На службе Отечеству

На службе Отечеству

Дата публикации 18 апреля 2018 08:13 Автор

К 100-летию Управления ФСБ по Омской области.

Фото из архива Управления ФСБ по Омской области

Падение в феврале 1917 года царского режима привело к полному распаду специальных служб. Этим воспользовались иностранные государства, совершенно свободно проводившие разведывательную деятельность. Перед новой властью возникла необходимость решения контрразведывательных задач, которые были возложены на созданную в декабре 1917 года Всероссийскую чрезвычайную комиссию.

Первый вооруженный отряд

В Омске 9 марта 1918 года при Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создается отдел по борьбе с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией и мародерством, а 10 апреля того же года отдел был переименован в Омскую чрезвычайную комиссию. Располагалась она на нижнем этаже бывшего генерал-губернаторского дворца (ныне Музея изобразительных искусств имени Врубеля). Возглавил отдел председатель полкового комитета 20-го Сибирского стрелкового полка Владимир Шебалдин. В отдел входил вооруженный отряд численностью 240 человек.

Из обращения Омского Сов­депа к населению: «В данный момент, когда гидра контрреволюции налегает с каждым днем, когда всемирная буржуазия пытается задушить авангард революции – российский пролетариат, Омский Совет не видит других мер борьбы с контрреволюционерами, шпионами, громилами, хулиганами, саботажниками и прочими паразитами, кроме беспощадного уничтожения их на месте преступления».

Так, 1-м Летучим отрядом Омского Совета был расстрелян застигнутый на месте преступления вор и грабитель Александр Матвеев, скрывавшийся под другой фамилией и выдававший себя за милиционера. Он проводил обыски, а вещи присваивал себе. В мае 1918 года омские чекисты разоблачили группу немецкого шпиона Гана, который выдавал себя за германского вице-консула. Помимо сбора военно-политической информации, он пытался дезорганизовать продовольственное снабжение города, для чего скупил и отправил по разным адресам около десяти вагонов с продовольствием.

Только за три месяца 1920 года было возбуждено более 250 уголовных дел на воров, мошенников и спекулянтов. В июне 1920 года группой грабителей во главе с неким Дорохиным по подложному ордеру Губпродкома было получено со склада Центрсоюза 20 тысяч аршин мануфактуры. Принятыми чекистами мерами эта мануфактура была обнаружена на частных квартирах и изъята, а Дорохин и его сообщники арестованы.

В августе 1920 года перед судом предстала группа аферистов, выдававших себя за представителей Главного военно-инженерного управления Волжско-Каспийской военной флотилии. По подложным документам «революционные моряки» получили 500 пудов муки и 100 пудов соли. После этого вновь прибыли в Омск и попытались получить уже 5530 пудов муки, крупы и сахара. На этом их деятельность была прекращена. В конце того же года в Омске была раскрыта большая группа фальшивомонетчиков, сколоченная начальником отделения подсобных предприятий Сибирского округа путей сообщения.

«Тайное братство» китайских «рабочих»

В 1924 году в Омске был выявлен преступный синдикат, действовавший под вывеской Союза китайских рабочих в Сибири. Он состоял из местных китайцев, которые организовали сеть по производству, поставке и распространению наркотиков. Члены «Тайного братства» содержали лаборатории по изготовлению наркотиков, курильни опиума. Кроме того, «братья» контролировали коммерческую деятельность своих соотечественников и устраняли тех, кто отказывался платить поборы. Омским чекистам удалось отправить за решетку не только рядовых торговцев наркотиками и киллеров, но и руководителей синдиката.

Обострение классовой борьбы

Массовые репрессии 1937 – 1938 годов не обошли стороной и омских контрразведчиков. В эти годы органы безопасности лишились многих опытных работников. Но Омское управление НКВД пострадало более других. Начальник Управления НКВД по Омской области Эдуард Салынь и его заместитель Сергей Здоровцев ориентировали сотрудников на безусловное выполнение норм законодательства. Более того, Здоровцев вычеркивал из директив, получаемых из центра, параграфы, требующие активизации и усиления борьбы с правотроцкистским подпольем. В июне 1937 года на Пленуме ЦК ВКП(б) с докладом выступил первый секретарь Омского обкома партии Булатов. После доклада нарком внутренних дел Ежов бросил реплику о странном отношении омской парторганизации к контрреволюции, а Сталин добавил, что омская организация «работает на Колчака». И этого было достаточно. В июле того же года Салынь был вызван в Москву, а 10 августа арестован. 26 августа Военной коллегией Верховного суда СССР осужден к высшей мере наказания. И в тот же день приговор был приведен в исполнение.

Только за один год – с августа 1937-го по август 1938 года – из Управления НКВД было уволено 223 сотрудника. 11 из них были арестованы по обвинению в контр­революционной деятельности. Многие из них были возвращены в строй только с началом Великой Отечественной войны.

«Смерть немецким шпионам»

Во время войны омскими чекистами было обезврежено 33 агента иностранных разведок, 155 террористов, 20 диверсантов, около 40 вредителей. Впрочем, в поле зрения оперативников попадали не только шпионы и диверсанты, но и члены бандитских групп.

В апреле 1943 года на станции Омск-пассажирский были задержаны двое военнослужащих в форме ВВС. По документам это был капитан одного из истребительных полков Лебединский и оружейница того же полка Угрюмова. Но подлинность документов вызывала сомнения: насторожили печати, на которых имелись следы перевода с других документов.

В ходе проверки было установлено, что Лебединский в августе 1941 года дезертировал с передовой на Ленинградском фронте и организовал банду из 12 человек. Под видом воинского подразделения бандиты заняли пустующий особняк в Ленинграде. Подделывая документы, с воинских баз и предприятий получали боеприпасы, обмундирование, продукты и готовились перейти на сторону врага. Тех, кто был с этим не согласен, расстреливали.

Без срока давности

В декабре 1945 года в Шербакульском районе был арестован агент немецкой разведки. Как было установлено, он остался на оккупированной территории и поступил на службу в немецкую полицию. А в 1942 году перешел на службу в отдел гестапо по борьбе с партизанами. Лично проводил аресты, вел разведку партизанских зон. В конце 1943 года был переведен на нелегальное положение в Вильнюсе, где возглавил резидентуру местного гестапо. А при отступлении немцев скрылся и выехал на жительство в Омскую область.

В марте 1946-го в Кагановическом районе чекисты арестовали местного жителя, считавшегося с начала войны пропавшим без вести. Выяснилось, что в июне 1941 года он перешел на сторону противника и был зачислен переводчиком в лагерь военнопленных «Вицендорф». Здесь переводчик лично повесил советского военнопленного, после чего был зачислен в школу Восточного министерства Германии, по окончании которой служил в войсках СС и принимал участие в массовых облавах и расстрелах.

Пытался скрыться на территории Омской области, в Исилькуле, и другой штатный сотрудник гестапо. Из его показаний на следствии: «Участие в расстрелах как переводчик я принимал в течение всего времени моей работы в Оршанском отделении гестапо. Кроме того, с моим участием Борисовским отделением гестапо были расстреляны 2 офицера Красной Армии. Мне приходилось принимать участие в массовых расстрелах евреев. В июне 1942 года четверо работников гестапо и я на легковых автомашинах выехали в село Круглое и в полукилометре от села произвели расстрел 200 человек, исключительно женщин, детей и стариков…».

В апреле 1945 года органами «Смерш» были арестованы немецкие агенты, из показаний которых стало известно о заброшенной в тыл наших войск диверсионной группе под руководством Безрукова. Вскоре и сам Безруков, и члены его группы были арестованы в Туле. Но одному из них – Дементьеву – удалось скрыться. И только летом 1954 года он обнаружился в Омске в качестве инженера-строителя одного из вузов.

После ареста Дементьев был доставлен в Омское управление КГБ. Минут через десять после начала допроса попросил у следователя стакан воды. Сделав глоток, потерял сознание. Прибывшие на место врачи констатировали смерть, а проведенная экспертиза показала, что смерть наступила в результате отравления ядом, ампула с которым была вшита в воротник рубашки.

Снайперы не промахнулись

Ранним утром 29 сентября 1993 года в детский сад № 285 вошел человек в маске. В одной руке он держал обрез, в другой сжимал взрыватель взрывного устройства. Угрожая взрывом, преступник потребовал предоставить ему большую сумму в валюте и рублях, оружие, автобус для проезда в аэропорт, а также самолет для вылета в Санкт-Петербург.

Членами оперативного штаба разрабатывались различные варианты ликвидации террориста и освобождение заложников. Правильная тактика ведения переговоров позволила создать ситуацию, когда на короткое время террорист заблокировал кнопку взрывателя. И в это мгновение был отдан приказ стрелять на поражение. Снайперы безукоризненно выполнили свою работу. Одновременно в здание ворвалась группа захвата, накрыв тело бронещитами. Выпустить из рук взрыватель преступник не успел. Операция была успешно завершена. Никто из детей не пострадал.

В январе 2005 года в Омске был задержан член незаконного вооруженного формирования Султан Сулеманов. При обыске у него на съемной квартире было изъято оружие, боеприпасы, взрывчатое вещество пластид, так называемый пояс смертника, а также подробные схемы одного из предприятий нефтехимического комплекса и культурно-досугового центра.

Сулеманов являлся членом вооруженного формирования, действовавшего на территории Урус-Мартановского района Чечни. Проходил подготовку в лагере боевиков, где обучался минно-взрывному делу, оборудованию схронов и блиндажей, участвовал в боевых столкновениях. А в 2001-м, сменив фамилию Закриев на Сулеманов, приехал в Омск, где и был задержан в ходе проведения совместной операции Омского управления ФСБ и УВД.  

Приведенные в публикации факты – далеко не полный перечень того, что было сделано омскими контрразведчиками в борьбе с бандитизмом и терроризмом, по выявлению фашистской агентуры и иностранных спецслужб. И сегодня управление ФСБ по Омской области стоит на страже государственной безопасности страны.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Время сделать выбор

Время сделать выбор

Омская область готова к проведению президентских ...

Актуально

Реальный шанс победить

Реальный шанс победить

На территории Омской области пройдет акция ...

Акция

Памяти земляков

Памяти земляков

В Калачинске финишировала областная ...

Власть

Районы получат поддержку

Районы получат поддержку

По решению губернатора Омской области в Полтавский ...

Выставка

Тайны музейных часов

Тайны музейных часов

В музее изобразительных искусств им. Врубеля ...

Крупным планом

«Начинаем будущее вместе!»

«Начинаем будущее ...

Омская делегация стала активным участником ...

Наследие

≪Не забывай те грозные года...≫

≪Не забывай те грозные ...

Ветераны начали готовиться к празднованию ...

Наше время

Мелодии Победы

Мелодии Победы

В Омске стартовал фестиваль военно-патриотической ...

Панорама недели

Омским семьям помогут с жильем

Омским семьям помогут с ...

На поддержку молодым семьям Омской области в ...

По зову сердца

«Мы люди старой закалки!»

«Мы люди старой закалки!»

Ветераны Ленинского округа поставили на поток ...

Политакцент

Под контролем независимых экспертов

Под контролем независимых ...

Накануне в Общественной палате Омской области ...

Спектр

Трудоустройство без труда

Трудоустройство без труда

Памятка для тех, кто ищет работу.

Спецпроекты

Беспокойное сердце – молодая душа

Беспокойное сердце – ...

Этот разворот мы посвятили недавнему женскому ...

Спорт

Идем на Запад

Идем на Запад

«Авангард» победил «Ладу» в пятом матче плей-офф и ...

Юбилей

«Быть депутатом – значит быть готовым помогать»

«Быть депутатом – значит ...

Серию публикаций к 30-летию Законодательного ...