Руководитель «Омской арт-резиденции» о планах на год, уникальной экспозиции и вкусе.
Вначале были кружева
– Эмма, на Красногвардейской, 9, открылся музей моды. С чего он начинался?
– Это давняя идея. Она выросла из наших этнографических экспедиций под руководством профессора Владимира Богомолова. Из поездок по области студенты привозили старинные кружева, вышивки и другие ремесленные изделия. Десять лет назад мы подготовили первую витрину. А в 2017-м, после открытия «Арт-резиденции», стало ясно, что должна быть показана и коллекция омской школы моды. 40 лет институту сервиса, 35 – кафедре «Дизайн костюма», нам есть что показать.
Музей – это наша интерактивная сокровищница, демонстрирующая новые технологии, интересные образы, эксклюзивные приемы работы. Экспозиция представляет малую толику того, что собрано, и она сменная.
– Рукотворность – черта омской школы, которая восхищает специалистов из столицы и других стран. И в музее каждую вещь можно внимательно рассмотреть, что невозможно сделать на подиуме…
– Совершенно верно. Когда говорят об омской школе моды, отмечают разные ее черты. Находят минималистский стиль Европы, а порой говорят о тонком японском чутье. И подчеркивают «русскость» – славянское отношение к ремесленной работе. Наши студенты знают и чтут традиции и понимают, как при этом выходить из правил, привычной зоны комфорта, чтобы создать талантливые, самобытные вещи.
– Как складывается судьба выпускников?
– Они работают у ведущих дизайнеров страны. В Омске есть успешная марка «Александр Богданов» и несколько студий: «Артишок», «Форма»… Есть проблема, о которой мы недавно говорили с Анной Милоян. Она говорит: «Мне очень интересно работать у Богданова. Но мы все красивые, дорогие запчасти».
Наши выпускники редко создают свои собственные марки. Мы их учим как художников, а в бизнесе они слабы. Недавно дама из российского министерства образования побывала в музее и захотела заказать пальто, такое, как в экспозиции. Я пригласила автора. Та замялась: нет такой ткани, швея занята. Я подумала: мы не учим их самопрезентации, умению разговаривать с заказчиком. В процесс обучения нужно внедрять азы бизнеса. Во время конкурса «Формула моды» хотим добавить еще один, локальный, чтобы на примере одной модели студенты смогли рассказать, сколько она будет стоить и как они будут ее запускать в производство. А потом найти деньги для трех выпускников, чтобы они смогли остаться в Омске и открыть свои марки.
Кстати, работа на «Арт-резиденции» показала, что это проблема не только наших студентов, но и тех, кто получает творческие профессии в других вузах.
«Вкус, батюшка, отменная манера»…
– Есть поговорка: о вкусах не спорят. Вы не согласны?
– Я 25 лет преподаю на кафедре «Дизайн костюма» и, признаюсь, в последнее время поменяла свое отношение к тому, что считается хорошо, а что плохо. Бывают спокойные времена, а нынешнее – время перемен, нас настигает цифровая эпоха, и не все поколения чувствуют себя в ней уверенно. Нужно быть дружелюбнее, в том числе и в моде, принимать то, что раньше категорически отвергал. Сегодня, как ни странно, я с поговоркой согласна.
– А что для вас сегодня символ безвкусицы?
– Раньше я бы сказала: эклектика, смешение стилей в костюме. Я 25 лет работаю на кафедре, преподаю цветоведение. Считалось невозможным соединение в одном образе холодного красного и теплого. А сегодня говорю: прекрасно смотрится холодный розовый с оранжево-красным.
Понятие множественности стало относиться и к вкусу. У одного вкус врожденный, а другой его постоянно воспитывает. Я недавно прочла статью, в которой говорится, что для будущего дизайнера важна «насмотренность». Изучаешь моду, и кристаллизуется вкус, вырабатывается свой взгляд. Несколько лет назад я бы не надела, как сегодня черный меховой воротник с полосатой кофточкой. Стиль в том, чтобы почувствовать меру и тенденции времени.
– Но сегодня растет и число людей, равнодушных к моде. Пренебрежение модой стало трендом.
– Мода, как лидерство в одежде, – понятие элитарное. Чтобы следить за тенденциями, требуется время, а мы живем в эпоху скоростей, не хватает времени заняться собой. Пугают жертвы моды – те, кто зациклен на нарядах. Очень уважаемый мной дизайнер Миучи Прада сказала: «Мы все вовлечены в модный процесс, но очень стыдимся этого». В обществе сложилось представление, что недостойно уделять моде слишком много внимания. Отсюда и пренебрежение. Но никто не будет спорить, что мода дает психологическую разгрузку. Даже скромная покупка аксессуара повышает настроение. Мода завоевала музеи: от Эрмитажа до больших и маленьких зарубежных музеев сегодня проводят выставки костюма: исторического, театрального, знаменитых дизайнеров. Потому что это красиво, это искусство.
Драйвер развития региона
– Вы были проректором Института сервиса, а после объединения вуза с техническим университетом стали директором центра материальной культуры и дизайна ОмГТУ. И первым крупным проектом стала «Омская арт-резиденция». Какие задачи вы ставили перед собой?
– Два вуза объединили в один – опорный. Опорный вуз должен быть драйвером развития региона. Влиять на экономику и жизнь миллионного города. Сегодня всем известна проблема: молодежь уезжает из Омска. Чем ее можно задержать? В том числе и интересной жизнью. Когда в начале 90-х я приехала учиться в Омск, я окунулась в творческую среду, которая меня наполняла и воспитывала. Ее создавали художники из группы «Эхо», барды из объединения авторской песни, мединститутский клуб «Агар». А сегодня ничего подобного нет, и инициатив тоже нет. Вот мы и попытались что-то предложить активной молодежи. У опорного вуза появилась еще одна функция – просветительская.
– Как родилась идея «Арт-резиденции»?
– «Арт-резиденции» как форумы, объединяющие художников, дизайнеров одежды и среды, урбанистов, архитекторов, специалистов видеоарта, стали открываться в разных странах. У нас – в Москве, Петербурге, Владивостоке. Для нас синтез искусств не новость, это есть в нашем театре моды «Образ». И к нам постоянно приезжают специалисты с лекциями и мастер-классами. Хотелось, используя этот опыт, сделать что-то в масштабе города.
– Что, на ваш взгляд, особенно удалось?
– «Омская арт-резиденция – 2017» – это две сессии и 70 событий. Началось все весной с международного фестиваля «Формула моды: Восток – Запад», создания арт-объектов, пленера, лекций, выставки на «Даче Онегина», а закончилось осенью «Арт-манифестом» в Концертном зале. «Арт-манифест» – это показ коллекций, профи-показ, парикмахерское искусство, хореография. В Концертный зал пришла разная публика, 15 зрителей вывели на сцену в одежде наших дизайнеров. Сто лет назад художники, архитекторы, поэты выходили со своими манифестами, а мы придумали манифест нашего времени. «Формула моды» весной и «Арт-манифест» осенью собрали наибольшее число омичей. Но молодежь пришла и на дискуссионную площадку в Камергерском переулке, где четыре дня спорили о будущем Омска. И в пленере участвовали 50 человек, а на некоторые лекции преподавателей технического университета, которые проходили на открытом воздухе, собиралось до ста человек.
– Какие уроки преподнес этот молодежный форум?
– Стало очевидно, что резиденция не может обойтись без своей площадки. Два моих студента побывали в Лондоне и рассказали, как устроены площадки в креативном пространстве. В особняке на верхнем этаже – выставки, сцена, а ниже помещения недорого сдаются ремесленникам, дизайнерам. В Лондоне 20 таких площадок. Такой опыт есть и в России. Нужна поддержка власти.
– Чем удивлять будете в 2018 году?
– «Арт-резиденция» будет работать круглый год. Она посвящена теме космоса и откроется лекторием на эту тему. Но космическую тему мы поднимем очень широко: бизнес как космос, люди как космос. Весна будет посвящена моде. Пройдет сразу несколько событий. Помимо традиционного фестиваля молодых дизайнеров одежды «Формула моды» будет бизнес-проект, профи-показ, арт-примерочная.
– Что это такое – арт-при-мерочная?
– На сцене «Формулы моды» – 20 коллекций, а 30 выставлены в холле Концертного зала. Рядом стоят авторы, у которых можно купить понравившуюся вещь или взять визитку, чтобы потом обратиться и сделать заказ.
– Какие еще новшества ожидают омичей?
– Летом – урбанистика. Очень хочется поработать на «Флоре» с руководителем салона «Белая орхидея» Надеждой Платициной. У нее была хорошая мечта, которая, к сожалению, не воплотилась, не была поддержана. Она собиралась привезти ребят из Новосибирска и соорудить дизайнерские объекты из веток в стиле ленд-арт. Мы хотим сделать совместный проект. Наш фонд поддержки творческой молодежи «Грани» также выиграл президентский грант на проект «Орден Феникса». Он предполагает переработку вторсырья. Из старой одежды мы будем создавать дизайнерскую и аксессуары. И в нынешнем году осенью состоится «Арт-манифест».