Горящая земля, ядовитые озера и «химическая» капуста

Горящая земля, ядовитые озера и «химическая» капуста

Дата публикации 17 октября 2017 16:36 Автор Фото Алексей Пантелеев

«ОМСКРЕГИОН» и блогер Владимир Лифантьев решили выехать на задворки северо-западного промузла. Это то место, где находятся, пожалуй, самые опасные и вредные объекты Омска и полигоны с промышленными отходами.

Доступ сюда практически свободный, но от экскурсий мы бы рекомендовали все-таки воздержаться. С собой мы уговорили поехать чиновника из областного правительства — заместителя министра природных ресурсов и экологии Александра Матненко. К слову, экстрим-тур в зону отчуждения проходил уже по окончании рабочего дня.

Сначала обычная проселочная «грунтовка» привела к тем объектам, где нынешней весной уже высаживался десант из журналистов, чиновников и общественников. Это так называемые буферные пруды нефтезавода, где подрядчик продолжает работы. Общая площадь прудов — свыше 160 гектаров, сюда приходили стоки со всего предприятия.

Работы здесь сейчас ведутся по требованию Ростехнадзора — видно, что часть пруда осушили, а поднятый осадок со дна смешивается с соломой. Вечером никого из рабочих на месте уже не оказалось. От пропитанной химикатами соломы идет острый химический запах, и задерживаться здесь не хочется.

Поднимаемся на противоположную сторону, и перед взором предстает весьма апокалиптичная картина. Близлежащие холмы оказались грядами спресованного мусора. То тут, то там из-под земли вырываются клубы удушливого дыма, кое-где и с языками пламени. Это бывшая свалка Советская-1, закрытая уже несколько лет назад. Однако свалку так и не рекультивировали, а в залежах мусора стали протекать неконтролируемые химические реакции. Они-то и являются причиной горения.

«Свалка горит уже не первый год. Я раньше писал и об этом интересном месте, и о полном игнорировании прямого распоряжения бывшего губернатора Омской области Виктора Назарова, в котором четко оговаривались сроки уничтожения этого постоянного источника загрязнения атмосферы, — говорит Владимир Лифантьев. — И это было распоряжение, основанное на указах президента России Владимира Путина».

Александр Матненко предлагает побыстрее отсюда уехать, так как толща свалки, на которую мы забрались, уже осыпается, а из-за дыма становится невозможно нормально дышать. Позже замминистра прокомментировал:

- Как раз сейчас есть шансы и возможности для рекультивации этой свалки. Действует федеральный проект «Чистая страна». Произведена оценка подобных объектов по всей стране — ситуация в крупных городах примерно везде одинаковая. Однако нужен разработанный и утвержденный проект рекультивации, который предполагает долю софинансирования. Там примерное соотношение 75% на 25%, и большая доля приходится на федеральные платежи. Поэтому, конечно, нужно этой возможностью воспользоваться. И не только по этому объекту, но и по Ленинской свалке.

Обогнув многолетние мусорные залежи, мы оказались в не менее странном месте. В считанных шагах от зловонных дымящихся куч находятся... бескрайные овощные поля. Это целый агрокомплекс, и недавно здесь собрали урожай — судя по всему, кочаны капусты, которые, наверно, уже оказались на столах омичей. Были здесь также и посадки помидоров, а еще теплицы, и что происходит внутри них, лишь Богу известно.

Однако все эти овощи выращивают — внимание — в непосредственной близости к горящей свалке, нефтяным прудам и золоотвалу ТЭЦ.

«На эти «грядки» я не раз ездил и до этого, — рассказал Владимир Лифантьев. — Перед тем, как вывезти туда на экскурсию замминистра, я приезжал в эти края с оперативной группой ФСБ и сотрудниками Роспотребнадзора. На месте выяснилось, что принадлежит весь этот агрокомплекс выходцу из Китая по имени Джан, а реализуется полученная продукция через Черлакскую оптовку по малым дистрибьюторам (то есть, в магазины всего города). В предыдущий выезд мы взяли все образцы, и, думаю, что скоро будет повод для нового разговора».

Как выяснил «ОМСКРЕГИОН», плантации располагаются здесь незаконно. Земля находится в федеральной собственности. Ранее участком на праве постоянного бессрочного пользования распоряжался Омский агроуниверситет, но затем оно было прекращено. В Росреестре никаких записей о новых владельцах или арендаторах нет. И в арбитражном суде сейчас рассматривается иск Терруправления Росимущества об освобождении самовольно занятых 200 тыс. кв. метров земли. Ответчик — ООО «Овощные поля», основанное еще в 2003 году. Владелец фирмы — Чжан Сяогуан.

Насмотревшись на сельскохозяйственные опыты китайских фермеров, отправляемся дальше. Проехали поле, на которое, судя по всему, сбрасывают отходы "ОмскВодоканала". Со стороны его очистных сооружений потягивает сероводородом. Но на очереди главная изюминка — разноцветные химические пруды завода Синтетического каучука, о которых недавно блогер Лифантьев снял целый видеоролик. Уже в сумерках цветные переливы двух прудов не так заметны, но нас ждали и другие сюрпризы. Видимо, на перехват нежданных гостей отправился УАЗ-«буханка» с сотрудниками ЧОПа. Но препятствовать нам они не стали, просто в качестве эскорта сопроводили почти до самых прудов. Однако здесь встретилось уже реальное препятствие — дорогу недавно перекопали, и наша машина, заехав на искусственное препятствие, повисла на днище, а мы отправились дальше пешком.

«В марте, если смотреть по карте Google, здесь стояли бульдозеры и раскопали землю, — в качестве экскурсовода пояснил Владимир Лифантьев. — Летом, когда я сюда приезжал, здесь уже было две ямы, в которых было видно черную жидкость. По сути, это новое захоронение среди старых отходов. Потом экскаватором все это обратно закопали».

Причем, скорее всего, засыпали ямы мусором с ближайшей свалки — среди земли вперемежку попадаются старые бутылки и отходы.

«Надо разбираться, что это такое. Но это объект федерального надзора. Как известно, сейчас Росприроднадзор проводит на Омском каучуке проверку», — прокомментировал Александр Матненко.

Походив по зеленым берегам, пахнущим резиной и еще невесть чем, мы решили возвращаться назад. У всех троих участников экспедиции начала болеть голова в области затылка, а во рту появился металлический привкус. Да и на улице уже смеркалось, и разглядеть что-то новое было уже проблематично.

Закончив экскурсию по «земле отчуждения», мы уже в более спокойной обстановке попросили Александра Матненко дать комментарий увиденному:

- Мягко говоря, это не самое чистое место в городе, сложившееся там исторически. Понятно, что раньше меньше думали об экологии, было меньше возможностей сразу сделать так, чтобы исключить или минимизировать негативное влияние на окружающую среду.

Но, как известно, грунтовые воды у нас близко к поверхности, и все это попадает в Иртыш. Нужно решать проблему комплексно. У каждого из этих объектов есть ответственный собственник, то есть, бесхозных объектов там точно нет. Земля кому-то принадлежит. По некоторым объектам, как по Советской свалке, уже есть судебные решения, по некоторым имеются предписания надзорных органов.

Когда-то все это было за границами Омска. Но город растет и наступает, поэтому негативное влияние этих объектов на население увеличивается. Очевидно, что на рекультвацию нужны большие затраты. Есть федеральные программы по ликвидации экологического ущерба, куда нужно входить собственникам, необходимо разрабатывать проекты рекультивации. Главное, чтобы это не забывалось и не откладывалось в долгий ящик.

Очевидно, что здесь нужны приниципиально другие подходы работы — более активно действовать с выходом на федеральные программы. Мы со своей стороны готовы представить губернатору все наши данные, аналитику и предложения.


Распечатать страницу