На пресс-конференции Путина «самодеятельность» уже не помогает

На пресс-конференции Путина «самодеятельность» уже не помогает

Дата публикации 18 декабря 2017 10:18 Автор

На большой пресс-конференции Путина я побывал второй раз. И снова меня не покидает ощущение, что президент готовится к пресс-конференции лучше самих журналистов. Многие коллеги, похоже, больше думают не над вопросом, а о том, как привлечь к себе внимание.

Для того чтобы получить в руки микрофон и попасть на экраны всей страны журналисту, похоже, вовсе не обязательно готовиться, как того требует наша профессия. Участники пресс-конференции уже много лет больше заботятся о том, как выделиться на фоне тысячи своих коллег по цеху.

Традиционно микрофон первыми получают журналисты из кремлевского пула, ветераны профессии, которых лично знает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Обозревателю «Коммерсанта» Андрею Колесникову нет смысла рисовать себе плакат. Журналистам из регионов сложнее. Поэтому в ход идут всевозможные выдумки и фантазия. Содержание плакатов (кстати, в этом году их впервые подвергли формальному ограничению по размеру — не более А3) можно долго обсуждать. В поле зрения президента попадали листовки с провокационными надписями: «Мальчик из Бундестага», «Спасите детей», «Путин бабай», «Вопрос бомба»… Но далеко не всегда ставка на эпатаж срабатывает. Путин может разглядеть сквозь стену пестрых постеров скромный плакат «Уфа» и дать журналисту слово.

Уже далеко не каждый раз помогает и экстравагантный внешний вид. Стремясь остановить на себе взгляд первого лица государства, некоторые мои коллеги порой идут на самоистязания: было искренне жаль тех, кто несколько часов просидел в большой кавказской папахе или в спортивной шапочке и горнолыжных очках, но внимания так и не удостоился. 

Странно, но если журналистам не дают микрофон, то многие из них решают обойтись без него и начинают громко кричать. До сих пор вспоминаю, как на прошлой пресс-конференции одна из журналисток чуть не разрыдалась, чуть ли не со слезами умоляя дать ей высказаться. Дали — в итоге прозвучал посредственный риторический вопрос.

Но если раньше такое поведение репортеров было редким недоразумением, то теперь стало обычным явлением. Временами пресс-конференция напоминала базар, где тысяча голодных торговцев, а покупателя всего два. Президенту то и дело приходилось успокаивать разгоряченных гостей столицы, порой иронизируя: «Ну, перестаньте, а то сейчас заплачу».

В этот раз стало очевидным, что «художественная самодеятельность» на пресс-конференции уже не помогает журналистам. Слишком много ей стали уделять внимания и, к сожалению, слишком мало такому простому профессиональному навыку, как умение емко и внятно сформулировать вопрос. Золотое правило интервьюера — не перетягивать оделяло на себя, всегда задавать один емкий и понятный вопрос — соблюдают единицы. Например, журналист Владимир Кондратьев: он продемонстрировал, как ведет себя нормальный журналист. Но чаще всего представители прессы, получая микрофон, о чем-то просят, выражают собственное мнение, пиарят себя или свой регион, но только не задают вопрос.   

Распечатать страницу