По закону и по справедливости

38-летний омич, попав на скамью подсудимых за разбойное нападение, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, предмета, используемого в качестве оружия, и с незаконным проникновением в жилище, что квалифицируется как особо тяжкое преступление, оказался в центре судебных баталий. Точкой преткновения стала, по существу, дилемма между законом и справедливостью. Поскольку в данной истории нашлось немало нюансов, которые можно было трактовать, как оказалось, по-разному.
38-летний омич, попав на скамью подсудимых за разбойное нападение, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, предмета, используемого в качестве оружия, и с незаконным проникновением в жилище, что квалифицируется как особо тяжкое преступление, оказался в центре судебных баталий. Точкой преткновения стала, по существу, дилемма между законом и справедливостью. Поскольку в данной истории нашлось немало нюансов, которые можно было трактовать, как оказалось, по-разному.

Перегнул палку
Это далеко не однозначное дело рассматривалось Омским районным судом, который после нескольких заседаний вынес 27 октября прошлого года в отношении подсудимого, назовем его Петром Извековым, обвинительный приговор, назначив мужчине наказание в виде семи лет строгого режима.

Суть обвинений, предъявленных подсудимому, была такова. По версии следствия, Петр Извеков вечером 20 марта 2011 года умышленно, из корыстных побуждений, с целью завладения денежными средствами в сумме 1500 рублей, подошел к дому в поселке Магистральный Омского района, где проживал Павел Марчук (фамилия изменена), постучал в окно, но дверь ему никто не открыл. Увидев, что она заперта изнутри, подсудимый сделал вывод о том, что дома кто-то есть. После этого Извеков выбил стекло в окне веранды, просунул руку, открыл засов и вошел внутрь. Таким образом, подсудимый незаконно проник в чужое жилище, прошел в комнату, где на кровати лежали незнакомые ему женщина и мужчина. Это оказались мать Павла Марчука и его отчим.

Дальше события развивались стремительно. Появившись неожиданно, как черт из табакерки, незваный гость перепугал спавших хозяев. Он сразу бросился к кровати и схватил за грудки ничего не понявшего спросонья мужика.

- Ты Паша?! - рявкнул Извеков и нанес ему удар в скулу. Мужчина отрицательно замотал головой. И тут же получил очередную порцию тумаков. Как ни пытались перепуганные супруги объяснить разъяренному гостю, что сына нет дома и они не знают, где он находится, тот продолжал терроризировать их, причем досталось и женщине. После этого Петр Извеков все-таки изложил им суть своих претензий, дескать, Паша задолжал ему полторы тысячи рублей, за которыми он и пришел. А, видимо, чтобы до хозяина быстрее дошло, он взял утюг, стоявший на столе, и ударил им пару раз мужчину по голове. В результате утюг - вдребезги, а для мужика вроде все обошлось. Но и на этом Извеков не остановился, взял в комнате удлинитель, вырвал из него шнур и стал размахивать оголенными проводами перед насмерть перепуганными супругами, угрожая, что если они не скажут, где Паша, или не вернут ему деньги, то он, дескать, будет пытать их током. Понятно, что это был лишь способ психологического воздействия, но потерпевшие восприняли эту угрозу вполне реально.

- Остановитесь, что вы делаете! - закричала хозяйка. А ее супруг после некоторых колебаний признался, что под тумбочкой у него спрятана заначка. Он хотел было сам отдать деньги, но Извеков оттолкнул его, поднял тумбочку и достал оттуда 2300 рублей. Потом он отсчитал полторы тысячи рублей, а оставшиеся 800 бросил на кровать. После этого Петр Извеков сразу успокоился, положил деньги в карман и, передав напоследок привет Паше, с чувством исполненного долга покинул дом.

Странное, конечно, получилось разбойное нападение с применением насилия и утюга, используемого в качестве оружия, а также с незаконным проникновением в жилище. Смущает строго определенная сумма, которую потребовал грабитель у потерпевших. Почему именно полторы тысячи рублей, не больше и не меньше? Но, как говорится, состав преступления налицо. И суд, беря за основу показания потерпевших, а также свидетеля - Павла Марчука, который категорически заявил, что никаких долговых обязательств перед подсудимым у него никогда не было и он даже с ним не знаком, признал Петра Извекова виновным в совершении разбойного нападения. Хотя в судебном заседании подсудимый подробно объяснил причину, по которой он оказался в доме Павла Марчука. По его словам, в январе 2011 года тот занял у него 1500 рублей, но, несмотря на неоднократные напоминания, так их и не вернул. Однако суд посчитал эти доводы не слишком существенными, сконцентрировав внимание, как говорится, на формальной стороне дела. Но, как оказалось, на этом история не закончилась.

Последняя точка
После вынесения Петру Извекову приговора, по которому он получил за совершение особо тяжкого преступления семь лет строгого режима, адвокат в интересах осужденного направил в Омский областной суд кассационную жалобу. В ней он указал на незаконность, необоснованность и несправедливость судебного решения. По мнению стороны защиты, суд, давая юридическую оценку действиям Извекова, без достаточных оснований отвергает доводы осужденного о мотивах его противоправного поведения, показания свидетелей, потерпевших по данному поводу, не учитывает фактические обстоятельства дела. Суд необоснованно исключил наличие долговых обязательств у Марчука перед Извековым. А это, по мнению адвоката, свидетельствует о наличии между ними гражданско-правовых отношений и, как следствие, об отсутствии корыстной цели и мотивов изъятия денежных средств. Кроме того, как считает сторона защиты, действия подсудимого необоснованно квалифицированы судом как совершенные с незаконным проникновением в жилище, - так как у Извекова не было умысла на хищение чужого имущества, он намеревался лишь выяснить причины невозврата долга и по возможности его вернуть. Таким образом, автор жалобы указал на чрезмерно строгое наказание, назначенное Извекову судом. Осужденный характеризуется исключительно положительно, ранее не судим, имеет двух малолетних детей, частично возместил ущерб, вину частично признал, потерпевшие не настаивали на строгом наказании и просили не лишать Извекова свободы. На протяжении всего предварительного следствия и судебного разбирательства он активно способствовал расследованию преступления, к нему не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу.

Между тем недовольной приговором суда осталась и сторона обвинения, также направившая в адрес Омского областного суда кассационное представление. Государственный обвинитель, со своей стороны, посчитал приговор суда слишком мягким, поскольку установлено, что Извеков совершил дерзкое преступление, в ходе которого наносил удары утюгом по голове потерпевшего, демонстрировал оголенный провод, требуя при этом передачи денежных средств. Назначенное наказание, по мнению стороны обвинения, не отвечает требованиям социальной справедливости, исправления и предупреждения новых преступлений.

И вот наконец 15 декабря прошлого года последнюю точку в этом непростом деле поставила судебная коллегия по уголовным делам Омского областного суда, которая приняла во внимание доводы как стороны защиты, так и стороны обвинения. Как было отмечено в кассационном определении, достаточных и достоверных доказательств того, что целью проникновения Извекова в дом потерпевшей явилось завладение чужим имуществом из корыстных побуждений, не добыто ни в ходе предварительного расследования, ни в ходе судебного разбирательства. При таких обстоятельствах судебная коллегия нашла возможным исключить из обвинения Извекова квалифицирующий признак «с незаконным проникновением в жилище» как не нашедший своего подтверждения.

Таким образом, действия осужденного были переквалифицированы судебной коллегией с ч. 3 ст. 162 УК РФ на ч. 2 ст. 162 УК РФ как разбойное нападение, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья и применением предметов, используемых в качестве оружия. В результате вместо семи лет строгого режима Петр Извеков будет отбывать наказание в виде пяти лет лишения свободы в колонии общего режима. Разница, как говорится, существенная.

Александр НЕВАРДОВСКИЙ

©
URL: http://omskregion.info/news/545-po_zakonu_i_po_spravedlivosti/
Дата публикации:30/01/2012 09:50