Легенда омской культуры

Легенда омской культуры

Дата публикации 16 мая 2018 08:37 Автор

Почетный гражданин Омской области Нина Бревнова всегда поддерживала и защищала талантливых людей.

Нина Никандровна – омская легенда. Екатерина Фурцева областного масштаба. Такая же решительная, красивая. Царица омской культуры, которой ей довелось управлять много дольше, чем Фурцевой – всесоюзной.

Фронт и любовь

У нее трудовой стаж был более 60 лет. При этом как–то призналась:

 – Я в своей жизни сделала выбор только раз, девчонкой, когда пошла на фронт добровольцем. Все, больше не выбирала ни разу, – говорили «надо», и я подчинялась.

В 18 лет она окончила в Чкалове школу младших авиаспециалистов и стала летать стрелком-радистом на тяжелых бомбардировщиках, на «Дугласах», американских самолетах СИ–47.

Командир, у которого дочки были такого же возраста, как Нина, жалел и берег эту чужую ему девчонку. Выжила. Выстояла и в других сопутствующих войне сражениях – с мужским нахальством. На ухаживания начальства не реагировала, а любви дождалась.

И была в 1944-м свадьба в только что освобожденном от фашистов и совершенно разбитом Воронеже. И были Нина Зевакина и старший техник-лейтенант Евгений Бревнов первыми, кого зарегистрировали в только что открытом здесь загсе. Командир эскадрильи дал им «виллис» – доехали с ветерком. А расписавшись, играли свадьбу на первом этаже разбитой пятиэтажки. Вместо свадебного платья на невесте – гимнастерка. «Горько!» молодым кричали, чокаясь не фужерами с шампанским, а стаканами с «ликером «Шасси». Хитрый такой напиток изобрели аэродромные умельцы. Антиобледенитель для стекол самолетов состоял из спирта и глицерина. Наловчились перегонять на чистый спирт. И кровать молодоженам соорудили авиационную: на струбцинах (держателях колес самолетов) была многожильная резина, вот ее-то за неимением другого материала натянули между спинками. Так началась семейная жизнь. И 53 года продолжалась душа в душу, пока в 1997-м не ушел из жизни Евгений Павлович Бревнов...

Культурой руководить – не корову доить

А на «культуру» Нина Никандровна попала так. Машина, на которой ехала в Омск, дважды перевернулась, и только снег в кювете спас от гибели. Получила сильное сотрясение мозга, мучили дикие головные боли.

Врачи сказали: «Так много работать, так много ездить больше нельзя». Бревнова пришла к Манякину. Сергей Иосифович сказал: «Ну что ж, давай думать, что с тобой делать. Ну ладно, принимай управление культуры». И вышло: то она ездила по одному району, а теперь пришлось – по всем.

 – Про меня знаете как говорили? «От навоза бабу прислали в культуру», – рассказывала Нина Никандровна. – Ох, как меня пародировала Елена Аросева! Я, конечно, не совсем была дикой. Мой дед привил любовь к чтению, в юности все спектакли смотрела в орловском театре, а театр был превосходный, там играла знаменитая Садовская. Но, конечно, знаний не хватало. И я взялась изучать, читать Луначарского, Розенель, Кнебель – как раз вышли их книги о театре. И, конечно, Станиславского, которого не сразу поняла. Залезала в библиотеки музеев, ходила на худсоветы во все театры. Не стыдилась спрашивать, учиться.

И завоевала большой авторитет у деятелей культуры. Поддерживала и защищала талантливых, тех, кто партфункционерам казались чуть ли не диссидентами. Вот одна из таких историй – с известным омским художником Ростиславом Черепановым. В 60-е годы прошлого столетия он создал большой цикл работ, посвященный древнерусским храмам. Народный художник России Алексей Либеров назвал эти картины сердечным откровением художника. Но время-то было атеистическое, и духовная тема на полотнах не приветствовалась. Желательно было изображать вахту передовиков жатвы, заводские цеха. Однажды на выставке высокий начальник, увидев картины Черепанова, спросил: «Что это?» – и категорически распорядился: «Снять!».

Спасла ситуацию Нина Никандровна. Она сказала: «А ведь именно в этом храме Александр Невский сказал исторические слова: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет». Это смягчило гнев начальника. Александр Невский хоть и князь, но в Великую Отечественную был «реабилитирован» Сталиным как достойный подражания герой русской истории. Снимать такую картину было бы политически неграмотно.

Таким дипломатом и буфером между начальством и деятелями культуры Нине Никандровне приходилось быть не раз. Когда в театре драмы поставили спектакль по пьесе Войновича «Хочу быть честным», на «разборку» в совпартшколу вместе с Киржнером, Чонишвили, Кашириным отправили ее. «Каких только слов не наслушались: «контрреволюция» – самое мягкое! Но спектакль мы отстояли», – вспоминала Нина Никандровна.

Она сумела стать своим человеком в кругу творческой интеллигенции. Но и спрашивать за работу умела строго.

Мечтала о консерватории

При ней построили Концертный зал, ТЮЗ, культпросветучилище, Музыкальный театр, провели три реконструкции театра драмы. Порой приходилось идти на рискованные авантюры. Концертный зал «пробили» и строили как киноконцертный. Первую пристройку к театру драмы провели, не выбив средств, фактически за счет первого треста. Культпросветучилище переезжало из Тары в несколько этапов: сначала в Кормиловку, в здание райкома партии, когда район «сократили», потом по четырем омским адресам и только затем в специально построенное здание. Причем на общежитие денег не дали и его тоже пришлось создавать «из воздуха».

Говорят, когда-то, приезжая на ферму, Нина Никандровна лезла под корову и проверяла, хорошо ли выдоена. Все уже знали: ее не проведешь. В строительные нюансы влезть, наверное, было посложнее, но – влезала со всегдашней дотошностью, и на строительных планерках тоже знали, что ее не провести. Уверенная, что, если доказываешь не глупость, люди с тобой согласятся, Нина Никандровна очень переживала те нечастые случаи, когда убедить не сумела. Например, в том, что сохранить лепнину в музее ИЗО по ул. Ленина, 23, было можно, хотя и менялись перекрытия.

Неудача с открытием в Омске института искусств – из ряда непредсказуемых. Хотели вообще открыть консерваторию, и здание было почти готово (нынешняя ДШИ № 3). Но в Совмине сказали: не все сразу – или университет, или институт искусств. Омские власти предпочли ОмГУ. А потом так много хлопотали о помощи университету в Совмине и Гос­плане, что там, наверху, сказали: «С одним-то новым вузом сами не справляетесь!» Компромисс – институт культуры, а не искусств, филиал, а не самостоятельный вуз, факультет в ОмГУ – все это случилось позже. Первым директором была Нина Никандровна.

А с 1993 года она работала заместителем директора городского департамента культуры. Могла блестяще выступить на открытии выставки и досконально знала многострадальную экономику небогатой нашей культуры – отрасли, работающей, несмотря ни на какие беды и хронические дефициты бюджета. На эти сражения и уходили годы. Считать деньги, лавировать с тощим кошельком, чтобы удержать на плаву корабль омской культуры, увы, часто и отказывать людям – все это приходится делать. И – ни капли раздражения, всегда дружелюбие и доброжелательность. Необыкновенная женщина, прожившая трудную и красивую жизнь...

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Скорбит вся страна

Скорбит вся страна

Жители Омской области почтили память жертв теракта ...

Актуально

Сделать дом безопасным

Сделать дом безопасным

Подвалы омских многоэтажек переоборудуют в ...

Власть

Ждем с ответным визитом

Ждем с ответным визитом

Делегация Омской области провела в Республике ...

Выставка

Юбилей под впечатлением

Юбилей под впечатлением

В музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля ...

Земляки

Обгоняя впереди бегущих

Обгоняя впереди бегущих

В Омске существует когорта интересных, самобытных, ...

Крупным планом

«Будем развивать вузовский потенциал»

«Будем развивать ...

На минувшей неделе в Омске с рабочим визитом ...

Наше время

«Активность ветеранов – пример для молодежи»

«Активность ветеранов – ...

В ветеранской организации Октябрьского ...

Общество

Цифровая грамотность – залог безопасности

Цифровая грамотность – ...

Омские «ИТ-тимуровцы» учат представителей старшего ...

Патриотизм

Меняя себя, мы меняем мир

Меняя себя, мы меняем мир

В Омске прошел форум «Душа, укрепленная верой, ...

Панорама недели

Всегда на страже

Всегда на страже

В историческом парке «Россия – моя история» ...

Поддержка

Помощь для героев-земляков

Помощь для ...

Сотрудники Драгунского дома-интерната передали в ...

Правдивая история

Cчастливый выбор

Cчастливый выбор

В дошкольную педагогику Валентина Токарева пришла ...

СВО

«Военный билет приготовил заранее»

«Военный билет приготовил ...

Омский менеджер Вячеслав Мухамедов уверен, что их ...

Социум

Место, где помогут и поймут

Место, где помогут и ...

20 марта в детском клубе «Страна радости» центра ...

Фестиваль

Вышли на «Рубеж»

Вышли на «Рубеж»

Состоялся очередной этап фестиваля семейного ...