Пока крыша не упадет

Дождется ли реставрации дом купчихи Кузьминой?

Дом с историей

На заседании Общественного совета по культуре при министерстве культуры Омской области рассмотрели вопрос о сохранении памятников деревянного зодчества в городе Омске и Омской области.

Докладчик Владимир Селюк отметил, что на территории области около ста памятников деревянного зодчества регионального значения, а более подробно остановился на судьбе дома купчихи Кузьминой по адресу: ул. Театральная, 7.

Дом был построен в 1913 году на улице Войсковой, в советское время переименованной в Театральную. Впрочем, сегодня улица состоит из одного этого дома. В доме жила купеческая семья Кузьминых. После смерти мужа вдова Евдокия Егоровна продолжила его дело, обеспечивая троих своих детей. В то время дом отличался самым современным благоустройством: в нем были электрический свет, водопровод, телефон. Изюминкой стали рольставни, открывающиеся с помощью электричества.

Но в 1918 году семью выгнали из собственного дома. С февраля по июль здесь жили пленные мадьяры и находился партком омской большевистской организации венгерских военнопленных, возглавляемый Кароем Лигети.

В 20-е годы в купеческом особняке открыли больницу, а после вой­ны здесь работала станция скорой помощи Куйбышевского района. Медики выехали, потому что здание обветшало – за 100 с лишним лет в нем ни разу не проводилось капитального ремонта.

Коллекция уникальна

В 2006 году в здании разместился музей городского быта – структурное подразделение музея «Искусство Омска». Этот музей создан на основе коллекции старинных предметов омичей, которую собрал Владимир Селюк. 80 тысяч экспонатов! Но посетителей музей не приглашает, выставки проходят в других помещениях, потому что здание аварийное. На фасаде – трещины, на потолках отслаивается штукатурка, проседает пол. Сотрудники музея попытались привести дом в порядок своими силами: установили, например, новые межкомнатные двери. Но требуется капитальный ремонт.

При этом дом уютен, в нем на 300 квадратных метрах органично чувствуют себя вещи – ровесники здания: книги, фотографии, посуда, чемоданы, часы, мебель – огромное количество предметов, служивших верой и правдой нашим предкам, а сегодня ставших раритетами. В этой обстановке собираются члены Общества коренных омичей, обсуждают проблемы, украшают елку старинными игрушками, празднуют Рождество. Чтобы штукатурка не падала на головы и дождь не промочил дом, в самой большой комнате – бывшей столовой – под потолком натянули водоотталкивающую пленку.

Шесть лет ожидания

Музей ждет ремонта с момента переезда. Городские власти обещали его провести в 2010 – 2011 годах. Но не нашли денег. А в августе 2012 года по представлению прокурора состоялся суд, обязавший собственника, то есть администрацию города, выполнить ремонтно-реставрационные работы. Решение суда вступило в законную силу, но музей ремонта так и не дождался.

Недавно департамент имущества подал в суд прошение об отсрочке исполнения решения суда до 10 января 2019 года, но получил отказ.

Особняк на улице Театральной является памятником истории и культуры регионального значения. Об этом свидетельствует охранное обязательство. Министерство культуры области следит, чтобы собственники выполняли требования закона и содержали здания-памятники в порядке. Большинством таких ценных с точки зрения архитектуры домов владеют предприниматели или обычные горожане. А этим – мэрия, который год объясняющая, что у города нет денег.

В стиле модерн

Тупик? Владимиру Селюку дважды предлагали переезд в другие помещения. Но там тоже требовался большой ремонт, а значит, вложение средств.

И оставался вопрос: а что будет с домом купчихи Кузьминой, если его покинет коллекция музея городского быта? Будет окончательно разграблен? Сгорит?

А ведь это один из самых красивых образцов деревянного зодчества в Омске. Дом с драконами, дом Кабалкина, дом Штумпфа и дом купчихи Кузьминой. В последнем соединились стилистические элементы стиля модерн и традиции русского зодчества. Из этого перечня повезло особняку Штумпфа, в котором открыт музей Кондратия Белова, и дому Кабалкина – ныне музею «Либеров-центр». Это областные учреждения культуры, которые были реставрированы. У города примера заботы о памятниках деревянного зодчества нет.

– Омск, наверное, единственный, где нет музея истории города, – говорит Владимир Иванович Селюк. – Была надежда, что ситуация изменится при подготовке к 300-летнему юбилею Омска, но этого не произошло.

В нескольких метрах от музея городского быта – благоустроенная улица Чокана Валиханова. Молодежь полюбила летом здесь собираться. Но куда пойти? О содержании досуга никто не подумал. Музей Кондратия Белова, кофейня, один магазин самоцветов – это все, чем богата улица, которую можно насыщать достопримечательностями. Идея музея городского быта – сделать выставочное пространство не только в доме, воспроизвести типичную усадьбу омичей начала ХХ века – с клумбами, конюшней, надворными постройками. Музей мог бы стать одним из самых посещаемых в Омске.

Есть города, где гордятся историческим наследием, в Сибири – это Тобольск, Томск, Иркутск. Кстати, деревянных зданий в стиле модерн нигде в мире больше нет, только у нас в Сибири. Старина – то, что придает очарование городу. Что мы показываем приезжим в первую очередь? Микрорайоны Левобережья? Нет, конечно. Ансамбль Любинского проспекта, резное кружево немногих сохранившихся деревянных домов.

Дом купчихи Кузьминой любят фотографировать, перед ним сидят с этюдниками юные художники. Даже обветшавший, он вызывает интерес и восхищение.   

Чем дольше не начинается ремонт, тем больше придется на него потратить денег.

URL: http://omskregion.info/news/58421-poka_krsha_ne_upadet/
Дата публикации:04/04/2018 08:32
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев