Тайна Виктора Чекмарева

Девять дней назад на 82 году ушел из жизни Виктор Чекмарев, наш коллега, журналист, работавший в «Омской правде».

Между физикой и лирикой

Человек-праздник, репортер номер один, рыцарь журналисткого цеха, трудоголик, самый талантливый в омской журналистике – так вспоминают Виктора Антоновича коллеги и читатели. И все это правда. За пятьдесят лет творчества он написал и опубликовал огромное число материалов, среди которых не было «проходных». Каждый, на любую тему, был гвоздем газетного номера и читался на едином дыхании.

А ведь Виктор Чекмарев не имел специального образования, что в 60 – 80-е годы прошлого века в редакциях было редкостью. Он пришел в журналистику из инженеров и самостоятельно постигал законы профессии, обгоняя на этом пути дипломированных коллег.

Он родился в деревне Большая Иня на Енисее, на улице с поэтическим названием – Утро сентябрьское. Спустя годы написал материал о безликих именах улиц и о том, как романтика детства, в том числе и в названиях, помогает человеку видеть красоту в привычном.

Его отец погиб под Сталинградом. Мать с сыном переехали в Минусинск, а потом в Омск – к родственникам. Но в 15 лет Виктор Чекмарев потерял и мать, она погибла во время аварии на дрожжевом заводе. Он строил свою жизнь сам, без чьей-либо помощи.

Писать начал в шестом классе. Сначала стихи, потом выпускал школьную газету. Но увлечений было много. В омской 19-й школе Виктор занимался в авиамодельном кружке, и, наверное, поэтому поступил в Казанский авиационный институт. И тут же пришел в литобъединение при Казанском музее имени Горького, начал печататься в газете «Комсомолец Татарии». То есть в популярном в 60-е споре физиков и лириков затруднялся в выборе победителя.

На Омском заводе имени Баранова Чекмарев начал работу технологом, но уже через полтора года стал заместителем начальника сборочного цеха. Хорошее начало для блестящей карьеры! Но неожиданно и необъяснимо для коллег Виктор Антонович уходит в заводскую многотиражку, потом работает в областной газете «Молодой сибиряк». Инженерный диплом и опыт работы на заводе подсказывали темы, героев материалов. Никто лучше его не писал в Омске об изобретателях, людях творчески относящихся к будничному труду.

Камень на пути в школу

В 15 лет я пришла в «Молодой сибиряк» с первой заметкой об учителе физики. Стояла в редакционном коридоре и не знала, к кому обратиться. «О, это к Чекмареву», – сотрудница, не сомневаясь, показала на дверь. И вот я сижу в кабинете, и Виктор Антонович полтора часа с жаром рассказывает школьнице, как следует писать о человеке.

Запомнилось: «Ты должна знать о нем все, даже то, о какой камень он спотыкается по пути на работу», «начало материала должно быть детективным»… Потом, учась на факультете журналистики, я поняла, что он давал мне теорию очерка. Трудно представить, чтобы сегодня в любой редакции кто-то потратил столько времени и энергии на разговор с девочкой, из которой еще неизвестно, выйдет ли журналист. Да, сегодня нагрузка на пишущего не сравнима с тогдашней. Но Чекмарев и в годы неспешной работы загружал себя выше меры, в любой редакции был самым плодовитым. Вопрос не в занятости, а в готовности себя тратить, помогать юным.

Его материалы – высший класс журналистики. Однажды в Уральском университете преподаватель попросил студентов принести очерк любимого автора. Все взяли материалы Анатолия Аграновского, Татьяны Тэсс, а я – материал Виктора Чекмарева «Тайна Махмуда Эсамбаева», опубликованный в «Молодом сибиряке». Об артисте – в трех номерах газеты! На следующий день преподаватель говорит: «Я поражен, это пример высокой публицистики». Сегодня в длинных интервью артистов дотошно расспрашивают о перипетиях личной жизни, заработках, загородных домах, кошках-собаках. Все эти бытовые и бульварные подробности отсутствуют в материалах Виктора Чекмарева. Он исследует характер человека, тайны творчества, заражает читателей обаянием личности своего героя и заряжает желанием сделать и в своей жизни что-то весомое. Виктор Чекмарев постоянно искал и находил неординарных людей в разных сферах деятельности. Готовился к встречам с ними, увлекался своими героями, заводил дружбу на долгие годы.

Его позвали в «Комсомольскую правду». В «Комсомолке» Виктор Антонович не прижился. В центральных газетах огромные штаты, а значит, редки выходы на полосу. А он работал собкором в Караганде, и возможностей печататься совсем было мало. Его приглашали на работу в ЦК ВЛКСМ, в отдел научно-технического творчества. Но стать чиновником – это был уж вовсе не его путь, отказался. Но, работая в «Комсомолке», Чекмарев общался с ведущими перьями страны, вникал в тайны их творчества. Однажды в омской редакции опубликовал стенограмму летучки в «Комсомолке» – о выборе темы. Сам прошел школу практической журналистики и пригласил на один из ее уроков коллег.

В гости к Пугачевой

Вернулся в Омск, сначала в «Молодой сибиряк», а потом перешел в «Омскую правду». В декабре 1978 года открывали «Вечерку», и областная газета поделилась с ней кадрами. Михаил Вастьянов стал редактором, а Виктор Чекмарев возглавил самый большой информационный отдел.

Он фонтанировал идеями, открывая рубрики «За вечерним чаем», «Дневник репортера», «Перекресток». Работал за двоих, а то и за пятерых. Наполнял газету материалами на разные темы и почти во всех жанрах. Работал с огромным подъемом, увлекая других.

Когда в Омск впервые на гастроли с сольными концертами приехала Алла Пугачева, на интервью к ней собралась журналистка – корифей в области культуры. Но ей передали, что Алла Борисовна сказала: «Пусть сначала принесет свои публикации, а там посмотрим». Наша коллега кипела от возмущения: «Что молодая артистка себе позволяет!» Чекмарева эта ситуация не смутила. Он не только сумел найти подход к артистке, раздосадованной тем, что во всех городах ее ругают за балахон, вольную манеру поведения на сцене, но и подружился с Пугачевой на долгие годы. Она приглашала омского журналиста в свою квартиру в Москве, он стал своим в ее компании, первым опубликовал интервью с тогда малоизвестным поэтом Ильей Резником. А перемен в облике и творчестве певицы не принял.

Героями материалов Виктора Чекмарева были София Ротару, Юлий Ким, Мстислав Ростропович, Александр Солженицын, Аркадий Кутилов. Он умел расположить к себе любого собеседника. Однажды рассказал, как это удается. «В первую встречу больше говорю я, чтобы заинтересовать человека, и во вторую встречу он мой». Кто сейчас готовит материалы с нескольких встреч! Несколько вопросов на пресс-конференции или на ходу – и готово. Интервью выходит, а его герой через неделю и не вспомнит журналиста. А об уходе Виктора Антоновича появился некролог на сайте фан-клуба Пугачевой. Через 40 лет после первого интервью!

Без единого штампа

Виктора Чекмарева привлекали люди сильной воли, сумевшие преодолеть страх и слабость. Он с удовольствием писал о циркачах, спортсменах. Его называют летописцем Сибирского марафона. Любители бега говорят, что журналисту обязаны победами на дистанциях в разных городах и странах. Он первым написал о них и помог становлению клубов в нашем городе. Первым поднял в печати тему инвалидного спорта, представив колясочников, выходящих на соревнования, героями нашего времени. Сегодня привычна забота о людях с ограниченными возможностями, а в начале 80-х никто не занимался их проблемами. Чекмарев делал все, что мог сделать журналист, чтобы растопить лед непонимания.

Собрать бы его звездные материалы в книгу! Это был бы не только памятник талантливой журналистике его времени, интересный как пособие для тех, кто хочет научиться писать. Журналистские портреты омичей и популярных гостей города не устарели. Что Виктор Антонович доказал в последние годы, когда, больным, писал очерки для «Омской правды» о писателях, поэтах, коллегах-журналистах, чьи судьбы были связаны с газетой. В этих публикациях все тот же легкий стиль, интересные подробности жизни героев. А книгу Чекмарев написал только одну – о сборщике шин Леониде Бержеминском. Говорил, что книга  не его формат, привык к горячей работе в номер. Книга эта написана, как и все его очерки, без единого словесного штампа, и читается на едином дыхании. Сегодня она – библиографическая редкость.

В последний год своей жизни Виктор Антонович жил идеей собрать библиотечку «Омской правды», в которой были бы книги авторов газеты разных лет. Не выходил из дома, но задачу выполнил: звонил журналистам, те приносили ему книги, которые Чекмарев передал в редакцию. 

Он был жизнелюбом, легким в общении. Придумывал и разыгрывал пародии на коллег, очень смешные. У него было одно увлечение в жизни – его журналистская работа, азарт поиска нового для читателей. Виктор Чекмарев был предан профессии, служил ей честно и с достоинством.

URL: http://omskregion.info/news/56879-tayna_viktora_chekmareva/
Дата публикации:31/01/2018 08:36
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев