Сергей Догадин: «Конкурс открывает двери на мировые сцены»

Сергей Догадин: «Конкурс открывает двери на мировые сцены»

Дата публикации 9 мая 2018 07:36 Автор

Победитель прошлого конкурса имени Юрия Янкелевича о своей работе в жюри.

Сцена лечит

 – Сергей, вы впервые работали в жюри. Поделитесь впечатлениями.

 – Впечатления остались самые приятные. Должен сказать, что это не так просто, как я представлял раньше. Но команда жюри сделала огромную работу. Может быть, результат не совпал с ожиданиями тех, кто был в зале, но нам не будет стыдно посмотреть в глаза любому человеку, который присутствовал на всех конкурсных прослушиваниях. У нас не доходило до споров, потому что с первого тура очень громко о себе заявили очевидные лидеры.

 – Скрипка Эухенио Дегани вручена Марии Дуэняс из Испании. Чем она удивила?

 – Марии 15 лет. И в столь юном возрасте она играет на невероятно высоком уровне. Это мы почувствовали буквально с первых нот. Думаю, ее путь в жизни будет ярким и очень большим, если все пойдет дальше как надо. И она будет помнить, что этот путь начался в Омске с победы на конкурсе имени Юрия Янкелевича.

 – Зал болел за нашего земляка Дмитрия Бородина, которому не повезло на конкурсе. Что скажете об его игре?

 – Зал действительно принимал Диму очень хорошо. Были разные мнения в жюри насчет его игры, но он проявил себя очень ярко, смело, чего не было у многих. Возможно, подход к выбору репертуара был немного ошибочным. Но Диме достался приз зрительских симпатий, что тоже дорогого стоит.

 – Вы победили в 2013 году в Омске на конкурсе имени Юрия Янкелевича, несмотря на болезнь, высокую температуру. Помог характер?

 – Я заболел ангиной через три дня после приезда в Омск. Перед финалом было очень плохо, я лежал. Но сцена лечит. Ты вышел и забыл, что тебе плохо. У меня так было и на конкурсе Паганини в Москве. На час, что ты на сцене, забываешь обо всем. Потом снова болеешь.

 – Что значила для вас победа на омском конкурсе?

 – Я увез с собой скрипку Гаэтано Антониацци середины 19 века. Она всегда со мной, несмотря на то что у меня появились и другие инструменты. Как правило, их предоставляют музыкантам на определенный срок, а в Омске дарят победителю – такого больше нигде нет. Поэтому этот инструмент для меня особенно дорог. Что же касается карьерных возможностей, омский конкурс и 2-е место на конкурсе имени Чайковского дали определенный толчок, открыли новые двери для концертной деятельности.

 – В день открытия конкурса вы с председателем жюри Пьером Амуйялем  и Омским симфоническим оркестром блестяще исполнили Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор Баха. С одной репетиции?

 – С одной репетиции с оркестром. Ну, конечно, Пьер эту вещь играл в своей жизни тысячи раз. И я играл, но не партию второй скрипки, это для меня был новый опыт. Считаю, наш тандем был удачным.

Скрипка Паганини

 – Вы показали себя виртуозами. А если бы Паганини жил в наше время, он считался бы гениальным скрипачом?

  – Произведения, которые он написал, трудноисполнимы, доступны только для единиц музыкантов. Многие играют каприсы Паганини, но это далеко от того, как это должно быть. В то же время надо понимать, что в эпоху Паганини инструменты были не такие мощные, струны жильные. Конечно, я считаю, он был блестящим скрипачом. Он столько нового привнес в нашу профессию.

 – Вам довелось сыграть на скрипке Паганини?

 – Да. У Паганини было два любимых инструмента. Один – Гварнери Дель Джизу – он называл «пушка», из-за мощного звука. Однажды он отдал эту скрипку на ремонт французскому мастеру Жану Батисту Вийому, который славился тем, что умел мастерски подделывать инструменты. И, по легенде, через неделю Вийом отдал Паганини два инструмента. Скрипач был впечатлен качеством и быстротой работы мастера, играл на двух скрипках сам, а потом подарил копию Гварнери своему единственному ученику Сиворе. Эти два инструмента хранятся в Генуе, иногда на них позволяют играть музыкантам. Я играл на «пушке» в Петербурге. Ее привезли на фестиваль, тщательно охраняли, мне дали за час до концерта, потом сразу забрали. Блестящий инструмент. И, конечно, взять в руки скрипку, на которой играл Паганини, – это счастье для музыканта.   

 – В чем, на ваш взгляд, сила русской исполнительской школы?

 – Я думаю, в звуке. У каждого великого российского скрипача, виолончелиста или пианиста уникальное отношение к звуку как средству выражения идеи. В звуке может быть масса оттенков, характеров. Это то, чем мы выражаем свои эмоции. Если у музыканта есть красивый звук, он будет слышен на любом инструменте, необязательно скрипке Страдивари. Это всегда выделяло русскую скрипичную школу. Но сегодня она не только в России, может быть, даже не столько. Большая часть профессоров, которые, в свою очередь, учились у великих педагогов, уехали на Запад. Русская исполнительская школа расползлась по миру. Но ее сразу слышно.

 – Можно сказать, что обладатель Гран-при нынешнего конкурса испанка Мария Дуэняс – представительница русской школы, поскольку учится у выпускника Московской консерватории Бориса Кушнира?

 – Она человек с ярко выраженной индивидуальностью. Но в то же время в ее игре чувствуется почерк профессора Бориса Кушнира, у которого и я учился. Я четко слышал некоторые нюансы, над которыми мы много лет работаем вместе. Это огромный многочасовой труд и посвящение себя целиком своему делу.

Омский конкурс – высочайшего класса

 – Сергей, вы из музыкальной семьи?  

 – Да, я потомственный музыкант. Папа – концертмейстер альтов в Санкт-Петербургском филармоническом оркестре под управлением Юрия Темирканова, а мама – скрипачка во втором оркестре филармонии. 

 – С какого возраста вы играете на скрипке?

 – Я начал учиться музыке в 5 с половиной лет и полгода занимался на рояле. Видимо, что-то не пошло или мне не было интересно, поэтому в 6 лет меня отдали на скрипку. По сегодняшним меркам – поздно. В Китае, Японии начинают учить детей с 2–3 лет. Я знаю людей, которые начали осваивать фортепиано в 11 лет. Но на рояле быстрее осваивается техника. Чтобы что-то хорошо исполнить на скрипке, нужно 10 лет. Я учился в музыкальной школе-десятилетке. Занимался много. Но любил играть, а не учить пассажи и по 100 раз повторять их. Слава богу, у родителей был опыт, как организовать мои занятия.

 – Вы были ребенком – музыкальным вундеркиндом? С ранних лет участвовали в конкурсах?

 – Не могу сказать, что раскрылся сразу. Но лет в 11 понимал: это то, чем буду заниматься всю жизнь.

 – В этом возрасте у детей начинается протест против родительских планов…

 – А у меня не было протеста. Я в принципе неконфликтный человек.

 – Когда пришли первые победы на конкурсах?

 – В 2000 году я получил первую премию на конкурсе имени Глазунова в Париже, а в 2002-м – Гран-при на конкурсе имени Постаччини в Италии. Мне было 14 лет, с этого все и началось.

 – А случалось, что вы возвращались с конкурса без награды?

 – Такое было раза два-три. При том что я участвовал, наверное, в 20 конкурсах. Ничего страшного, к этому надо быть готовым, потому что конкурс – всегда немного лотерея. Может быть, у тебя был неудачный день. Но готовиться нужно, чтобы даже в неудачный день ты был на две-три головы выше, чем остальные.

 – Сколько вы даете концертов в год?

 – В прошлом году у меня было 75 концертов в разных точках мира – от Америки до Китая. В Китай я приезжаю с мастер-классами и в академию музыки неподалеку от Шанхая. Меня пригласили стать профессором академии после победы на конкурсе в Шанхае два года назад. В Китае стремительно, как в Японии 40–50 лет назад, развивается интерес к классической музыке, повсюду строятся концертные залы.

– Где самые чуткие слушатели?

– В Европе десятилетиями, столетиями наработаны традиции посещения концертов классической музыки. Люди приходят и садятся на те же места, где сидели их отцы и деды. Благодарная публика в Японии. И, конечно, изумительная – в моем родном Петербурге.

 – У вас есть импресарио?

 – Иметь одного импресарио сегодня трудно, один человек не может решать вопросы по всему миру. Я работаю с агентством по разным странам. Моя жена, в прошлом музыкант, сегодня – мой ассистент. Она ведет календарь выступлений, отвечает на письма по электронной почте. Мы вместе 10 лет. 

– Вам понравилась организация конкурса имени Янкелевича?

– Не то слово. Я был на многих конкурсах в разных странах. Омский – высочайшего класса, что недоступно для многих мировых конкурсов. Все четко отлажено, внимание к деталям. И два прекрасных зала. Поверьте, в России немного городов, которые могут похвастаться такими залами, как ваши Концертный и Органный.

 – Вы как-то сказали: «Моя судьба – это мечта молодого музыканта». А  какая у вас профессиональная мечта?

 – Как можно дольше оставаться в хорошей исполнительской форме. Я понимаю, что с годами руки будут стареть, мышцы слабеть. Но я хочу как можно дольше сохранить свою профессиональную молодость.

 – Вам 30 лет. А сколько Пьеру Амуйялю, Владимиру Спивакову?

 – Да, вот это мечта: в 70 лет так играть, как они.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Скорбит вся страна

Скорбит вся страна

Жители Омской области почтили память жертв теракта ...

Актуально

Сделать дом безопасным

Сделать дом безопасным

Подвалы омских многоэтажек переоборудуют в ...

Власть

Ждем с ответным визитом

Ждем с ответным визитом

Делегация Омской области провела в Республике ...

Выставка

Юбилей под впечатлением

Юбилей под впечатлением

В музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля ...

Земляки

Обгоняя впереди бегущих

Обгоняя впереди бегущих

В Омске существует когорта интересных, самобытных, ...

Крупным планом

«Будем развивать вузовский потенциал»

«Будем развивать ...

На минувшей неделе в Омске с рабочим визитом ...

Наше время

«Активность ветеранов – пример для молодежи»

«Активность ветеранов – ...

В ветеранской организации Октябрьского ...

Общество

Цифровая грамотность – залог безопасности

Цифровая грамотность – ...

Омские «ИТ-тимуровцы» учат представителей старшего ...

Патриотизм

Меняя себя, мы меняем мир

Меняя себя, мы меняем мир

В Омске прошел форум «Душа, укрепленная верой, ...

Панорама недели

Всегда на страже

Всегда на страже

В историческом парке «Россия – моя история» ...

Поддержка

Помощь для героев-земляков

Помощь для ...

Сотрудники Драгунского дома-интерната передали в ...

Правдивая история

Cчастливый выбор

Cчастливый выбор

В дошкольную педагогику Валентина Токарева пришла ...

СВО

«Военный билет приготовил заранее»

«Военный билет приготовил ...

Омский менеджер Вячеслав Мухамедов уверен, что их ...

Социум

Место, где помогут и поймут

Место, где помогут и ...

20 марта в детском клубе «Страна радости» центра ...

Фестиваль

Вышли на «Рубеж»

Вышли на «Рубеж»

Состоялся очередной этап фестиваля семейного ...