Известный актер о работе на сцене, роли Вольфа Мессинга и съемках в кино.
Ирина Борисова
В Омске с моноспектаклем «Пиковая дама» выступил народный артист РФ Евгений Князев. Наш корреспондент встретился с ним.
Мы каждый день другие
– Евгений Владимирович, еще недавно на сцене Вахтанговского театра шел этот спектакль, в котором вы играли роль Германна. Сегодня вы исполняете все заглавные роли один. Почему вы остались верны этой постановке?
– «Пиковую даму» поставил великий режиссер Петр Наумович Фоменко в 1996 году. Главные роли исполняли замечательные актрисы Людмила Максакова, Нонна Гришаева, Марина Есипенко. Прошло время, и было принято решение убрать его из репертуара театра. Но мне не захотелось расставаться со спектаклем, и я сделал монопостановку, с которой выступаю перед зрителями. Фоменко – уникальный театральный режиссер, сделавший много для театра, а слава к нему пришла после 60. Он создал свой театр, который теперь называется «Мастерская Петра Фоменко». Честно занимался тем, чем хотел заниматься. На репетициях нам говорил: «Никогда ничего не столбите», то есть ничто не должно быть только так, а не иначе. «То, что я говорю сегодня, – объяснял он, – более правильно, чем то, что я говорил вчера». Потому что мы каждый день другие.
– Ваша старуха, знавшая тайну трех карт, какая?
– Всегда разная. Для меня главное – рассказать историю по-новому каждый раз. Вы ведь тоже одну и ту же историю рассказываете в новой манере, так ведь? Здесь – то же самое. Я посвятил свой спектакль Петру Наумовичу Фоменко, которому благодарен за то, что он помог мне почувствовать, что такое театр. Уже не все помнят это имя, к сожалению. Студенты , которые поступают к нам в Театральный институт имени Щукина, не знают, кто такой Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, Олег Борисов, Евгений Лебедев… А что они играли, какие спектакли ставили, уже мало кто помнит. Время – вещь жестокая, стремительная.
– А театр?
– Театр – вещь не развлекательная, а интеллектуальная, даже если мы играем водевиль или комедию. Каждый спектакль должен давать что-то душе человеческой, и если у нас это получилось, если зритель приходит к нам за живой эмоцией, переживанием, мыслями и актеры дают ему это – значит, есть смысл в нашей профессии.
Эмоция придет от зала
– С вашей точки зрения, зрители сейчас такие же, какие были несколько лет назад, или изменились?
– Я играю разные спектакли, и на каждом спектакле разный зал. Но я точно знаю, что зрителя всегда нужно завоевывать. Как десять или двадцать лет назад, так и сегодня. И если артист на сцене не будет включаться в процесс, то ничего не выйдет. Но работать надо не так, чтобы понравиться, а так, чтобы ты жил на сцене, чтобы каждая твоя секунда была оправданна, чтобы ты не позволял себе отдыхать даже в паузах. Это трудно, но всегда нужно бороться за зал. Эта борьба начинается с момента выхода на сцену. Иногда кажется, что ты так устал, и не знаешь, где силы брать. Но зазвучат первые звуки музыки, ты выходишь на сцену и думаешь: а вдруг в зале зритель, который впервые пришел на спектакль? А может, он именно на тебя пришел посмотреть? И это мобилизует. Появляется второе дыхание, новые интонации. Партнер что-то сказал по-другому – ты по-другому ответил. И вот уже одно покатилось за другим. От этого каждый спектакль особенный.
– Что такое успех в театре?
– Спектакль рождается в момент выпуска, когда он находит своего зрителя. И когда случается тот самый успех – это отражение того, что твоя жизнь не напрасна и ты избрал эту профессию не зря.
– Как вы готовитесь к выходу на сцену? Или все происходит на автоматизме?
– Если кто-то скажет, что не готовится, то он слукавит. Безусловно, в этом есть некоторые ремесленнические моменты, никуда от этого не денешься, иначе можно было бы сойти с ума. Конечно, у нас идет внутренняя подготовка к роли. Ты же заранее знаешь, когда и какой спектакль будешь играть. И ты внутренне знаешь, чего ты точно не должен делать, а что, наоборот, нужно. Желательно, например, текст повторить, вспомнить, что происходило на репетициях. А эмоция – она придет от зала, который будет воспринимать или не воспринимать твою игру.
– А как вы отдыхаете?
– Когда-то моя учительница по танцам сказала: «Когда очень устаешь и не по себе, очень хорошо поработать с землей, потому что она заземляет, забирает отрицательную энергию». Земля для меня та стихия, которая помогает. Например, я не люблю воду, она мне не нужна, а вот заниматься землей – другое дело. Еще люблю все связанное с огнем. Я Лев по знаку зодиака, и в этом знаке мне комфортно.
Третьего не дано
– Евгений Владимирович, по первому образованию вы – горный инженер. А почему не сразу поступили в театральный институт?
– К театру меня тянуло всегда, однако страх не поступить оказался сильнее. Не верил я, что поступлю без протекции. Это сейчас смело могу сказать, как ректор института, что нужны только талант и характер, а тогда считал по-другому.
– А не страшно было идти служить в Вахтанговский театр, где многие артисты давно стали легендами еще при жизни: Людмила Целиковская, Михаил Ульянов, Василий Лановой?
– Страшно было так, что даже передать не могу. Мне казалось, что я попал на небо, ведь таким большим артистам не было особого дела до нас, молодых. С ними здороваешься, они вроде тебе и отвечают, а в свой круг пускать не хотят. Нужно было очень много времени просуществовать в театре, чтобы тебя признали за «своего». Это самый большой труд – прижиться в театре.
– Что интереснее – работа на сцене или на съемочной площадке?
– Выходя на сцену, я знаю, что должен рассказать историю от начала до конца и могу полагаться только на самого себя, а в кино целый день можно играть одну и ту же фразу до тех пор, пока режиссер не скажет «снято». В фильме все зависит от мастерства режиссера, от того, как он сложит картину. Но есть хороший артист или плохой. Третьего не дано. Можно каждую роль проживать, а можно освоить технику, а внутри себя ничего не иметь. Если к роли плохо относиться, она отомстит тебе.
– Роль Вольфа Мессинга понравилась чуть ли не всей стране. Как вы думаете, почему?
– Это нужно спросить у зрителей. Но каково жить человеку, у которого есть какие-то сверхспособности, я догадался.
– Много лет вы возглавляете самый известный театральный вуз – имени Щукина. Чем живет «Щука» сегодня?
– Недавно мы отметили 103-летие нашей театральной школы. Пришли наши бывшие ученики. Семьдесят лет назад институт окончила Юлия Константиновна Борисова, 60 лет – Василий Семенович Лановой, 50 лет – Анастасия Вертинская и еще многие известные артисты и режиссеры. Мы ценим своего учителя Евгения Багратионовича Вахтангова, который говорил: «Чем ярче вы будете работать, тем больше запомнитесь». Мы не боимся яркости. Сейчас очень трудно смотреть на артистов 60 – 70-х годов, потому что они играют совершенно в другой, медленной манере. Сейчас другие ритмы, так уже не мыслят, говорят быстрее, идут быстрее – все ускоряется. Значит, нужно этому соответствовать.
Досье «ОП»
Евгений Владимирович Князев, российский актер театра и кино. Родился 9 августа 1955 года в Туле. Окончил Тульский политехнический институт по специальности «горный инженер» (1977), Театральное училище имени Б.Щукина (1982). Служит в Московском академическом театре имени Е. Вахтангова.
Народный артист РФ (2001). Ректор Театрального института имени Б. Щукина (2003). Снялся более чем в 30 кинолентах, среди которых «Поздняя любовь», «Вольф Мессинг», «Страсти по Чапаю», «Вангелия», «Орлова и Александров», «Мир вашему дому!».
Евгений Владимирович Князев, российский актер театра и кино. Родился 9 августа 1955 года в Туле. Окончил Тульский политехнический институт по специальности «горный инженер» (1977), Театральное училище имени Б.Щукина (1982). Служит в Московском академическом театре имени Е. Вахтангова.Народный артист РФ (2001). Ректор Театрального института имени Б. Щукина (2003). Снялся более чем в 30 кинолентах, среди которых «Поздняя любовь», «Вольф Мессинг», «Страсти по Чапаю», «Вангелия», «Орлова и Александров», «Мир вашему дому!».