Премьера «Эрмитажа» в Омске состоится в начале марта

Премьера «Эрмитажа» в Омске состоится в начале марта

Дата публикации 26 января 2018 18:55 Автор Фото Сергей Мельников

Речь идет о новом спектакле омского театра живописи, который вот уже 20 лет существует при музее имени Врубеля. На прогоне постановки в пятницу, 26 января, побывали омские журналисты.

Этот спектакль режиссер театра, актер омского академического театра драмы Николай Михалевский задумал давно, когда стало известно, что в Омске будет создан центр «Эрмитаж-Сибирь», а одно из помещений будущего центра займет Театр живописи. И откроет новую сцену премьера спектакля «Эрмитаж».  

Центр «Эрмитаж-Сибирь» еще только ждет открытия, а спектакль уже почти готов. И сегодня Михалевский и его команда вынесли его на суд первых зрителей – журналистов. Состоялся прогон «Эрмитажа». Показ приурочили к закрытию выставки из фондов музея "Эрмитаж" - "Ремесло как искусство": экспозиция будет работать всего два дня - в субботу и в воскресенье. 

В зале собрались, в основном, те, кто видел не одну постановку Театра живописи, знает, как скрупулезно относится Николай Михалевский и главная актриса театра Татьяна Филоненко к отбору материала, как Татьяна Ивановна умеет держать зал в напряжении до конца спектакля, и что всегда постановки получают восторженные отзывы зрителей.

Как рассказать историю одного из лучших музеев мира за час с небольшим, как пройти по его залам за такое короткое время, когда в реальности на это уходят часы и даже дни? На какие полотна и мастеров живописи обратить пристальное  внимание, а каких оставить за кадром?

По словам Николая Михалевского, он просмотрел несколько десятков фильмов об «Эрмитаже», прочитал десятки искусствоведческих книг, прежде чем в его голове созрел проект будущего спектакля. Вспомнил, как сам впервые оказался в «Эрмитаже» и не знал, с чего начать осмотр экспозиций. О каких картинах и художниках рассказать в своем «Эрмитаже», решал вместе со своей командой – женой Татьяной Филоненко, младшим сыном Алексеем, писавшем сценарий.

«Какие картины? Конечно, должны быть солистки. Я прослушал всего Пиотровского, увидел, на что он делал акценты, очень сильно доверял Сокурову, его мыслям, его выбору. Сокуров говорил, что для него в Эрмитаже существуют работы только  Эль Греко, Рембрандта. Я точно знал, что заканчиваться спектакль должен историей Ван Гога и, естественно, самим «Эрмитажем», - рассказал режиссер после прогона.

А началась постановка с рассказа о трагической истории, произошедшей с картиной Рембрандта «Даная», которую посетитель музея облил кислотой, и шедевр мог просто исчезнуть. Татьяне Филоненко с ее эмоциональностью, а также  Голосу за сценой (Голос – это сам «Эрмитаж») удалось заставить зрителя переживать за судьбу той или иной картины, за судьбы великих мастеров кисти, в конце концов, за судьбу самого «Эрмитажа», когда, например, музей пережил страшный пожар, или когда в первые годы Советской власти величайшие полотна были проданы за границу, потому что молодой республике Советов были нужны деньги на индустриализацию.

Татьяна Филоненко - не просто рассказчик, она - экскурсовод музея, где ей знаком каждый экспонат, и не просто знаком, это - вся ее жизнь. Восприятию рассказа помогает замечательный видеоряд, созданный молодым дизайнером Яной Майснер, а также музыка Шнитке, Глинки, Паскаля, Шостаковича. 

«Театр – дело коллективное. Каждый  вносит свою лепту в создание будущего спектакля , - отметил Николай Михалевский. – Голос за сценой возник неожиданно, его озвучил наш замечательный актер Иван Маленьких. Свет поставит старший сын, он в этом профессионал. Сценарий тоже написал профессионал – младший сын Алексей. С ним мы делаем второй спектакль, первым был «Русский авангард». Я не искусствовед, я не любитель авангарда, но если меня затягивает тема, я ее делаю. Меня вдохновляют загадки. Такой музей как «Эрмитаж» мог родиться только в России. Ведь только в России после крупного пожара могли восстановить музей мирового уровня. Одна тайна в «Эрмитаже»наслаивается на другую, одна загадка – на другую, и режиссеру остается только отбирать самое интересное, чтобы заинтересовать  и зрителя. Я еще не знаю, какой спектакль из этого получится. Любой человек хочет, чтобы его услышали. Мы хотим, чтобы услышали и нас. Сегодня была репетиция, это рабочий вариант, до премьеры еще месяц. Она состоится в первых числах марта».

Рассказал Николай Михалевский и о том, каким он видит будущий центр «Эрмитаж-Сибирь», но тоже же через призму своего детища – Театра живописи, который в декабре 2017-г отметил 20-летний юбилей.

«Как найти диалог с изобразительным искусством? За твоей спиной шедевр, а ты перед картиной, и как к ней приноровиться?  Это непросто. Как в науке ученые на себе испытывают препараты?  И мы делаем себе прививки, испытываем на себе. Чтобы рискнуть взяться за «Эрмитаж», надо иметь за спиной багаж. А у нас он двадцатилетний. Но мы все равно постоянно совершенствуемся.  «Эрмитаж –Сибирь» тоже рождается постепенно. Если это пространство возникнет, оно, как воронка,  затянет к себе и омских художников, омских поэтов. И мы готовим пространство для омской интеллигенции, чтобы жизнь в нем кипела», - подчеркнул режиссер театра живописи.

Кстати, первые зрители положительно отозвались о  постановке, сделав, правда, несколько замечаний. Но ведь работа над спектаклем продолжается. До премьеры –больше месяца. 

Распечатать страницу