Аристарх Ливанов: «Омичи деликатно относятся к тому, что оставила история»

Народный артист России Аристарх Ливанов однажды признался: «Так сложилось, что я все время играл подлецов, хотя человек я очень добрый». Зрители прекрасно помнят Ливанова в ролях белогвардейцев, иностранцев, негодяев, сутенеров, олигархов.
Народный артист России Аристарх Ливанов однажды признался: «Так сложилось, что я все время играл подлецов, хотя человек я очень добрый». Зрители прекрасно помнят Ливанова в ролях белогвардейцев, иностранцев, негодяев, сутенеров, олигархов. «Виной» всему - его фактурная внешность. На самом деле Аристарх Евгеньевич - человек легкоранимый и добрый, в чем омские журналисты смогли убедиться во время форума «Золотой Витязь», где актер был членом жюри и провел немало творческих встреч. Знакомство с журналистами народный артист начал с песни Булата Окуджавы «Виноградную косточку...»
 

О профессии

- Каждый человек хочет быть счастливым, но у каждого свое представление о счастье. Мне, для того чтобы быть счастливым, нужно немного - заниматься делом, которое я очень люблю, которое заставляет забыть о себе, о близких. Потому что профессии, которую я выбрал, нужно отдаться всерьез и целиком. В ней ты как велосипедист: держишься, пока движешься, как остановился - падаешь. Вот в этом непременном движении, в этом обновлении я вижу смысл своего существования, чтобы завтра, вновь обновившись, ты имел бы полное право вновь жечь себя на огне вдохновения и творческое горение отдать людям. Мое родное дело, мое хобби, моя профессия - актер.
 

О корнях
- Человек рождается дважды - физически и духовно. Физически я родился 17 марта 1947 года. Весной мне исполнилось 65 лет. Сейчас такая мода, все прячутся от своих юбилеев. Уже заказав ресторан на 250 мест в гостинице «Космос» и составив список гостей, я вдруг решил все отменить и спрятаться за границей. Сначала хотел в Прагу, потом в Вену, поехали в Берлин. Попили пива на телевизионной башне, а вечером в русском ресторане Берлина отметили с соотечественниками. Позвонили из Москвы, сказали: «Вам телеграмма от Путина и Медведева».
 
Я родился в Киеве. Моих родителей обвенчала война. Мама окончила физкультурный институт, была чемпионкой Украины по прыжкам в воду с трамплина. Но грянула война, а так как в институтах была военная кафедра, вместе с дипломом она получила лейтенантское звание. Прослужила в военном госпитале всю войну. С папой встретилась 23 февраля 1944 года. Это был День Красной Армии. В госпитале был концерт, папа читал Лермонтова «Мцыри». Наблюдая за этим выступлением, мама Нина подумала: «Этого орла надо брать в плен». «Орел» оказался в плену и хорошо себя там чувствовал 64 года... Папа умер в этом году в возрасте 96 лет. В 47-м родился «орленок» - ваш покорный слуга, вскоре - еще один «орленок», брат Игорь, пока заслуженный артист России. Есть у нас совместная работа - «Тридцатого уничтожить». Месяц назад мы снова встретились на съемочной площадке. Мы играем двух мужей одной женщины.
 

О ролях и театрах
- Я сыграл более ста ролей в кино, 80 - в театрах. Театров в моей жизни было немало. Некоторые ставят мне в вину, что я такой попрыгунчик. Я не попрыгунчик, а принципиальный человек. Если мне становится некомфортно, меня пытаются обидеть, я, как та ящерица, оставляю хвост на растерзание, а сам ухожу в другой театр. В моей биографии их девять, из которых три московских. В последнем, во МХАТе им. Горького, работал 24 года, но 23 года я работаю с Татьяной Дорониной по договору в спектакле «Старая актриса на роль жены Достоевского» по Эдварду Радзинскому. Премьера состоялась в 1988 году. И с тех пор год от года мы улучшаем спектакль и радуем зрителя. За эти годы и страна другая стала, и мы стали старше.
 

О семье
- Чем живу, чем кормлю свою семью? До недавнего времени, до смерти отца, кормил семерых. В Индии моя дочь родила мне внука, ему три месяца. Он растет не по дням, а по часам, зовут Елисей. Старшую внучку я обожаю. Меня просто колотит от любви, я на все готов ради нее. Нам попался человечек, которому с рождения необходимо кого-то любить. Меня никто так не любил, как моя внучка. Это потрясает, это дает силы на определенном этапе, когда всю страну объехал пять раз, всюду снялся, нет новизны в ощущениях, нет сил жить в самолетах и поездах, запас прочности подходит к концу. И вдруг понимаешь, что ради этого чуда, ради этого ребенка надо жить, надо следить за собой, не надо тратиться по пустякам. Надо меньше пить, не надо курить. Надо жить долго, чтобы долго быть счастливым.
 

О кинофоруме
- Я боец этого фронта под названием «Золотой Витязь». Переживаю за то, как он делается, как происходит с Божьей помощью. Самолет не должен лететь, а он летит, теплоход не должен плыть - плывет, денег нет - неизвестно откуда они появляются. За двадцать лет не было ни одного срыва фестиваля. Значит, он нас видит сверху, наш главный режиссер, за наши труды нас уважает и любит.
 

Об Омске
- Я в вашем городе бывал неоднократно, играл в драме, видел, с каким почтением обустроен малый зал имени Ожиговой. С ее мужем Колей Чиндяйкиным я дружил еще в Ростовском ТЮЗе, в 1973 году - мы ходили с ним по одной сцене, затем Коля уехал в Омск и отбил жену у главного режиссера. Он такой. Лет семь назад мы с Колей сидели у нас на даче, следили за тем, как работают таджики, и вспоминали смешные случаи из нашей молодости. Хохотали часов пять. А таджики, наверное, думали: ну все, не заплатят. Но вернемся к Омску. Здесь мы играли с Чурсиной «Императрицу», привозили спектакль по Чехову «Дуэль для слабых созданий», а также антрепризу «Шашни старого козла». В прошлом году я был на Дне города, читал стихи, пел песни в Омской крепости. День был солнечным, и я увидел, что центр у вас помолодел. У вас деликатно относятся к тому, что вам оставила история. Например, резиденция Колчака прекрасно выглядит. Мне непонятно до сих пор, почему белые проиграли. Самый близкий ответ, который меня устраивает: произошел раскол в рядах белых. Это и позволило ослабить Белое движение. Мне, как ветерану Белого движения (во многих фильмах я сыграл белогвардейцев), горько, что так произошло. Меня назвали Аристархом в честь деда. Он был протоиереем. За то, что он крестил, отпевал, венчал, его расстреляли. Но появился другой Аристарх, который уважает память деда.
 

О партнерах
- Хочу похвалиться: я один из тех актеров, у кого есть три великие партнерши. Это Катя Васильева, Людмила Чурсина и Татьяна Доронина. С Чурсиной я играл антрепризу «Императрица» тринадцать лет, антрепризы так долго не живут. Самая великая актриса - Доронина. Выше ее нет никого. Это какая-то глыба по своей силе, по непредсказуемости, по глубине и обаянию. Удивительная актриса, капризная, свое­нравная, на нее оказать влияние невозможно. Она любит всеми повелевать и видеть результаты своего воздействия. Однажды я перестал обращать внимание на ее воздействие, и она махнула на меня рукой. Поняла, что меня нужно терпеть. Доронина - не большой любитель импровизаций. Встала в колею и играет, в колее легче. А я импровизирую, и ей приходится меняться. И она начинает получать от этого удовольствие. С ней интересно, она достойный противник.
 

О кинематографе
- Я часто сравниваю советский и российский кинематограф. До какой степени нас опустил нынешний кинематограф, эти сериалы, которые невозможно смотреть. Каждый день опускается уровень вкуса. Старые советские фильмы, которые тогда ничего из себя не представляли, лучше многих нынешних поделок. Условия творчества были другими. Раньше эпизод снимался день или два, иногда три. А сейчас за три дня я снимался в восемнадцати эпизодах ежедневно. Каждый день тридцать две страницы текста. Заказчик хочет меньше заплатить и больше снять. Поздно вечером ты уже думаешь, что зря тебя мама родила, что ты зря выбрал эту профессию. И позволяешь себе играть фальшиво, бездарно, потому что тебе уже все равно. И это «все равно» - самая большая угроза творчеству. Пока существуют такие условия -
качества не будет. Но ничем другим я заниматься не могу, мне другое неинтересно.

Записала Татьяна Шипилова
Фото Евгения Кармаева

 
©
URL: http://omskregion.info/news/5816-aristarx_livanov_omichi_delikatno_otnosyatsya_k_to/
Дата публикации:04/07/2012 07:20