Вы слышали, как звучит страстное танго на русской домре? Или русская народная песня «Коробейники» на старинном казахском инструменте домбре? Если нет, то много потеряли. Зато те омичи, кто в выходные побывал на гала-концерте I Всероссийского конкурса ансамблей народных инструментов, сполна ощутили всю прелесть звучания баянов, балалаек, домр, узнали, что в руках виртуозов эти старинные народные инструменты могут быть современными, а исполнение - самобытным и завораживающим.
Говорят, в народном инструменте живет душа народа. Именно поэтому в Государственном центре народного творчества Омской области родилась идея провести конкурс ансамблей. Идею обсудили с Российским домом народного творчества и с нашим земляком, известным домристом народным артистом России Александром Цыганковым. А главным призом решили сделать народный инструмент: ведь есть же конкурс скрипачей имени Юрия Янкелевича! Чем же народники хуже?
И вот наконец задуманное осуществилось. В Омск приехали ансамбли из Новосибирской, Томской, Свердловской, Сахалинской, Омской областей и даже из Казахстана, что сразу повысило статус конкурса и сделало его международным.
- Главная задача в том, что мы рассчитываем выявить интересные коллективы, стимулировать их дальнейшее развитие и совершенствование, хотим показать, что наши корни, наши традиции, народное искусство не умерли. Мы не должны стесняться наших национальных традиций, - сказал перед конкурсом председатель жюри, народный артист России Александр Цыганков.
Александр Цыганков может часами говорить об ансамблях народных инструментов. После окончания «Шебалинки» он учился в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, затем был солистом Оркестра имени Осипова, Москонцерта. Сегодня маэстро - профессор знаменитой «Гнесинки», эксперт в области изготовления мастеровых домр. Он председатель и член жюри многих конкурсов. Цыганков популяризирует свой любимый инструмент, часто выступая с концертами в России и за рубежом. А еще маэстро пишет музыку для домры. Кстати, все ансамбли, выступавшие на конкурсе в Омске, должны были исполнить произведения Александра Цыганкова.
- Ансамбль - это всегда сюрпризы, - считает маэстро, - они могут не только играть на народных инструментах, могут и петь, и читать, и танцевать. Мы ждем открытий на фестивале, и они обязательно будут.
Каждый ансамбль, участвовавший в конкурсе, серьезно подготовился к выступлению. Так, омский квартет народных инструментов «Тарские ворота» представил на суд жюри три произведения: «Интродукция и чардаш» Александра Цыганкова, парафраз на тему украинской песни «Дощик» и «Por una cabeza» Карлоса Гарделя.
Александр Цыганков отметил игру омского коллектива, сказал, что он обладает чувством стиля. Особенно ярко прозвучало танго в исполнении «Тарских ворот».
- Нам хотелось показать, как можно представить на русских народных инструментах это страстное испанское танго. Для нас это был необычный эксперимент - ранее это произведение в таком формате никто не исполнял, - сказала артистка квартета «Тарские ворота» Евгения Строкина. - Жгучее танго не теряет глубины и страсти, но к нему добавляется особый русский задор.
Свое «видение» русской народной песни «Коробейники» показали гости из Казахстана: Академический оркестр народных инструментов имени Таттимбета. Две струны домбры звучали, как целый ансамбль, и этот номер получил высокую оценку зрителей и жюри. Коллектив из Казахстана стал лауреатом первой степени и получил приз Александра Цыганкова - фотоаппарат. Главную награду - домру работы современного московского мастера Макеева, специально изготовленную для омского конкурса, вручили квартету «Тарские ворота» Омской филармонии.
Татьяна Шипилова
Фото Вячеслава Андреева