесь, прямо под Соборной площадью, находятся административные помещения. Но они – для служебного пользования Епархии. В подземных помещениях также находится инженерное оборудование здания.

 

Кроме того, под землей расположились трапезная, большой зал приемов, бухгалтерия, склад. В актовом зале иногда проводятся детские концерты. Есть также помещение с печью, где пекутся просфоры.

Мы заглянули в пошивочную мастерскую, где выпускают церковное облачение для церковнослужителей разных храмов, не только Успенского собора.

 

А поскольку время близилось к обеду, на кухне в это время шло приготовление еды. Сложно поверить, что прямо над нами находится оживленная Соборная площадь.

 

По словам иерея Константина Беспалова, храм посещает много людей, пришлось расширять штат, увеличивать обслуживающий персонал и уже не хватает священников. В воскресный день в соборе бывает до 500 прихожан и 250 человек – на службе. Всего же в храм в воскресенье приходит до тысячи человек, включая туристов и любопытных.

«Обслуживанием инженерного оборудования с 1 августа занимается сам собор, – рассказал Константин Беспалов. – Министерство культуры передало техническую часть собора в ведение епархии. Но само здание пока принадлежит государству. Оно уже нуждается в ремонте. Когда сделали крышу, водосток от ветра отклонился в сторону, и вода лилась на стену – был вымыт раствор. А после оседания грунта колокольня начала отходить от храма, и ее тоже нужно уже укреплять».

 

 

Распечатать страницу