Алексей Савчинский: «Только кино с людьми может быть настоящим»Обладатель премий за лучшую режиссерскую и операторскую работу, за лучший игровой фильм на фестивалях «Метрополис» и «Любительское кино + Profi», молодой режиссер Алексей Савчинский недавно вернулся в Омск. Он работает в Москве, но отдыхать и черпать вдохновение для новых картин предпочитает в родном городе. Алексей сменил множество рабочих мест и даже успел потрудиться на одной съемочной площадке с именитым режиссером Борисом Хлебниковым. О том, какое будущее ждет омское любительское кино, и о своих собственных планах Алексей рассказал «Классу».
Обладатель премий за лучшую режиссерскую и операторскую работу, за лучший игровой фильм на фестивалях «Метрополис» и «Любительское кино + Profi», молодой режиссер Алексей Савчинский недавно вернулся в Омск. Он работает в Москве, но отдыхать и черпать вдохновение для новых картин предпочитает в родном городе. Алексей сменил множество рабочих мест и даже успел потрудиться на одной съемочной площадке с именитым режиссером Борисом Хлебниковым. О том, какое будущее ждет омское любительское кино, и о своих собственных планах Алексей рассказал «Классу».
— Когда твои друзья в детстве мечтали стать космонавтами, ты говорил, что будешь режиссером? Или все не так? — Никогда не тяготел к кино. В детстве я даже представления не имел о режиссуре, мне просто нравились боевики, как и всем мальчишкам. Естественно, и кумирами были в то время популярные Сильвестр Сталлоне и Жан-Клод Ван Дамм. То есть имел среднестатистический вкус простого мальчишки, которому нравились экшены, драки и советские детективы. Тогда я не обращал внимания ни на съемку, ни на монтаж, ни на игру актеров. Просто было ощущение, что фильм классный. С класса восьмого я хотел стать пластическим хирургом, но, пообщавшись со студентами медакадемии, понял, — эта профессия слишком сложная и требует большой ответственности. Да и склонности к точным наукам у меня никогда не было. Этот факт значительно сузил выбор будущей профессии. — Когда же ты увлекся режиссурой? — В 10-11 классе я стал воспринимать фильмы не как «хорошо» или «плохо», а начал обращать внимание на то, как это снято, смонтировано, выявлял какие-то режиссерские ходы, хотя не имел понятия, как они называются. Но мне казалось, именно это и есть режиссура. По совету преподавателя по русскому языку я поступил в ОмГУ на факультет культуры и искусств по специальности «Кино-, фото-, видеотворчество». — Кого можешь назвать своим первым учителем в области кино? — Нашего куратора и омского кинокритика Виктора Ставицкого, который рассказывал нам на парах о советском кино, именитых Тарковских, Михалковых, Шукшиных. Он привил своего рода вкус и заставил обратить внимание на те тонкости, которые ранее я в кино не воспринимал. Тогда я начал понимать режиссуру, то, как она может отличаться от зарубежного кинематографа. Полюбил кино, стал видеть его изнутри. К концу обучения у меня началась профессиональная болезнь — ни одну телепрограмму, ни один фильм я не мог воспринимать как законченное произведение. Размышлял о том, где сейчас оператор, актуален ли использованный прием, вовремя вышел актер или нет. С одной стороны, меня это пугало, с другой, радовало, ведь это и было настоящим погружением в кинематограф. — Когда ты начал снимать? — На третьем курсе студенты четко определились с дальнейшим родом деятельности. Одни увлекались исключительно фотографией, другие — сценариями, третьи снимали ролики и видео. Я был из числа последних. Какое-то время интересовался фотографией, но понял, что мне хочется жизни в кадре. Камера появилась в моих руках достаточно поздно — я пытался делать этюды, снимал интересное и не очень. Что-то получалось, что-то нет. Сейчас, конечно, смеюсь над теми вещами, но от такого опыта никуда не деться. — О чем была твоя первая киноработа? — Первую работу я снимал для диплома. Находясь в то время под впечатлением от артхаусно-социального видения происходящего, я решил взять за сюжет историю, которую мне рассказал приятель. Социальную драму «Смерть лучшего друга» я снял за три дня. Вообще считаю, что только кино с людьми может быть настоящим. Можно снять кино о простом продавце мороженого, и весь зал будет плакать. На тот момент не думал о результате — был увлечен процессом. Приемная комиссия оказалась довольной результатом. Позже этот фильм получил награду за лучшую операторскую работу на фестивале «Метрополис», в котором участвовали более 300 человек со всей России. — А сам ты доволен тем, что снимаешь? — До сих пор я недоволен ни одной из своих работ. Есть вещи, которые мне симпатичны, но ни в одной из них я не выложился на 100%. Может быть, это лень, может, недостаток опыта в кино, потому что практика — 70% успешной работы. В Омске, к сожалению, не делают акцент на любительском кино, а снимать что-то своими силами очень тяжело. — Какие награды в области кино ты получал? — Я — обладатель премии за лучшую операторскую работу на фестивале «Метрополис» в Санкт-Петербурге. Также два раза получал премию за лучший игровой фильм на фестивале «Любительское кино + Profi». — Ты снимал кино с режиссером Борисом Хлебниковым, автором таких картин, как «Коктебель» и «Свободное плавание». Как и где он тебя заметил? — Мы познакомились с Борисом Хлебниковым на Омском открытом кинофестивале «Любительское кино + Profi», где я представлял работу «Любовь прошла», которую он оценил. После чего предложил мне принять участие в его новом проекте, который должен был сниматься в Мурманской области. Предложение принял не задумываясь. На съемочной площадке я не отказывался ни от какой работы, потому что мне было интересно абсолютно все. Отвечал за отснятый материал, снимался в массовке, помогал операторам. — Что ты можешь сказать о Хлебникове? — Он крутой мужик. Очень грамотный, очень интересный, настоящий и безумно довольный тем, чем занимается. — С кем из именитых режиссеров ты хочешь поработать? — Есть люди, чей труд я поистине уважаю и у которых многому могу поучиться, но я единоличник. И ни с кем не хочу делить свою мечту. — Какой жанр тебе ближе? — Мне нравятся абсолютно разные жанры и абсолютно во всех я нахожу какую-то прелесть. Прелесть в монтаже, в съемке или же в общем впечатлении от фильма. Не могу сказать, что предпочитаю только артхаус или только драму, хотя социальная драма мне, безусловно, близка. — Что тебя вдохновляет на создание очередной картины? — Любая пережитая эмоция, которую я стараюсь перенести в придуманные мною истории. — Над чем ты работаешь в данный момент? — После съемок в Мурманской области я отправился в Москву. Мне предложили работу режиссера на телевидении, где я работаю по сей день. Конечно, продолжаю снимать и верю, что мой звездный час еще впереди. — Как ты оцениваешь любительское кино в Омске? — Омичи мало снимают и много жалуются на отсутствие возможностей и средств. На мой взгляд, не обязательно ехать в Москву, чтобы чему-то научиться. Мы живем в 21 веке, в интернете можно найти массу научных пособий по режиссуре, операторскому искусству и монтажу — только садись и учись. — Когда ты добьешься успеха, вернешься в Омск? Или останешься в Москве? — Вернусь в Омск, потому что очень люблю этот город. Женюсь, заведу пятерых детей и буду преподавать детишкам монтаж в любительской студии в Омске. Но это чуть позже. Диана Виноградова ©
|