Железный Феликс в Омске

В 1922 году в течение двух месяцев Дзержинский руководил компанией по хлебоперевозкам и боролся с воровством на железной дороге.

В начале 1922 года по решению Политбюро ЦК РКП (б) в Сибирь помогать работе железнодорожников, не справлявшихся с хлебоперевозками, отправился специальный поезд № 387/2. В нем находились 42 работника ВЧК и Народного комиссариата путей сообщения во главе с Феликсом Дзержинским, который руководил этими ведомствами.

Спецпоезд

Ранее глава ВЧК сообщал в Совет народных комиссаров, что за последние пять недель 1921 года в железнодорожных мастерских региона произошло 20 пожаров. По мнению Дзержинского, в этом были виноваты диверсанты. Они подбрасывали взрывчатку в топки паровозов, а саботажники всячески старались мешать ремонту подвижного состава. Во время пребывания главы ВЧК в Омске на ветке Кулунда – Славгород были замечены частые крушения, которые оценили как диверсионные акты.

Вот как об этом времени вспоминал почетный гражданин Омска, активный участник становления в нашем городе советской власти Александр Дианов:

– Омск был переполнен бежавшим с запада и востока офицерством. Много было дезертиров. Некоторые колчаковцы выдавали себя за красноармейцев. Все эти чуждые Советам элементы всеми путями вредили и стремились задушить молодую советскую республику голодом.

Специальный поезд отправился из Москвы 5 января 1922 года. О том, в какой обстановке приходилось работать членам экспедиции и какие задачи перед ними ставились, рассказывал один из ее участников – Константин Барташевич. Он вспоминал, что вскоре после отъезда из Москвы в салоне вагона Дзержинского состоялось первое совещание членов экспедиции. В своем выступлении Феликс Эдмундович обратил внимание на важность и объем работы, которую предстоит выполнить экспедиции.

– От того, насколько своевременно мы доставим в центр России заготовленные в Сибири хлеб и мясо, будет зависеть жизнь нашей промышленности и транспорта. От этого зависит само существование Республики Советов, – внушал Дзержинский.

По воспоминаниям Александра Дианова, по приезде в Омск штабной вагон Дзержинского отогнали в тупик недалеко от железнодорожного вокзала. Иногда его перемещали по ветке к зданию Управления омской железной дороги (ныне Академия транспорта). По словам заведующей музеем ОмГУПСа Ирины Резник, эта железнодорожная ветка просуществовала до 1948 года и тогда же была разобрана.

Борьба с воровством

В здании Управления омской железной дороги проходили и рабочие совещания, которые проводил Дзержинский. В то время Александр Дианов занимал должность комиссара водно-технического отдела дороги, поэтому ему доводилось бывать на этих совещаниях.

– Находясь в Омске, Дзержинский провел несколько совещаний с работниками транспорта. Они проходили в зале заседаний управления. Его выступления были четкими и ясными. Указания, которые он давал, были точны, кратки и доступны каждому, – рассказывал Александр Николаевич.

В Сибири работа экспедиции кипела в буквальном смысле этого слова. Дзержинский все внимание концентрировал на том, чтобы добиться бесперебойной работы железных дорог, на безостановочном продвижении продовольственных маршрутов.

– До приезда экспедиции на железных дорогах Сибири были частые случаи хищения народного имущества и взяточничества. Дзержинский объявил этим рецидивам беспощадную борьбу. «Суровые кары, вплоть до высшей меры наказания – расстрела, будут применяться не только к непосредственным участникам в хищениях на транспорте, но и пособникам и скупщикам краденого» – говорилось в обращении к железнодорожным рабочим и служащим, – так описывает происходящее Константин Барташевич.

В той обстановке такие меры были вполне оправданны. Впрочем, как утверждает Барташевич, Феликс Эдмундович добился введения на транспорте нового тарифа, чтобы зарплата рабочих соответствовала фактической производительности труда. Он проявлял заботу о материальном обеспечении рабочих. Так, по распоряжению Дзержинского на дорогах Сибири стали выдавать горячую пищу машинистам и всему составу поездных бригад, а машинисты за высокие показатели в работе стали получать премии.

Боевая задача

Работа экспедиции проходила очень напряженно: ее участники трудились днем и ночью. Формирование и отправка хлебных эшелонов проводились непрерывно. Участники экспедиции настолько уставали, что иногда засыпали на ходу.

Барташевич вспоминал, как одно из совещаний, проходившее глубокой ночью, затянулось. Выступавшие приводили множество цифр, названий станций, маршрутов, и он, как ни напрягал внимание, заснул. И тут ему передали записку. Рукой Дзержинского карандашом было написано: «Вас, кажется, клонит сильно ко сну. Я думаю, вы могли бы идти выспаться. Благонравов Вас заменит. Ф. Д.».

– Я взглянул на Феликса Эдмундовича, чтобы поблагодарить его. Он кивнул мне, чтобы я шел спать. Но я отрицательно покачал головой: «Ничего, справлюсь сам!», – вспоминал Константин Барташевич.

По его словам, к концу экспедиции участники настолько утомились, что некоторые из них стали вслух мечтать о возвращении в Москву. Эти настроения заметил Феликс Эдмундович.

– Знаю, товарищи, что все мы изрядно измотались и нуждаемся в отдыхе. Но пока мы не выполним задание партии и правительства полностью, о возвращении в Москву прошу не думать. Москва ждет хлеба!– сказал коллегам Дзержинский.

Мечтал об отдыхе и сам Дзержинский. Вот, что он писал своей жене в письме, отправленном из Омска 7 февраля 1922 года:

«Зося, моя дорогая!

Тебя пугает, что я так долго вынужден буду находиться здесь. Возможно, что я смогу выехать в первых числах марта, не знаю, но я должен с отчаянной энергией работать здесь, чтобы наладить дело, за которое я был и остаюсь ответственным. Адский, сизифов труд. Я должен сосредоточить всю свою силу воли, чтобы не отступить, чтобы устоять и не обмануть ожиданий Республики. Сибирский хлеб и семена для весеннего сева – это наше спасение и наша опора в Генуе (имеется в виду Международная экономическая конференция, которая состоялась 10 апреля – 19 мая 1922 г. в итальянской Генуе. – Авт.). Необходимо наблюдать за каждым распоряжением, чтобы оно не осталось на бумаге, необходимо было всех поднять, чтобы приняли участие в выполнении поставленной перед нами боевой задачи. Правда, я имею с собой дельных помощников – партийных товарищей и спецов и в конечном счете надеюсь, что мы свою задачу выполним. Но так выехать отсюда я не могу, несмотря на то что здесь очень тяжело... и я хотел бы вернуться скорее. Этот месяц моего пребывания и работы в Сибири научил меня больше, чем весь предыдущий год, и я внес в ЦК ряд предложений».

Несмотря на неимоверные трудности, задание было выполнено. Из Сибири в Поволжье и в промышленные центры страны, испытывавшие в те годы огромные недостатки продовольствия, было вывезено более двух с половиной миллионов пудов хлеба. 4 марта 1922 года поезд экспедиции отбыл из Омска в Москву. Однако работа, как вспоминал Константин Барташевич, на этом не закончилась. В пути составлялись отчеты, заслушивались доклады начальников дорог и крупных станций, проводились встречи с рабочими и специалистами участков путей.

 СПРАВКА:

Александр Николаевич Дианов родился 24 сентября 1887 года в семье рабочего Верх-Исетского завода под Екатеринбургом. В 15 лет Александр Николаевич стал учеником токаря в механическом цехе. В 1905 году вступил в партию большевиков. Неоднократно выполнял поручения комитета большевиков по охране Я. М. Свердлова. В 1909 году был призван на военную службу в Тобольский полк. После службы работал в Тюмени в речном пароходстве. В годы Первой мировой войны был направлен в Омск в 26-й Сибирский полк. В 1918 году избран в гарнизонный совет и Омский совет рабочих и солдатских депутатов. Один из организаторов обороны Омска от колчаковщины. Активный участник становления советской власти в Омской области. С 1920 по 1925 годы работал начальником Иртышского Западно-Сибирского речного пароходства, начальником Управления водных путей Амурского бассейна, Доно-Кубанского пароходства. Репрессирован в 1937 году. Реабилитирован в 1955 году. Вернувшись в Омск, неоднократно избирался членом горсовета, председателем ревизионной комиссии городского комитета КПСС. В 1967 году награжден орденом Ленина. Звание почетного гражданина Омска присвоено в 1966 году. Умер 2 июня 1975 года. Его именем названа одна из улиц и теплоход Иртышского речного пароходства.

URL: http://omskregion.info/news/53477-jelezny_feliks_v_omske/
Дата публикации:13/09/2017 08:45
Автор:Александр Васин