Миллиарды под дымовой завесой

Миллиарды под дымовой завесой

Дата публикации 30 октября 2017 09:00 Автор Фото Сергей Мельников

«ОМСКРЕГИОН» обнаружил в городе черный рынок по продаже контрабандных сигарет, оборот которого составляет около миллиарда рублей в год. При этом государство ежегодно теряет на нелегальной торговле в нашем регионе свыше миллиарда рублей — таковы могли бы быть акцизные сборы и НДС.

Омск недавно стал «столицей» нелегальной розницы дешевых фабричных сигарет из Сербии, которые попадают к нам через Среднюю Азию. Сигареты под маркой FAST впервые появились на территории нашей страны в середине 2016 года, а несколькими месяцами ранее — в Киргизии, куда сигареты официально поставляются якобы для продажи в местных магазинах Duty Free. Но сегодня основной регион их распространения — это Омск. На обычных подакцизных сигаретах розница зарабатывает максимум 8–10%, а на нелегальных сигаретах FAST прибыль достигает 30%. И спрос на недорогую фабричную продукцию из Европы есть всегда, что дает организаторам бизнеса колоссальную прибыль.

Бабушки как «черные дилеры»

Автор журналистского расследования обнаружил в обычном омском магазине «у дома» пачку сигарет марки FAST, цену за которую продавец назвал в 49 рублей. Это при том, что средняя цена пачки сигарет в Омске — около 90–100 рублей. Маркировка на пачке оказалась крайне любопытной: сигареты FAST производятся за рубежом, в Восточной Европе — в Белграде. А предназначены они для продажи только в магазинах беспошлинной торговли Duty Free. На пачке — ни одной российской акцизной марки. А все предупреждающие надписи — на английском языке.

Однако «магазины у дома» и табачные киоски в Омске оказались не основными местами продажи нелегальных сигарет. Ключевые дилеры контрабанды — казалось бы пережиток прошлого из 1990-х годов — продавцы-бабушки с уличными лотками. Еще один распространенный способ сбыта контрабанды в Омске — продажа из багажника авто. Это именно особенность нашего города, в соседних регионах Сибири такой буйной и примитивной нелегальной торговли не наблюдается.

Точка нелегальной торговли по ул. 4-я Челюскинцев, 117–119

Постоянные точки реализации уже сложились, и редакция может предоставить эту информацию заинтересованным органам. Мы же отправились в одно из самых крупных злачных мест из подобных — на Ленинский рынок. Берем в качестве прикрытия легенду, что нам нужно приобрести небольшую партию сигарет мелким оптом для дальнейшей перепродажи в магазинчике.

На рынке нам удалось обнаружить дилеров разного уровня. Самый нижний — бабушка с лотком, которая реализует небольшой объем сигарет.

«Я беру их на свои, откуда у меня много денег и товара?» — признается лотошница. Пачка FAST стоит у нее 45 рублей.

Второй уровень дилеров — автолавка. Но и здесь не удалось договориться о мелкооптовой продаже. Хозяйка лавки прячет товар в багажнике, припарковавшись на краю рынка. По ее словам, сигареты раскупаются плохо. Но ассортимент уже побогаче.



Наконец, находим то, что искали — в одном из киосков на территории Ленинского рынка. Здесь пачка FAST стоит 40 рублей, и эта цена является фиксированной, даже если возьмешь всю коробку (500 пачек), которая обойдется в 20 тысяч рублей. Есть здесь и товар других марок. Сигареты нам нахваливают и обещают, что продаваться они будут хорошо (конечно, при такой-то цене!). Однако в киоске заверили, что не знают, откуда приходит товар.

Сербские поставки завоевывают рынок

Чтобы оценить объемы контрабанды, мы обратились за результатами исследований компаний, изучающих табачный рынок. Последние замеры проводились в августе, и ситуация с тех пор только ухудшается. По оценке «TNS Россия», уже 30% омской розницы заполнили те самые сербские сигареты FAST, выпускаемые на небольшой фабрике MONUS в Сербии. Это второй крупнейший производитель, чей товар нелегально попадает в Россию. На первом месте в стране — продукция табачной фабрики из белорусского Гродно, которая занимает 26% черного рынка. Но эти сигареты чаще встречаются в европейской части России.

Точка нелегальной торговли по ул. 4-я Челюскинцев, 117–119

По данным независимого исследования о распространении нелегальной табачной продукции в России, проведенном компанией «TNS Кантар» в начале этого года, на продукцию сербской фабрики приходилось порядка 11% всего нелегального потребления. Другими словами, всего за один год сербская фабрика MONUS стала вторым после Гродненской табачной фабрики «Неман» (Белоруссия) крупнейшим поставщиком нелегальной продукции в Россию. Годом ранее ее доля составляла менее 5% российского нелегального рынка сигарет.

Сами по себе фабричные сигареты выпускаются вполне законно и, вероятно, соответствуют всем сербским стандартам. Вопрос в экономике. Сигареты под маркой FAST впервые появились на территории России в середине 2016 года, а несколькими месяцами ранее — в Киргизии, куда сигареты официально поставляются для продажи в местных магазинах Duty Free, и частично в Казахстане. Причем объем поставок в Киргизию с 2015 года увеличился в 500 раз.

Судя по всему, легально поступая из Сербии якобы для продажи в магазинах Duty Free в Киргизии, эти сигареты в аэропорту Бишкека на самом деле нисколько не задерживаются, а идут сразу в Казахстан и далее в Россию. Основные регионы распространения — Омск, Новосибирск, Рубцовск и другие города Южной Сибири. Конкретно в Омской области каждая третья приобретаемая пачка сигарет — это FAST. В Новосибирске их доля составляет 1,1 процент всего потребления. В Челябинске — 2,5 процента всего сигаретного рынка.

Маршрут вывода сигарет FAST из легальной цепи дистрибуции

Миллиарды мимо бюджета

Но даже при такой адской логистической цепочке от сербской фабрики через страны Средней Азии российскому потребителю контрабандная пачка обходится в 36–40 рублей. А входная цена каждой пачки на российский рынок — около 30 рублей. Разумеется, ни один легальный производитель не может конкурировать с такой ценой.

По имеющимся данным, в 2015–2016 годах в Кыргызстан операторами Duty Free было импортировано более 650 млн шт. сигарет FAST, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли. Согласно экспертным оценкам, объем сигарет, легально реализуемых в магазинах беспошлинной торговли в Киргизии, не превышает 5 млн шт. сигарет в год. Так что неудивительно, что это продукция наводнила сибирский рынок.

В целом, по различным расчетам участников рынка, в месяц на территории Омска продается порядка 5 тысяч коробов нелегально ввезенных сигарет из Сербии. Один короб вмещает 50 блоков сигарет, а один блок равен 10 пачкам сигарет. Таким образом, ежемесячно на территории города Омска продается 2,5 млн пачек сигарет под марками FAST и BRASS. При стоимости 40 рублей за пачку оборот теневой торговли сербскими сигаретами на территории только одного Омска составляет 90 млн рублей в месяц, или более 1 миллиарда в год.

Точка нелегальной торговли по ул. 4-я Челюскинцев, 117–119

С каждой пачки выпущенных сигарет легальные производители платят государству минимум 50 рублей 10 копеек в виде акцизного налога и НДС. Таким образом, потери государства от нелегальной торговли в Омске составляют не менее 112,7 млн рублей в месяц, или 1,353 млрд рублей в год. Эти деньги должны зачисляться в федеральный бюджет.

Бюджет Омской области в этом случае теряет НДС и розничную прибыль. Ведь магазины могли бы продать легальный товар и получить свою маржу. Кроме того, сигареты — трафикообразующий продукт, и обычно вместе с одной пачкой человек делает какие-то сопутствующие покупки. Следует помнить и о том, что увод в теневой рынок такого объема розничной торговли приводит к общей криминализации бизнеса в регионе.

«Закрытый клуб» контрабандистов

По оценкам аналитического агентства «ИНФОЛайн-Аналитика», специализирующегося на аудите розничной торговли, 61% нелегальных сигарет в Омске продается через так называемые «стихийные каналы» торговли, а именно мобильные лотки, воскресные ярмарки, открытые рынки, «магазины на колесах» / автолавки и т. д.

По нашим данным, на территории Омска постоянно работают около 25–30 стихийных точек, продающие нелегальную продукцию.

Точка нелегальной торговли по ул. 4-я Челюскинцев, 117–119

«Нам удалось выяснить, что в Омск сигареты поступают из Казахстана с территории Киргизии. Сначала каким-то способом они выводятся в нелегальный канал и хранятся на складах, а затем через территорию Казахстана переправляются в Омск на адреса нескольких физических лиц. В Омске у них есть своя сеть дистрибуции. Можно купить сигареты FAST в Омске и через поисковый запрос в интернете, но вряд ли это какие-то ключевые операторы. Ассортимент уже расширился и сейчас в нелегальной продаже можно увидеть сигареты и других производителей, различных форматов, вкусов и марок. Но они также идут через Duty Free», — рассказал «ОМСКРЕГИОНУ» один из участников рынка на условиях анонимности.

«У нас нет таких ресурсов, чтобы провести полноценное расследование и установить организаторов этой цепочки, это дело полиции. Поскольку это бизнес нелегальный и криминальный, здесь действует принцип "закрытого клуба", контактами крупных дистрибьюторов никто не делится. Это крайне закрытая организация, которая не принимает никого со стороны. Понимая масштабы бизнеса, посторонние им не нужны», — продолжает источник.

Все риски берет на себя мелкая розница. Поскольку такой бизнес на продаже нелегальной продукции предусматривает и административную, и уголовную ответственность, законопослушные предприниматели и сетевая розница не рискуют в открытую реализовывать подобный товар. Но несетевые точки, как та, о которой говорилось в начале статьи, ради высокой прибыли могут и рискнуть.

Партия сигарет, задержанная полицейскими в Омске 15 октября в машине по ул. Менделеева

Понятно, что сливки снимают организаторы бизнеса, но без участия правоохранительных органов и спецслужб нескольких стран установить их не удастся.

Что касается продажи в Омске, одна из нелегальных точек была обнаружена прямо возле крыльца Управления Роспотребнадзора. Но этот контролирующий орган предпринимает действия после обращений граждан, кроме того, факт продажи должен быть подтвержден чеком, который уличные торговцы не выдают. Однако вряд ли кто-то из курильщиков пожалуется на точку с дешевым товаром своего повседневного спроса. Полицейским также вряд ли интересно отлавливать по улицам отдельных бабушек, а крупное расследование с отслеживанием всей цепочки — процесс трудоемкий, который займет не один месяц.

При этом действующее законодательство не позволяет эффективно противодействовать оптовым каналам перемещения немаркированной табачной продукции между странами-членами ЕАЭС. Внутри таможенной территории ЕАЭС допускается свободное перемещение товаров между физическими лицами для личного потребления. При этом формализованного определения количества сигарет, допустимого к перемещению в целях личного потребления, не существует.

Проще говоря, из Казахстана в Россию можно завезти любое количество сигарет — на посту можно смело заявить, что все эти пачки — для себя, курильщика. Ведь наказывается только продажа, а не ввоз подобной продукции.

И. о. заместителя начальника Омской таможни по вопросам правоохранительной деятельности Владимир Русанов

В Уголовном кодексе есть отдельная статья о контрабанде алкоголя и табака, стоимостный критерий здесь — 250 тысяч рублей. Но статья сформулирована как незаконное перемещение этого товара через таможенную границу Таможенного союза. То есть, не через государственную границу — из Казахстана в Россию, а только из какой-то третьей страны на территорию Таможенного союза. Поэтому контроль нужен на западных рубежах. С этими фактами мы знакомы и боремся, но в действительности не все так просто. В данном случае нужно доказать вину и установить, как сигареты производства Сербии поступили на территорию РФ. Товар бывает сложно идентифицировать. Мы делаем снимки пачек со всех ракурсов и направляем запросы производителю, чтобы он подтвердил, легальная это продукция или контрафакт. Если второе, то она подлежит изъятию и уничтожению. Если легальная, нужно разбираться, как она поступила в Россию. Человек может сказать, что имеет лошадиное здоровье и выкуривает в день коробку сигарет. Наша обязанность — собрать доказательства, что он обманывает государство. Если мы соберем, он будет привлечен к ответственности, а если нет — то увы.


Распечатать страницу