Продать нельзя оставить

Почему единственная в регионе козоводческая ферма испытывает проблемы со сбытом своей продукции.
Почему единственная в регионе козоводческая ферма испытывает проблемы со сбытом своей продукции.
 
Козье молоко - продукт не просто вкусный и полезный. Доказано, что оно обладает значительным лечебным эффектом. Но, как выясняется, эту нужную людям продукцию не так-то просто реализовать.
 

Ниша не занята, но места нет
Несколько лет назад в ЗАО «Большеатмасское» было принято решение о создании цеха по переработке коровьего молока. Хозяйство живет главным образом за счет животноводства, и директор Эдуард Омельченко рассчитывал, что, реализуя не сырье, а переработанную продукцию, можно будет получать за молоко значительно более высокую цену, чем платят сельхозтоваропроизводителям молзаводы. Но, как оказалось, мини-производству конкурировать с молочными гигантами за место на торговом прилавке очень непросто. Сегодня хозяйство производит 19 тонн сырого коровьего молока в день. Мощности цеха позволяют перерабатывать 4 тонны сырья в смену.
 
- Но мы столько не перерабатываем. Потому что нет заявок, - рассказывает директор.
 
Поняв, что на одном коровьем молоке мини-цеху будет сложно выживать, Эдуард Омельченко задумался о создании козефермы. В свое время он много читал о полезности козьего молока, да и на себе успел убедиться, что целебные свойства этого продукта не миф. Руководитель был уверен: уж перерабатывая и реализуя козье молоко, хозяйство будет вне конкуренции, ведь эта ниша практически никем не занята.
 
- Но и здесь снова возникла проблема со сбытом, - говорит Омельченко.
 

Молоко из Парижа
В соседнем с моим домом супермаркете на полках с молочной продукцией я нашла козье молоко всего двух производителей. Одно завезено из Московской области, другое - из Франции. Как значится на упаковке, срок хранения того и другого - до полугода. А на ценниках - заоблачные цифры. Трехсотграммовая бутылочка молока 2,5 процента жирности из Москвы стоит 73 рубля 80 копеек. Пол-литра парижского молока с жирностью 1,2 процента - 109 рублей 30 копеек.
 
В «Большеатмасском» козье молоко не нормализуют. Оно подвергается только очистке и пастеризации. Жирность в нем остается такой, как в исходном сырье: 3,7 процента - летом, 5,6-5,8 процента - зимой. Причем, подчеркивает руководитель, это особый жир. При употреблении козьего молока он не только не повышает холестерин - наоборот, способствует его снижению.
 
И вот этот ценный натуральный продукт предприятие отпускает в торговлю по 80 с небольшим рублей. С торговой накруткой конечная цена такого молока - около 110 рублей за литр. Как говорится, почувствуйте разницу с ценой завозного продукта, который, как считает мой собеседник, вряд ли является натуральным.
 
- Понимаете, натуральный продукт не может храниться полгода. Срок хранения нашего молока всего 5 суток, - говорит Эдуард Омельченко. - А такая «долгоиграющая» продукция -  это, вероятно, восстановленный сухой порошок. В России, насколько мне известно, сухое козье молоко не производится. Да и на Западе его вряд ли сушат в больших объемах. Так что в этих продуктах вполне может содержаться какая-то составляющая под козье молоко.
 
В таком случае почему тогда натуральному продукту, который еще и стоит на порядок дешевле, нет места на торговых прилавках?
 

Пробиться на полку
Большеатмасское козье стадо дает 600 литров молока ежедневно. В масштабах города-миллионника это небольшие объемы, поясняет Омельченко. Поэтому предприятию было бы нецелесообразно развозить продукцию по большому числу торговых точек. Удобнее работать с оптовиками.
 
Сначала, когда Омельченко попытался выйти на торговые сети, ему повезло. Удалось заключить договор о поставках с Центром питательных смесей, выпускающим детское питание. ЗАО «Большеатмасское» стало фасовать переработанное козье молоко в фирменную упаковку центра, а тот выставлял баночки с готовой продукцией из Черлакского района на своих полках в супермаркетах. Эдуард Омельченко рассказывает: несмотря на то что у нашего потребителя нет привычки к козьему молоку, постепенно омичи его распробовали, и предприятию удалось выйти на тот уровень, когда перерабатывались и реализовывались все производимые козьей фермой объемы. Но затем сначала в «Большеатмасское», потом в Центр питательных смесей нагрянула проверка. После чего центр от сотрудничества отказался. Как объяснили Омельченко, торговая марка центра - это марка детского питания. И полки, на которых выставляется продукция под этой маркой, являются полками детского питания. А, значит, покупатель заведомо вводится в заблуждение, также относя козье молоко из «Большеатмасского» к детскому питанию, хотя оно таковым и не является.
 
Омельченко посоветовали выполнить ряд мероприятий, которые бы позволили большеатмасскому мини-цеху перерабатывать козье молоко в соответствии с требованиями к детскому питанию.
 
- Но это очень большие дополнительные расходы. Мы к ним пока не готовы, - говорит директор.
 
Не по карману хозяйству и оплачивать в супермаркетах отдельную полку. Недавно, правда, ему предложили поставлять на приемлемых условиях козье молоко в магазин «Садко».
 
- Но при мощности нашего мини-цеха 1500-1200 четырехсотграммовых стаканчиков в смену мы туда возим два раза в неделю по 50 стаканчиков. Это не окупает даже затраты на бензин. Остальные объемы такого ценного продукта вынуждены выпаивать телятам, - сетует директор.
 
Проблемы таких малых производств связаны с тем, что нормативная база рассчитана на заводы-гиганты, у которых совершенно другие финансовые возможности, чем у мини-цехов. И все-таки Омельченко надеется на лучшее. Ведь его продукция действительно очень нужна. Не зря покупатели, познакомившиеся с ней еще в период сотрудничества предприятия с Центром питательных смесей, до сих пор звонят на большеатмасский молзавод и интересуются, когда и где можно будет купить козье молоко омской переработки.
 
Яна Шанина
Фото Максима Кармаева


Кстати
Когда материал готовился к печати, журналист «ОП» связался с известным омским предпринимателем, генеральным директором торговой сети «Низкоцен» Василием Шкуренко. Выяснилось, что ранее он охотно закупал козье молоко в Нижней Омке, пока завод там не был закрыт. «Низкоцен» готов рассмотреть предложение ЗАО «Большеатмасское» и сотрудничать с ним.
 
- В нашу сеть мы закупаем молочную продукцию исключительно омских заводов, - говорит Василий Шкуренко. - И не только крупных, таких как «Данон», «Вимм-Билль-Данн», «Омский бекон», «Калачинское молоко» и Любинский молочный завод. Продукты этих предприятий проверены, они всегда отличного качества. В районных «Низкоцен» есть правило: если есть местный молочный или мясоперерабатывающий завод, то в магазинах должна быть представлена их продукция. Такую политику мы проводим не только, чтобы помочь сельским производителям, но и для того, чтобы население гордилось своим местным предприятием.
 
Тем не менее проблема сбыта у предприятий мини-переработки пока существует. «ОП» будет следить за развитием ситуации.
©
URL: http://omskregion.info/news/5622-prodat_nelzya_ostavit/
Дата публикации:27/06/2012 06:48