Вера с ссыльно-каторжным оттенкомО монастыре в Большекулачье знают многие омичи — здесь проходят уже традиционные крещенские погружения в ледяную воду. Однако далеко не все, кто приезжает к источнику, заходят в сам монастырь и храм, который имеет уже более чем столетнюю историю.
У истоков традиции Чтобы восполнить этот пробел, было решено приехать в Большекулачье организованной группой журналистов. У входа нас встретил игумен Зосима (Балин) — наместник Свято-Никольского мужского Большекулачинского монастыря. Он рассказал, что настоятелем монастыря считается правящий архиерей, то есть митрополит Владимир. А он — всего лишь наместник, человек, поставленный от владыки Владимира на это место, чтобы «присматривать» за обителью. Игумен Зосима возглавляет монастырь с 2013 года. По словам игумена, в моменты наплыва паломников к ним приезжает около четырех тысяч человек.
По словам игумена, эта православная традиция на самом деле достаточно молода. И Никольский храм в Большекулачье в этом плане в Сибири, а может, даже и в России, был своего рода пионером. Когда-то игумен Виталий, зачинатель монастырского дела на Большекулачинской земле, стал для узкого круга местных жителей организовывать погружения в пруду у природного источника. Он находится в километре от монастыря. Изначально это и не было никогда массовым действом. А сам батюшка просто был поборником здорового образа жизни и выпускником Омского института физкультуры. Постепенно к этим омовениям в купели присоединялось все большее число людей, и попечитель обители, генеральный директор НПО «Мир» Александр Беляев взял на себя миссию организовывать здесь традиционные погружения на определенном уровне. Чтобы были раздевалки, удобные и безопасные сходни для людей и возможность потом напиться горячего чая. С тех пор, несмотря на смену наместников монастыря, эта традиция сохраняется.
Возрождение обители Храм в Большекулачье после долгих лет разрухи вернули верующим в 1988 году. Боковые пристройки-приделы церкви датируются уже 2002 годом. А основная часть сооружения и колокольня были возведены в 1905 году. Купол храма в советское время снесли, и его тоже пришлось воссоздавать по современным технологиям. После революции церковь была превращена в зерновой склад, был здесь и гараж. Когда здание отдали церкви, оно представляло собой уже кирпичный остов — скелет без крыши, пола, куполов, крестов, с пустыми зияющими окнами-глазницами. Началась самоотверженная работа, которой посвятил себя игумен Виталий Клярицкий — первый глава монастыря. Нынешний наместник Зосима считает его своим духовным отцом и наставником. Сейчас, после разделения Омско-Тарской епархии, Виталий Клярицкий числится в Исилькульской епархии, но его уговаривают вернуться в Большекулачье. После воскрешения храма начала оживать и округа. Раньше тут была проселочная дорога, и первую нормальную дорогу к храму построили в 1989 году на средства, которые пожертвовал Крестовоздвиженский собор. Спустя еще время вокруг монастыря появились дорогие коттеджи и особняки. Сначала в храме были черновые полы, затем появился временный иконостас, поставлены новые купола.
По словам игумена, несмотря на период лихих времен, в 1990-е годы в монастырь приходили не только бродяги, но и те, кто чем-то жертвовал в своей жизни, имел искренний порыв послужить Богу и церкви или разобраться внутри себя, найти какую-то гармонию.
В 1995 году отец Виталий подал прошение митрополиту Феодосию об основании монастыря, затем оно дошло в священный синод и патриарху Алексею II. И уже синод на очередном заседании утвердил положение, чтобы считать Большекулачинский храм не приходом, а монастырем. Однако каких-то массовых постригов в монахи здесь никогда не происходило. Без лишней елейности В народе Большекулачинский монастырь имеет определенную известность как некий центр помощи нуждающимся в социальной поддержке. Не секрет, что сюда часто приходят люди социально неадаптированные, наркоманы, бывшие заключенные.
По словам наместника Большекулачинской обители, конечно, есть в России монастыри более «прилизанные» и благоустроенные во внешнем отношении. Сам он три года прожил в Троице-Сергиевой лавре во время учебы, затем бывал в Оптиной пустыни, Киево-Печерской обители, других русских монастырях, имеющих продолжительные традиции, уходящие в века истории Руси.
Сейчас в монастыре живет семь монахов, а всего, включая трудников, находится около 30 человек. Это люди разного возраста и склада. Например, иеромонаху Василию пошел 85-й год, сейчас он уже живет в доме в селе с помощницей по хозяйству. Есть в монастыре и молодые ребята, которым за 20 лет. Молодежь, в основном, успела соприкоснуться с наркотиками, и здесь они пытаются найти освобождение от этого недуга. Но процент полной реабилитации всегда очень мал.
Еще одна причина, по которой приходят в монастырь, — желание человека порой просто вырвать себя из привычного ритма жизни и поместить в такое место, где бы не чувствовалось постоянной урбанистической суеты современного города. Но жизнь в монастыре — это не отдых и не каникулы в селе. Нужно подчиниться определенному уставу, например, подъем и трапеза проходят по четкому расписанию. Обязательно посещение богослужений. Есть и трудовые послушания, в основном они связаны с храмом, благоустройством либо это работа на хозяйстве. В итоге задерживаются в монастыре далеко не все.
Монастырский устав Пребывающие в Свято-Никольском мужском Большекулачинском монастыре могут читать, заниматься творчеством, но лучше это согласовывать с духовными отцами. Игумен Зосима показывает одно из таких художественных произведений на территории храма — крест, воздвигнутый из бетона, украшенный лепными деталями и покрытый краской. Его поставил на церковном дворе один из тех, кто здесь жил, бывший заключенный.
По словам отца Зосимы, им не хотелось бы демонстрировать какой-то ярый аскетизм, все-таки их устав позволяет такие вещи, как интернет, знакомство с новостями. Кроме того, обитель по-прежнему существует сейчас и как сельский приход.
В общем, получается, что монастырь — это все-таки в каком-то смысле тепличные условия. Ты не загружен мыслями, что приготовить на обед, а просто садишься за накрытый стол, тарелки потом моют дежурные по кухне. Ты освобожден от коммунальных платежей и других бытовых вопросов, и так далее. Но предоставив такие условия, наставники вправе требовать и исполнения норм устава. За нарушение монастырского устава отсюда выгоняют, но не с первого раза, а дают еще шанс, и порой не один. Однако вопрос зависит также и от тяжести содеянного. Как правило, основные нарушения в монастыре — это банальные пьянки. Распорядок дня в монастыре начинается с молитвы, время для которой на самом деле не регламентировано — молиться можно непрестанно. Однако есть и суточный круг богослужений, таких как полуночница, которая начинается в 6:30 утра. Проводятся и чтения ночной псалтыри. Затем наступает время для трапезы и трудовых послушаний. Обитель для изгоев Видимо, такова тенденция для сибирских монастырей и церковно-монастырской жизни за Уралом — она имеет ссыльно-каторжный оттенок, рассуждает отец Зосима. В XIX веке сибирские монастыри действительно зачастую были местом ссылки для провинившихся священников.
Чтобы прокормить себя, монастырь в Большекулачье сейчас минимально занимается сельским хозяйством — есть огороды и скотный двор, хозяйственные участки земли. Ведется сбор трав для монастырского иван-чая, есть небольшое свечное производство. Что-то реализуется через монастырскую лавку. Но сельскохозяйственное производство в широком смысле здесь не ведут. Земли не так много, с учетом ее разбросанности по скитам. С посевными площадями в общей сложности у монастыря около 300 гектаров земли. Рожь и другие культуры идут на продажу и на корм скоту. При этом за землю платится земельный налог. Основной источник дохода обители — добровольные пожертвования людей, в храме стоит церковный ящик для сборов. Поступают взносы людей, которые видят в себе желание стать попечителями обители. И наконец, какая-то копейка идет от работы лавки, где продаются иконы, свечи, церковная утварь. На территории монастыря за прошедшие годы был построен братский корпус, он появился в середине 2000-х годов. Сейчас строится деревянный домик для небольшого монастырского музея.
В пяти километрах от монастыря находится отдельно стоящий скит в честь преподобного Александра Свирского. Там постоянно живет инок Мефодий, который стремится именно к такой уединенной жизни. В его жилище нет электричества и привычных бытовых условий. Скит — это срединное состояние между общежительным монастырем и отшельничеством. Там же, на территории скита, на возвышенности Битые Горки, где когда-то происходили бои красноармейцев с колчаковцами, стоит храм в честь Державной иконы Божьей Матери. В нем также регулярно совершаются богослужения. Церковь была построена стараниями попечителя монастыря предпринимателя Юрия Чупрынова. Зосима Балин добавляет, что далеко не все пришли в Большекулачье от беды и неустроенности. Его правая рука и ближайший помощник — монах Николай Лисицын — боевой офицер, майор в отставке. Он прошел горячие точки, воевал в Афганистане и Югославии, имеет ранения и государственные награды. Выйдя на пенсию, приходил помогать в монастырь, но в итоге принял постриг. Отец Зосима полушутя называет его «наш заслуженный ратоборец». С миру по нитке Свято-Никольский Большекулачинский монастырь продолжает свою жизнь. Пространство храма значительно расширили боковые приделы, внутри обновили иконостасы и выполнили росписи. Трапезную часть церкви расписывал болгарский иконописец, под куполом — работа мастеров из тобольской иконописной школы.
Святыни храма тоже собирали по разным уголкам страны и даже мира. Первой появилась икона святителя Николая, затем в храм передали частицы мощей, ковчег с частицей Креста господня с верительной грамотой и гербовой печатью — эта реликвия датирована 1782 годом. Одна из икон — Иоанна Крестителя — около ста лет находилась в Иерусалиме в русской часовне женского монастыря. Там оказалась местная паломница, матушка Серафима, которая работает в церковной иконной лавке. Она увидела, что в ходе реставрации часовни иконы меняют на новые. Удивительно, но старинные холсты ей позволили забрать и привезти в Омск. Есть здесь и свои истории исцеления. Об источнике живоносной иконы уже пошла слава в другие города. Для приезжих и паломников из далеких мест в Большекулачье открыли церковную гостиницу. Сюда приезжают паломники из Новосибирска, Кемерова, других городов, из Казахстана, причем бывают даже мусульмане и люди некрещеные. Стоимость суток проживания в монастырской гостинице — 250 рублей, в нее входит трехразовое питание. Приезжие питаются так же, как и братия монастыря, без изысков. Остановившимся на постой сразу дается чистая постель, которую после двух-трех дней пребывания сжигают. Это довольно накладно — комплект постельного белья из магазина обходится в 360 рублей, но своей прачечной здесь нет. В воскресный день в храм приезжают для причастия 40–50 человек из Омска, в особые праздники — около 100 человек. Но кроме прихожан есть еще и «захожане», поэтому эту цифру можно смело умножать на два. А это значит, обитель востребована и будет жить, помогая отчаявшимся.
|