Секрет стойкости самой русской рыбы

Карася с полным на то основанием можно назвать истинно русской рыбой. Его ареал обитания - от Средней Европы до Тихого океана. Эти пространства почти совпадают с территорией России.
Карася с полным на то основанием можно назвать истинно русской рыбой. Его ареал обитания - от Средней Европы до Тихого океана. Эти пространства почти совпадают с территорией России.
 
 
Царь прудов и озер

В мелких речушках и озерцах, составлявших большинство водоемов России, включая Сибирь, никакой другой рыбы, кроме карася, никогда не водилось. Зимой, когда водоем промерзал до дна, карась выживал, зарывшись в ил. Отсутствие кислорода в окружающей среде на нем сильно не сказывалась. Такова физиология этой рыбы. Благодаря карасю жители деревень в давние времена, когда случался неурожайный год, получали хоть какое-то пропитание.
 
Высокой способностью существовать в воде с низким содержанием кислорода обладают также ближайшие родственники карася, входящие вместе с ним в семейство карповых, - лещ, сазан, гольян, язь, толстолобик. Именуется оно по названию древнейшей одомашненной рыбы - карпа, который широко известен по рецептам мировой кухни. Умение карповых жить в водоемах с низким содержанием кислорода способствовало тому, что они освоили практически все, если не считать Антарктиду, континенты планеты.
 
Удивительно, но именно у карповых, на первый взгляд, для подобной живучести меньше всего шансов. Успешные виды животных более сложны в строении по сравнению со своими неудачливыми предшественниками. Самый очевидный пример -
человек, венец природы.
 
Карповые же в своем развитии пошли по лестнице, ведущей вниз. Они по видовой систематике и так относятся к архаичному семейству. Но природа-матушка их еще и желудка лишила. Карповые – единственное семейство из позвоночных, в котором абсолютно все виды не имеют этого органа пищеварения. Казалось бы, это, по элементарной логике, должно было привести семейство к полному исчезновению. А оно, несмотря на такой изъян, вовсю процветает.
 

Наука хуже неволи

Почему у карповых нет желудка – большая научная загадка. В свое время автор этих строк учился в аспирантуре Омского сельскохозяйственного института. Сегодня это - аграрный университет. Темой исследований было строение пищеварительной системы карпа. Руки уже начали отстукивать на пишущей машинке первые главы кандидатской диссертации, когда передо мной возник сложный вопрос: почему же природа так распорядилась, что карповые были вынуждены лишиться желудка, и почему его потеря сказалась самым лучшим образом на живучести тех же карасей? Я ночами напролет проглатывал сотни книг по биологии. И вопрос закрыл.
 
Однажды, миллионы лет назад, в организме какой-то морской рыбы случилась мутация. Удвоился ген, производящий какой-то простейший белок. Так появился пепсин, ставший позднее главным пищеварительным ферментом желудка. Он попал в благоприятную среду начального отдела кишечника.
 
В ходе дальнейшей эволюции желудок, конечно же, чрезвычайно усложнился. Его стенки выделяют десятки разных биологических веществ, но главными продолжают оставаться пепсин и соляная кислота. А их производство требует большого количества кислорода.
 
У карповых, которым выживать приходилось в суровых условиях, на каком-то этапе развития случилась обратная мутация. Потеряв желудок, они, в том числе и караси, вернулись к строению пищеварительной системы, которой обладали первые рыбы. Только и всего.
 
В репортажах о шахматных поединках иногда пишут: «Игрок пожертвовал пешкой, чтоб обрести позиционное преимущество». Примерно то же самое произошло и с предками наших карасей. Несуетные мирные рыбки, казалось, самой природой предназначенные исключительно на роль жертв для быстрых и коварных хищников. Что им светило? Полное уничтожение. Но, пожертвовав желудком, они получили огромное преимущество в захвате жизненных пространств. Тихони. А в водоемах Сибири царствуют.
 
Виктор Гоношилов
Фото автора

 
©
URL: http://omskregion.info/news/5632-sekret_stoykosti_samoy_russkoy_rb/
Дата публикации:27/06/2012 07:57