Анатолий Коненко: «Я и художник, и изобретатель»

Анатолий Коненко: «Я и художник,  и изобретатель»

Дата публикации 8 ноября 2017 13:16 Автор Фото Евгений Кармаев

Омский микроминиатюрист о своем участии в телепрограмме «Я могу!» и мастерстве.

Портрет Гордона на маковом зернышке

 – Анатолий Иванович, как вы стали участником программы «Я могу!»? Отправили на первый канал заявку?

 – Нет, конечно. Мы с сыном Станиславом готовили к выпуску Книгу рекордов Омска и Омской области. А потом решили, что пора делать Книгу рекордов России. Стали искать, фиксировать рекорды и вручать сертификаты  в разных регионах. У нас появились сотрудники в других городах. Сын – главный редактор Книги рекордов России, я – главный эксперт.

 – Проект телепрограммы родился на основе книги?

 – Проект мировой, подобные передачи есть во многих странах. А когда его решили перенести в Россию, встал вопрос, где найти людей с уникальными способностями. А мы их знали. И многие участники попали в передачу с нашей подачи.

 – Поэтому в передачах так часто участвуют омичи?

 – Мы рекомендовали не только омичей.

 – Ваш сын стал соведущим Леонида Якубовича, фиксирующим рекорды. А вы приняли участие в программе, нарисовав портрет на маковом зернышке. А почему это был портрет Александра Гордона?

 – И у моих родственников был такой же вопрос. Я подумал: а кого еще? Пушкина? Но программа идет в формате шоу. Не хотелось великого поэта связывать с шоу. Логично было нарисовать портрет известного ведущего Первого канала. Но на предыдущей передаче уже создавали портрет Якубовича. Решил: тогда Гордона.

 – Почему вы сказали в эфире, что нарисовать портрет Гордона – сложная задача?

 – Пушкина легче изобразить, потому что мы все помним, как он выглядит. И Ленина тоже. Три черточки, и все поймут, кто перед нами.

 – Перед вами не было фотографии? Создавали портрет по памяти?

 – Ничего не было. Но дома я потренировался, рисуя по памяти портреты разных людей. Я работал в программе полтора часа. Оператор снимал, и я специально на камеру показывал все этапы. Берешь маковое зернышко, приклеиваешь его, срезаешь, вынимаешь все изнутри, наполняешь белой массой. Она затвердевает, срезаешь излишки и начинаешь рисовать портрет.

 – Вы оставили миниатюру в подарок Первому каналу?

 – Конечно. Думаю, портрет передали Гордону.

 – Вы широко известны в Омске и в городах, где проходят ваши выставки. А как себя чувствовали перед многомиллионной аудиторией?

 – Нормально себя чувствовал, потому что много раз выступал на телевидении. Немного волновался, что не успею за время эфира. Поэтому следил за временем. Когда дорисовал и начал работать цветом, понял, что все хорошо.

Как художник офтальмологам помог

 – С чего началось увлечение микроминиатюрами? Почему вы выбрали этот редкий вид творчества?

 – Я учился на худграфе. Дипломной работой стал макет реставрации красивого деревянного дома с улицы Пушкина. Обычно над макетами работают человек пять, а я решил делать его один. Руководитель диплома не соглашался, тогда я принес макет резного окна с форточками, которые открывались. Его сразу забрали в коллекцию как произведение искусства. Макет я сделал и защитился на две недели раньше всех. Это был опыт, как организовать работу, когда, кроме себя, надеяться не на кого. А потом я преподавал макетирование в строительном колледже и вел кружок, где ребята занимались всем: и чеканкой, и резьбой по дереву, и работой с гипсом. С учениками у нас сохранилась связь. Многие потом организовали свои мастерские. Если ты умеешь что-то делать руками, ты выживешь. Тогда же я для души в свободное время стал заниматься миниатюрой.

 – Увидели чьи-то работы и самому захотелось освоить?

 – Нет, никто меня ничему не мог научить. Все приходилось изобретать самому.

 – Расскажите о первой работе микроминиатюриста.

 – Это был барельеф Достоевского из грецкого ореха, который я вставил в половинку вишневой косточки. Потом думаю: надо сделать музыкальный инструмент – балалайку, гитару или скрипку. Скрипка показалась красивее. Сделал одну, потом – вторую. А раз я макетированием занимаюсь, решил сделать собор – Преображенскую церковь с острова Кижи. Каждое бревнышко – это человеческий волос. Несколько месяцев потратил на это.

 – А где состоялась ваша первая выставка?

 – В Литературном музее – в начале 80-х годов. Я приехал в Омск из Северного Казахстана. Ходил по городу, смотрел, что есть в Омске такого, чему можно было бы удивиться. Пришел в музей имени Достоевского. Посмотрел экспозицию и говорю директору Виктору Вайнерману, что чего-то в музее не хватает. Хотелось бы увидеть острог, понять, как был устроен быт каторжан. Он говорит: «Если хочешь чем-то помочь, возьми и сделай». Дал мне чертежи и материал, я макет сделал, он так и стоит в музее. И принес показать несколько своих микроминиатюр, которые поставили на полочки, и мы увидели, с каким интересом люди их рассматривают.

 – Как появились у вас инструменты для такой тонкой работы?

 – Сам изготавливал. А микроскоп у меня был школьный. Однажды про меня решили сделать сюжет для киножурнала «Сибирь на экране». В каждом кинотеатре перед сеансом этот журнал показывали, и из него люди обо мне узнали. Когда снимали, попросили показать, как я работаю. Увидели микроскоп и говорят: «Мы недавно делали фильм про хирургов – вот у них настоящие микроскопы». И я пошел в офтальмологическую больницу к главному врачу Виталию Выходцеву. Попросил микроскоп хотя бы на время. А Виталий Петрович говорит: «Дам микроскоп, а ты будешь нам помогать затачивать, исправлять инструменты». Я согласился, и больше десяти лет мы сотрудничали.

 – Микроминиатюру с портретом Святослава Федорова вы сделали в тот период?

 – Это была интересная история. Выходцев говорит: «Не знаю, что делать, заканчиваются хрусталики». Я предложил: «Найдите один бракованный, я сделаю на нем портрет Федорова, мы ему подарим и попросим хрусталики». Прилетели в Москву, прием только по записи, шесть секретарш разговаривают по телефону со всем миром на разных языках. Решили прийти на следующий день за полчаса до приема, уговорили секретаршу пропустить нас на минуту, чтобы сделать подарок. И вот идет Святослав Николаевич, окруженный людьми, и все пытаются ему что-то сказать. Зашел в кабинет, мы за ним. С каким интересом он рассматривал портрет, сколько вопросов задал! Вызвал главного инженера, организовал для нас экскурсию на производство. И, конечно, выделил Омску партию хрусталиков.

И кузнечик запиликал на скрипке

 – Какая из ваших работ вам особенно дорога?

 – Кузнечик со скрипкой. Получился синтез: творение природы и дело рук человека, в результате родился образ, всем известный по детской песенке.

 – Ваша микрокнига с рассказом Чехова «Хамелеон» занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Как вы над ней работали?

 – В мире с довоенного времени проводятся выставки миниатюрных книг. До меня самая маленькая книга в мире была у шотландского мастера, ее размер один миллиметр на полтора. Коллекционеры сказали: только ты сможешь сделать меньше. В 1996 году я все лето занимался книгой, ее размер 0,9 х 0,9 миллиметра, тираж – 100 экземпляров. Гравировал текст на медной пластинке, каждая страница величиной с человеческий волос. Потом возник вопрос – на какой бумаге печатать? Бумагу делал сам: прессовал, растворял, вальцевал. А как соединить страницы? Сшивал нитками из волокна тутового шелкопряда.

 – Этот рекорд до сих пор никто не побил?

 – Я сам его побил. На обложку этой книги можно положить 100 тех, что есть у меня сегодня.

 – Фантастика!

 – Когда сын начал вместе со мной заниматься микроминиатюрой, мы придумали концептуальную книгу 0 х 0 миллиметров. Это «Божественная комедия» Данте. В ней 99 глав, 33 – «Рай», 33 – «Чистилище», 33 – «Ад». Сделали 99 экземпляров книг, у каждой свой номер. В коробочке – 33 клеточки, на каждой – пластиночка с бриллиантиком, а на его верхней поверхности – золотой шарик, – это и есть книга. В сертификате написано: «На верхней грани золотого шарика находятся координаты книги». Презентацию проводили лет пять назад, пригласили на нее математиков, физиков, философов, чтобы объяснили концептуальный смысл книги.

 – Анатолий Иванович, вас часто сравнивают с Левшой. Как и этому мастеру из произведения Лескова, вам удалось блоху подковать…

 – Я это сделал, потому что на выставках люди постоянно просили об этом.

 – А как вы считаете, Левша был художником или мастеровым?

 – Я думаю, мастеровым. Есть мастера, которые могут вручную сделать часы из дерева, художниками их сложно назвать. Искусство и мастерство – это два параллельных мира.

– Кто же вы в первую очередь?

– Я думаю, и художник, и изобретатель. 

 – Вы говорите, что работаете, затаив дыхание. А есть в вашем деле место вдохновению?

 – Когда придумываешь образ изделия. А дальше – технология: как это сделать? Бывает, работа растягивается на годы. Вот, например, пришла идея изготовить золотой крестик в треть человеческого волоса. Думаешь, из чего сделать, как внутрь волоса его поместить и там отполировать. Крестик готов, а чем просверлить волос? Откладываешь и ждешь, когда придет новая идея.

 – В результате получился крестик?

 – Получился.

 – Над чем сейчас работаете?

 – Педуниверситету, который я окончил, – 85 лет. Меня попросили сделать памятный сувенир. Задумал живописную серию: виды Земли из космоса. Это потрясающие картины: вы смотрите и видите натюрморт, а это не что иное, как вид сверху реального острова. А льды Антарктиды – это великолепная графика. Одна из работ будет посвящена Омску.

– Вы больше не обращаетесь к сотрудникам Книги рекордов Гиннесса?

 – А зачем? Гиннесс – это Лондон, а мы создаем Книгу рекордов России. Они же к нам не обращаются. Может быть, скоро и мы будем мировые рекорды фиксировать.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Скорбит вся страна

Скорбит вся страна

Жители Омской области почтили память жертв теракта ...

Актуально

Сделать дом безопасным

Сделать дом безопасным

Подвалы омских многоэтажек переоборудуют в ...

Власть

Ждем с ответным визитом

Ждем с ответным визитом

Делегация Омской области провела в Республике ...

Выставка

Юбилей под впечатлением

Юбилей под впечатлением

В музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля ...

Земляки

Обгоняя впереди бегущих

Обгоняя впереди бегущих

В Омске существует когорта интересных, самобытных, ...

Крупным планом

«Будем развивать вузовский потенциал»

«Будем развивать ...

На минувшей неделе в Омске с рабочим визитом ...

Наше время

«Активность ветеранов – пример для молодежи»

«Активность ветеранов – ...

В ветеранской организации Октябрьского ...

Общество

Цифровая грамотность – залог безопасности

Цифровая грамотность – ...

Омские «ИТ-тимуровцы» учат представителей старшего ...

Патриотизм

Меняя себя, мы меняем мир

Меняя себя, мы меняем мир

В Омске прошел форум «Душа, укрепленная верой, ...

Панорама недели

Всегда на страже

Всегда на страже

В историческом парке «Россия – моя история» ...

Поддержка

Помощь для героев-земляков

Помощь для ...

Сотрудники Драгунского дома-интерната передали в ...

Правдивая история

Cчастливый выбор

Cчастливый выбор

В дошкольную педагогику Валентина Токарева пришла ...

СВО

«Военный билет приготовил заранее»

«Военный билет приготовил ...

Омский менеджер Вячеслав Мухамедов уверен, что их ...

Социум

Место, где помогут и поймут

Место, где помогут и ...

20 марта в детском клубе «Страна радости» центра ...

Фестиваль

Вышли на «Рубеж»

Вышли на «Рубеж»

Состоялся очередной этап фестиваля семейного ...