Глава омского «Мерка» так и не раскрыл, куда спрятал ядовитые отходы

Глава омского «Мерка» так и не раскрыл, куда спрятал ядовитые отходы

Дата публикации 15 декабря 2017 14:19 Автор Фото Алексей Пантелеев

Дмитрий Золотарев выступил в суде с последним словом. Приговор омскому бизнесмену, который привез «экологическую бомбу» из особо опасных химических отходов, начнут оглашать с понедельника.

Сегодня в Советском районном суде ожидалось вынесение приговора экс-директору ООО «Мерк» и ООО «ПП «Мерк» Дмитрию Золотареву. Однако судья Юлия Кайгародова, предоставив подсудимому последнее слово, удалилась в совещательную комнату для вынесения решения и объявила перерыв. Приговор в вводной и описательной части начнут оглашать в понедельник, а мотивировочная часть из-за большого объема будет зачитана уже во вторник.

Напомним, что, по версии обвинения, в 2010 - 2015 годах директор ООО «Мерк» и ООО «ПП «Мерк» Дмитрий Золотарев заключил с разными компаниями договоры по утилизации отходов общей массой около 600 тонн, имеющих в своем составе полихлордифенилы. Эти вещества относятся к стойким органическим загрязнителям и имеют высший класс опасности. Полихлордифенилы классифицируются как вероятные канцерогены человека. Они ухудшают память и отрицательно сказываются на интеллектуальном развитии детей и взрослых, вызывают заболевания печени и нарушение репродуктивной функции человека, повреждают органы эндокринной системы, а также способствуют росту онкологических заболеваний и детских уродств.

Золотарев заключал многомиллионные договоры по утилизации отработанных трансформаторов, но на самом деле не мог выполнить взятые на себя обязательства, поскольку используемое на его предприятиях оборудование не предназначалось для обезвреживания отходов, содержащих полихлорированные дифенилы.

Сегодня в суде бизнесмен в своем последнем слове решил рассказать, что трансформаторы представляют собой металлический герметичный корпус, внутри которого находится масло с содержанием полихлордифенилов.

«Здесь уместно провести аналогию с обычным автомобильным аккумулятором, — заявил он. — Размещение конденсаторов трансформатора не может нанести вред почве. В методике, на которую ссылается эксперт, не предусмотрен рассчет нанесенного вреда при размещении отходов в герметичных контейнерах, однако эксперт утверждает, что нанесен фактический вред почве. Считаю, что обвинения основаны не на фактах, а на догадках и домыслах».

Кроме того, Дмитрий Золотарев не согласился с доводами, что эти отходы относятся к классу опасности 6.1 — ядовитые и токсичные вещества, способные вызвать отравление при вдыхании паров, пыли, попадании внутрь и при контакте с кожей.

«Никакого преступного умысла в обращении с отходами, а также якобы незаконном получении и переоформлении лицензии при отсутствии необходимого оборудования в моих действиях не было. Никакого загрязнения почвы при деятельности «Мерка» допущено также не было. Это подтверждается отсутствием в обвинении каких-либо сведений о местах нахождения загрязненных участков, их размеров и концентрации полихлордифенилов в грунте», — выступил он.

Но в реальности никто не сможет заставить Дмитрия Золотарева показать, где же все-таки он спрятал страшный груз. По данным следствия, отравляющие вещества сбрасывались на территории Омской, Новосибирской, Тюменской областей, г. Тюмени и других субъектов Российской Федерации. По некоторым данным, химические яды просто сливались в леса, экологический вред оценивается в 89 млн рублей.

Вину в совершении преступления Дмитрий Золотарев не признал, мер по возмещению ущерба не принял. Как рассказала старший помощник прокурора Советского округа Ольга Андреева, сторона обвинения запросила наказание Золотареву в виде двух лет и десяти месяцев лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима. В качестве смягчающего обстоятельства рассматривается наличие у подсудимого малолетних детей. Кроме того, прокурор заявил иск о возмешении ущерба экологии на 89 млн рублей. Некоторое имущество Золотарева удалось арестовать — это, среди прочего, грузовые автомобили «Газель» и офисная техника, однако его явно недостаточно для компенсации вреда.

«Полагаю, что никаких сомнений в виновности не имеется, — рассказала Ольга Андреева журналистам. — Позиция Золотарева, как я полагаю, основана исключительно на желании избежать ответственности. Мы пытались найти отходы и очень хотелось бы это сделать. Были большие надежды на судебный процесс и на то, что Золотарев все-таки раскается, признает свою вину и скажет, где находятся отходы, и их удастся обезвредить. Они действительно представляют огромную опасность как для окружающей среды, так и для любого человека. Он утверждает, что отходы были сожжены в доменных печах, но это невозможно. Поэтому будем продолжать искать. Данных по Омской области у нас нет, а если Золотарев и называет какие-то места, это, на мой взгляд, те участки, где мы заведомо ничего не обнаружим».

Пока достоверно известно, что некоторые трансформаторы вывозились в Тюмень. Емкости принимал некий цыганский барон, а распиливали их нанятые гастарбайтеры из Средней Азии, состояние здоровья которых сейчас неизвестно. Ядовитая жидкость затем сливалась на пустыре. На этом месте в Тюмени сейчас построен жилой микрорайон. Однако в ходе строительства грунт вынимался при подготовке котлованов и куда его вывезли, уже не найти. К слову, полихлордифенилы не имеют запаха, и их можно обнаружить только путем сложного лабораторного анализа почвы. А информация Золотарева, что трансформаторы все-таки кто-то безопасно утилизировал, не подтвердилась.

«Мы доказали, что реальных подрядчиков не было, — добавила старший помощник прокурора. — Были направлены запросы во все организации, которые осуществляют данный вид деятельности на основании лицензии. Все эти организации, которые опрашивались в рамках следствия, ответили, что с «Мерком» каких-то договорных отношений по обезвреживанию и утилизации опасных отходов не было».


Ранее по теме:

Экс-глава омского Росприроднадзора пойдет под суд за лицензию «Мерку»

Экс-глава омского Росприроднадзора пойдет под суд за лицензию «Мерку»

Омский следком завершил расследование уголовного дела в отношении экс-руководителя управления Росприроднадзора Александра Щербакова. Щербаков выдал лицензию на утилизацию опасных отходов предприятию, которое было не способно это сделать.



Ранее по теме:

На экс-руководителя омского Росприроднадзора завели уголовное дело

На экс-руководителя омского Росприроднадзора завели уголовное дело

По данным Следкома, подчиненные Сергея Еремина выявили факты нарушения природоохранного законодательства. Однако же руководитель дал указание не привлекать руководителя компании к ответственности.


Распечатать страницу