Инновационный кластер объединит науку и бизнес

Внедрение новых технологий и модернизация предприятий – это единственный способ в долгосрочной перспективе перейти от сырьевой экономики к инновационной. Для этого, по мнению экспертов, в России в целом и в каждом регионе в частности необходимо построить систему поддержки изобретателей и рационализаторов.
Внедрение новых технологий и модернизация предприятий – это единственный способ в долгосрочной перспективе перейти от сырьевой экономики к инновационной. Для этого, по мнению экспертов, в России в целом и в каждом регионе в частности необходимо построить систему поддержки изобретателей и рационализаторов.
 
Омские ученые и промышленники предлагают создать инновационный кластер, который объединит интересы изобретателей и предпринимателей и позволит внедрять инновации в производство. В преддверии Дня российского изобретателя «ОВ. Деловая среда» публикует предложения экспертов о том, как построить инновационную инфраструктуру в регионе.

По оценке специалистов, господдержка изобретателей – это для России наиболее верный способ получить собственные новые технологии, которые позволят повысить эффективность производств. Импульс этому процессу дали федеральные власти, организовав инноград «Сколково». Вслед за федеральным центром отдельные регионы начали вводить системы поддержки ученых и разработчиков.
 
Для Омской области этот вопрос особенно актуален, поскольку научно-инновационный потенциал у региона большой, а внедрение новых разработок в производство минимально. Основу такого потенциала области составляют порядка 50 научных организаций, включая НИИ, КБ, научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения вузов, промышленных предприятий, более 180 малых предприятий в научно-технической сфере, три опытных завода. В регионе работают свыше 200 докторов наук и 1900 кандидатов наук, 5000 конструкторов, технологов, изобретателей и рационализаторов.
 
Инновационно-промышленный комплекс региона представлен 40 высокотехнологичными организациями различных отраслей, располагающих 30 базовыми технологиями в обрабатывающей промышленности: сварка и плавка, в том числе с направленной кристаллизацией, электронная и микрокриогенная техника, стали и сплавы, пьезокварцевая техника, акусто-электроника, системы стабилизации и ориентации, космические аппараты и др.
 
Однако число организаций, разрабатывающих и внедряющих технологические инновации, за последние семь лет уменьшилось вдвое. Доля инновационно-активных предприятий в промышленности составляет не более 3%. Объем выполняемых НИОКР не превышает 1 млрд руб. в год, а объем экспорта технологий и услуг – не более $3 млн в год. За период с 1997-го по 2003 год от Омской области подано 1197 заявок на изобретения, в среднем – 171 заявка в год, что в несколько раз ниже в сравнении с 80-ми годами XX века.
 
С внедрением изобретений в промышленное производство ситуация еще более неблагополучна, многие ведущие организации не имеют патентных отделов, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса. В этой сфере наиболее патентоактивными организациями являются: ОНИИП, ОмГТУ, ОмГУПС, ФГУП «КБ транспортного машиностроения».
 
Такая диспропорция говорит о том, что в Омской области потенциал науки во многом не использован, и именно он может послужить основой развития инновационной экономики региона.
 
Проблема – в отсутствии законов
Сегодня в структуре промышленного комплекса региона преобладают перерабатывающие производства. Их суммарная доля в четыре раза выше доли обрабатывающих производств, которые как раз и являются разработчиками новых технологий. Поэтому масштабы разработки и освоения выпуска новых продуктов, которые бы обладали высокими технико-экономическими характеристиками и были востребованы рынком, весьма невелики.
 
Кроме того, региональные инициативы в сфере поддержки изобретателей сдерживаются отсутствием соответствующего федерального закона. Поэтому разработка экономических механизмов поддержки ученых и разработчиков представляется экспертам непростой и долгосрочной задачей. При этом необходимо четко представлять, что инновационные проекты – это сфера рискованного бизнеса и нечастого государственного заказа. Поэтому, по мнению промышленников, государство должно разделять ответственность и контроль за их реализацией.
 
Сибирский опыт поддержки инноваторов
В силу специфики экономики российских регионов не может быть применена единая схема управления инновационными процессами. Но в то же время наличие модельной схемы, принятой на федеральном уровне, значительно ускорит формирование инфраструктуры инновационной деятельности в регионах. Сибирские ученые обращают внимание на опыт Томской области в создании инновационной инфраструктуры и системы управления ею. Здесь инфраструктура для поддержки инноваций достаточно хорошо адаптирована к потребностям основных целевых групп – уже существующих компаний, начинающих малых инновационных предприятий, научных организаций.
 
Удачной идеей томичей эксперты называют офисы коммерциализации разработок вузов, где ученым и разработчикам в вузах и НИИ помогают оформлять инновационные проекты, а также обеспечивают базовые условия для передачи технологий научно-образовательного комплекса в промышленное использование.
 
Разработки доведут до серийного производства
В Омске тоже есть методы поддержки инновационных компаний, пусть не такие масштабные, как в соседнем Томске, но есть. Например, субсидирование в размерах 500 тысяч рублей для созданных при вузах инновационных компаний и 5 млн для уже работающих организаций.
 
Активно омские ученые участвуют в федеральных конкурсах – в этом году 19 омских проектов получили гранты по программе федерального Фонда Бортника «УМНИК» в размере 400 тысяч рублей.
 
Реально работающая структура поддержки инноваторов, причем не только материальной, но и административной, должна снять многие барьеры на пути изобретателей и промышленников, позволит повысить налогооблагаемую базу региона за счет инвентаризации и поставки на баланс нематериальных активов – то есть интеллектуальной собственности. Это, в свою очередь, многократно повысит реальную и рыночную стоимость имущественного комплекса организаций, акций приватизируемых предприятий, ускорит легитимный экономический и гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности. К сожалению, по ряду причин сегодня доля интеллектуальной собственности и вообще научного капитала в стоимости российских организаций составляет сотые доли процента, тогда как в зарубежных компаниях – более 60%, а в Coca-Cola и Microsoft – свыше 90%.
 
Омские эксперты предлагают создать что-то подобное сети томских офисов коммерциализации разработок вузов – инновационный кластер, который объединит интересы изобретателей и бизнесменов. Это позволит доводить инновации до стадии промышленного освоения и серийного производства. А учитывая фундаментальную роль машиностроения в омской промышленности, в первую очередь целесообразно было бы создать этот центр именно в этой отрасли. В качестве учредителей центра желательно иметь наиболее продвинутые в инновационном развитии организации. Это значительно сократит период организационного становления НИЦ и повысит его компетентность.
 
Все специалисты сходятся во мнении – инфраструктуры поддержки изобретателей сегодня нет ни на федеральном, ни на региональных уровнях. Но  многие регионы, в том числе и Омская область, начали делать первые шаги в этом направлении.
 
Валерий Лось*, Мария Приходина
* Член Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в Сибирском федеральном округе
 


Эксперты
Арсений Горохов, изобретатель:
Системы поддержки изобретателей и инноваторов сегодня в России нет. Если эту систему не построить, то Россия не сможет подняться со 120-го места на 20-е (как то планирует федеральное правительство) в списке стран, внедряющих новые технологии. Заметьте, СССР входил в число восьми стран, поддерживающих инновации. Только в Омской области в те годы заявок на патенты подавалось около 800 в год. Сегодня это 100, не больше. Это результат того, что освоение изобретений идет очень тяжело – денег на это никто не дает. Кроме того, корень проблемы в том, что никто не знает патентного дела, – как запатентовать технологию, специалист завода не в курсе. В советские же времена рабочие каждого предприятия обучались патентному делу. Омский факультет Института патентоведения выпускал 150 специалистов в год.
 
Но большинство компаний сегодня работают с незапатентованными технологиями. Потому что в этом нет необходимости  – рынок внутри страны большой. Да что внутри страны – были примеры и внутри нашего региона. Когда пересеклись интересы новосибирского и омского заводов, выпускающих одинаковый металлический профиль – только тогда производитель задумался о том, как получить патент на то, что они выпускают.
 
Одного только Сколкова, думаю, будет недостаточно. Нужна целая система оценки изобретений и внедрения их в производство.  Нет сегодня в России сформированного экспертного сообщества, которое бы оценивало нужность и важность изобретения. Кроме того, внедряются новинки крайне медленно – железная дорога с работы на подшипниках трения на работу на подшипниках качения переходила 25 лет. Сравните – тефлон изобрели в 1936 году, в 1938 в Германии было уже два завода. Все эти примеры говорят о том, что России тоже необходима система поддержки новаторов, равно как и система оценки значимости изобретений.
 
 
Аркадий Найдич, изобретатель:
– В советское время какая-то система поддержки изобретателей функционировала – в 1959 году было постановление ЦК КПСС о развитии изобретательства. После этого в 1962 году тоже было постановление о развитии изобретательства в СССР, создавался комитет по делам изобретений и открытий. Я сам окончил Рижский институт патентоведения и экспертизы. Это помогло мне защищать свои изобретения. Потом мы с коллегами открыли консультационные пункты в Омске, где помогали изобретателям составлять заявки на получение патента, которые отправлялись в ВНИИГПЭ – Всесоюзный НИИ патентной экспертизы. Потом создали в Омске филиал Института патентоведения. На заводах были патентные отделы, которых сегодня почти не осталось. Одним из первых патентные отделы открылись в «Машиностроительном КБ», который я возглавлял, и на заводе Октябрьской революции (нынешнее ОАО «КБТМ»). Крах системы произошел во времена Брежнева – никаких новых законов о поддержке изобретателей не издавалось. Моим самым интересным изобретением был изодромный регулятор с гибкой обратной связью, который до сих пор используется в авиационных двигателях для регулирования подачи топлива. Мы со специалистами «Машиностроительного КБ» делали его для самолетов Як-42, Ан-128, вертолетов Ми-26. Всего у меня 35 изобретений, из которых четыре – секретные. Кстати, защита секретных изобретений проходила быстрее за счет того, что их не надо было печатать в широком доступе. Они оформлялись в так называемом Первом отделе – секретном подразделении, которое существовало на каждом предприятии. Свои рукописные заметки ученые сдавали машинисткам отдела, а те расписывались на каждом листе, который набирали.
©
URL: http://omskregion.info/news/5377-innovatsionny_klaster_obedinit_nauku_i_biznes/
Дата публикации:19/06/2012 09:04