Каким медом намазано?

Каким медом намазано?

Дата публикации 16 мая 2018 08:23 Автор

Омские пчеловоды замахнулись на создание регионального медового бренда.

Как считают в профессиональном сообществе пчеловодов, созданном при Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, наша область способна не только полностью обеспечивать себя медом, но и выходить с этим продуктом на рынки других регионов и даже за рубеж.

Однако сегодня на омских медовых прилавках большой процент  завозной продукции. Не всегда хорошего качества. Мыслями о том, как повысить конкурентоспособность пчеловодческой отрасли региона, с корреспондентом  «ОП» поделились руководитель сообщества пчеловодов при АРП Денис Василенко и член правления АРП Сергей Сорокин.

Вопрос назрел

– Создание вашей организации – чья инициатива?

С. Сорокин:

– Тут совпали интересы самих пчеловодов и правительства области в лице министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Д. Василенко:

 –  Мы, естественно, об этом думали. Понимали: необходимо объединяться. Поскольку периодически бываем на разных съездах, конференциях. И видим, что есть регионы, где пчеловодство  развито намного лучше. Омская область от них значительно отстала.

С. Сорокин:

– Об этом и говорили на встрече с министром сельского хозяйства и продовольствия, состоявшейся по нашей просьбе. Как оказалось,  главу аграрного ведомства беспокоит то же самое. Он сказал: «Мне не с кем общаться, чтобы развивать отрасль. Я не могу строить взаимоотношения с отдельными пчеловодами. Нужно какое-то объединение». После этих переговоров и было создано наше сообщество.

– А почему вы называете его профессиональным?

Д. Василенко:

– Потому что есть еще так называемые пчеловоды выходного дня: любители, которые держат пчел для удовольствия, обеспечения своей семьи. Мы же, занимаясь этим видом деятельности, за счет него живем. Реализуем мед и оптом, и в розницу. Имеем свои магазины.

– Какие задачи перед собой  ставите?

Д. Василенко:

– Кормить Омск нашим местным медом. Сегодня у нас 40 – 50 процентов этого продукта поставляется из других областей и Китая. Если мы не будем развиваться, то завтра доля завозного меда вырастет до 90 процентов. Наши пчеловоды просто не смогут конкурировать на рынке, поскольку мед, который завозится, часто стоит дешевле. За счет чего? За счет технологий. Если у омского владельца пасеки  десять пчелосемей и он получает 150 килограммов меда в год, а у такого же пчеловода в Краснодарском крае  300 – 500 семей и общий объем производства 15 тонн, то последний может себе позволить несколько снизить цену, чтобы привлечь покупателя.

– Выходит, омское пчеловодство в основном представлено маленькими пасеками?

Д. Василенко:

– Да, средняя пасека в Омской области  30 – 50 семей. И чтобы конкурировать с другими регионами, мы ставим задачу увеличить  размеры средней пасеки до 100 – 150 семей. Сейчас общаемся с людьми, которые хотят в этом направлении расти.

Появилась поддержка

– Получает ли пчеловодство государственную поддержку?

Д. Василенко:

– Последние два года руководство страны и регионов задумалось о необходимости поддержки отрасли, начав выделять какие-то средства. И заводы подошли к тому, что надо создавать машины, облегчающие труд пчеловодов. А то ведь всю технику  приходилось покупать за рубежом.

– Знаю, что в этом году в региональном конкурсе на получение грантов по федеральной программе «Начинающий фермер» впервые могут участвовать и пчеловоды.

С. Сорокин:

– Причем мы, как профессиональное сообщество, предлагали свои условия для претендентов на этот грант: какие ключевые показатели должны ими выполняться. И здесь, замечу, наши  взгляды и позиция минсельхозпрода совпали. Первое ключевое условие для грантополучателя – увеличение количества пчелосемей. Второе – занятие племенной работой. Мы сейчас здесь  сильно зависим от Украины. У нас племенной материал: пчелосемьи на 80 –  90 процентов завозятся оттуда. Поэтому всегда находимся в ситуации, будет в этом году завоз пчелопакетов или нет.  Высока вероятность, что поставки обрубят. А мы привыкли работать по такой технологии. И нам нужно развивать свои технологии воспроизводства пчел, чтобы не зависеть от ввоза материала оттуда.

– Сколько грантов рассчитываете выиграть?

С. Сорокин:

– Сложно сказать. Если 2 – 3 гранта выдадут представителям пчеловодческой отрасли, будет хорошо. Потому что заявителей  еще надо подготовить. Ведь никто из пчеловодов не имел опыта подачи заявок на такой конкурс. Сейчас активно работаем в этом направлении. Общаемся с администрациями районов. Вопрос  создания пчеловодческого хозяйства  достаточно непростой. Если крупная пасека расположится в границах населенного пункта, то это может создавать проблемы людям, которые рядом живут. Поэтому ведем речь о том, чтобы для разведения пчел предоставлялись территории за населенными пунктами, где пчелы никому не будут мешать, но при этом недалеко от села, чтобы было удобно работать.

Медоносная база

– Сегодня в стране два крупных медовых региона: Башкирия и Алтай. Есть у Омской области шансы со временем пополнить этот список?

С. Сорокин:

– По медоносной базе мы легко можем с ними конкурировать. У нас большие посевы искусственных медоносных культур, таких как донник, подсолнечник. Сейчас аграрии начинают активно сеять гречиху. А еще имеется огромное количество естественных медоносов, которые фактически не используются. И климат для развития пчеловодства подходящий.

– А есть что-то, чем мы могли бы выделиться? Какие-то  уникальные растения, с которых можно собирать уникальный мед?..  Вот чем ценятся те же башкирские  меды?

Д. Василенко:

– Каких-то уникальных медоносов в Омской области нет. Зато в наших северных районах  прекрасное разнотравье, мед из которого очень вкусный. И наш донниковый мед, который мы получаем с искусственных посевов, очень ценится по своей структуре и физико-химическому составу. Что касается башкирского меда, то этот бренд базируется на том, что в Башкортостане испокон веков  люди занимались пчеловодством, стояли в тайге. И сейчас в республике этой отрасли уделяется большое внимание. Принят территориальный закон о пчеловодстве. Но на самом деле объем меда, который собирает сейчас Башкирия, не так велик. Просто его много фальсифицируют.

Вообще, башкиры не отдают свой мед дешево, считая его уникальным. И организации, раскручивающие этот бренд, стараются отправлять его в Европу. Только то, что не ушло на экспорт, расходится по Российской Федерации. Но Башкортостан ставит задачу значительно увеличить объемы. Мед во всем мире востребован. Сегодня все страны, кроме Канады и Китая, его закупают. Мы были на конференции в Томске, в которой принимали участие представители Австрии. Они рассказали, что лишь половину меда производят сами, а 40 процентов им поставляет Китай. Поэтому Омская область вполне могла бы стать экспортером этого продукта. Но наши пчеловоды на сегодняшний день неграмотны. Как делали их деды, так и продолжают делать. А весь мир ушел вперед. И в технологиях, и в системе стандартизации, и в селекции. Всему этому нам надо учиться.

Продуктовая линейка

С. Сорокин:

– Поэтому экспорт меда для пчеловодческой отрасли региона – задача не сегодняшнего дня. В первую очередь надо развить  промышленное пчеловодство, отладить технологию производства и  накормить свою область, потом уже выходить на внешние рынки. 

В нашем регионе можно производить буквально 5 – 6 сортов меда.  Донниковый, подсолнечниковый, гречишный, из разнотравья.  Иногда, очень редко,  липовый. Липы у нас немного, и она не всегда дает хороший медосбор. А потребитель хочет иметь большую продуктовую линейку, достаточный выбор сортов. Поэтому мы пошли таким путем. Создали кооператив для  пчеловодов, чтобы обмениваться медом сначала внутри региона, потом на межрегиональном уровне.

Допустим, у нас есть партнеры в Кемеровской области, где производится дягилевый мед, мед из василька. Есть партнер в Адыгее, который присылает нам каштановый, липовый, акациевый мед. Наш принцип – обмениваться только с теми людьми, которых мы хорошо знаем  и качество продукции которых можем гарантировать. И вот таким образом мы доводим количество сортов меда до десятка.

А дальше развиваем продуктовую линейку, делая медовые смеси.  Ведь не каждый клиент хочет потреблять продукт, который ложкой не уковырнешь. Поэтому появились технологии изготовления так называемого крем-меда. Сейчас эти смеси, так же как башкирский и алтайский мед, очень сильно «опустили» за счет фальсификатов. Но если взять качественный мед и из него правильно сделать крем-мед, то он будет даже лучше просто меда, поскольку его приятнее употреблять. Мы делаем крем-мед с кедровыми орешками, облепихой, мятой, брусникой. Цель развития продуктовой линейки – затарить омский рынок. Занять нормально эту нишу. А потом уже выходить на другие регионы и дальше – на зарубежный рынок.

Просто сейчас, чтобы выйти за рубеж, надо сформировать партию 20 – 30 тонн, причем это должен быть мед одного наименования. Мы не можем физически, не имея пасек в 300 –  500 семей,  сформировать такие партии.

 В ТЕМУ: 

Если пчела заболела

Не только в молоке, но и в меде  могут оставаться следы лекарств, например антибиотиков. Ведь пчелы, как и люди, болеют, и их приходится лечить. По словам наших консультантов, подходы  мелких и промышленных пчеловодов в этом деле тоже разнятся.

– На небольших пасеках потеря медосбора от единичной семьи является более ощутимой. Поэтому пчеловод старается брать мед и от ослаб­ленных болезнью семей. У пчеловодов- профессионалов есть на случай вспышки заболевания ряд определенных действий, расписанных по канонам. Они изолируют заболевшие семьи и работают с ними отдельно. И, как правило, мед от этих семей не попадает в общий объем, поскольку для крупных пасек  потерять какую-то часть продукции некритично, – поясняет Денис Василенко.

К сожалению, выявить следы антибиотиков в наших  ветлабораториях сейчас невозможно. По словам экспертов,  отечественная лабораторная база сильно отстала от мировых стандартов. Сегодня у нас делают только первичные анализы по таким позициям, как органолептические характеристики, диастазное число, содержание сахарозы и так далее. Но  правительство России эту проблему решает и оснащает лаборатории современным оборудованием. Поэтому через пару-тройку лет, уверены представители профессионального сообщества пчеловодов, об антибиотиках в меде можно будет забыть, ведь каждый легально работающий пчеловод обязан представлять свою продукцию на анализ. Появилась и промышленная технология, предусматривающая разделение улья на части с помощью специальных устройств. В одной части пчелиные семьи живут и размножаются, в другую складывают мед. И в том случае, если пчел пролечили антибиотиками, в товарный продукт это лекарство не попадает. Данная технология уже проверена в других регионах, формирующих партии меда на экспорт, и показала свою эффективность.

 Сладкий выбор

Как вместо натурального продукта не купить «липу»?

 

Эрзац из патоки

Конечно, в беседе с представителями профессионального сообщества пчеловодов мы никак не могли обойти эту тему. Денис и Сергей успокоили: если говорить конкретно про омский мед, то среди него «липового» продукта очень мало. В регионе попросту нет сырья, позволяющего заниматься фальсификацией. Ведь как получают фальсификат? Берут отходы сахарного производства и скармливают их пчелам, перерабатывающим эту сладкую массу в подобие меда. Таким способом, не используя никаких медоносов, можно производить огромное количество подобного эрзац-продукта. Чем и занимаются в регионах центральной полосы России, где много сахарных заводов. Серьезные объемы такого меда до недавнего времени поступали из Китая.

У фальсифицированного меда не очень презентабельный внешний вид и вкусовые качества хуже, чем у настоящего. Поэтому туда добавляют различные химические ароматизаторы, позволяющие исправить эти погрешности и превратить эрзац в «мед» совершенно экзотических сортов.

– Хотите мед одуванчика – будет вам одуванчиковый. Хотите подснежниковый – будет подснежниковый, хотя с подснежника получить мед в принципе невозможно, – иронизирует Сергей Сорокин.

Реализуется эта «экзотика» по заведомо низкой цене – натуральный продукт не может столько стоить. В результате добросовестным пчеловодам становится сложно продать свой мед по нормальной стоимости и получить прибыль, необходимую для развития.

Чаще всего приемами недобросовестной конкуренции грешат заезжие ярмарки.

– Мы специально выходили туда, просили показать документы. Картина была примерно такая. Стоит красивая лавочка с красивой вывеской «Башкирский мед». И там нам предъявляют один документ на все сорта меда. Рядом – лавочка «Алтайский мед», где показывают тот же документ на 20 сортов меда. Но раз документы одинаковые – значит, и мед одинаковый? Хотя продается под разными брендами, – рассуждает Сергей Сорокин.

Пока пчеловод в поле

Таким образом, слишком низкая цена меда и экзотическое название должны покупателя насторожить. Вообще, эксперты советуют обходить стороной заезжие ярмарки. Особенно если они проходят летом и продавцы, там торгующие, заверяют, что являются пчеловодами.

– В сезон, – поясняет Денис Василенко, – у пчеловодов нет времени торговать. Они начинают заниматься реализацией только после того, как закончат работу в поле и поставят пчел зимовать. Это происходит, как правило, в середине октября. А первый мед мы качаем в июле.

Единственным большим торговым мероприятием, где летом можно увидеть пчеловодов со своей продукцией, является выставка-ярмарка «Агро-Омск».

– Это специализированное мероприятие для сельхозтоваропроизводителей. И мы там тоже торгуем. Заранее так планируем свое время, чтобы выкроить 3 – 4 дня, больше позволить себе не можем, – продолжает Денис.

Тем любителям меда, которые хотят запастись целебным продуктом сразу на целый год, эксперты советуют делать заготовки именно на «Агро-Омске. И именно у омских пчеловодов.

– Это самый идеальный вариант – покупать мед у того, кто его производит, – отметили мои собеседники. – Причем желательно найти постоянного продавца, продукцию которого вы уже знаете и у которого есть свой магазин или постоянная торговая точка на рынке. Такие пчеловоды своей репутацией дорожат.

«Должен сесть»

А вот с вариантом покупки меда у знакомого знакомых можно пролететь. Говорю это по собственному опыту. В прошлом году приобрела мед, собранный, по словам его производителя, с цветков достаточно редкой для омских полей культуры – расторопши. Прошло несколько месяцев, а он до сих пор не закристаллизовался (на языке пчеловодов – не «сел»). И это меня насторожило.

Денис с Сергеем подтвердили: жидкая консистенция продукта – действительно настораживающий момент. Настоящий мед из расторопши имеет мелкозернистую структуру и обязательно должен закристаллизоваться. Причем «садится» этот мед уже через месяц после откачки.

Не кристаллизуется в РФ очень ограниченное число сортов. В этот ряд входят, например, сорта каштановый, из белой акации. Еще дягилевый мед может не кристаллизоваться, если хранить его при температуре + 25 градусов.

– Остальной мед рано или поздно «садится». Пускай не через месяц, а через полтора-два, – пояснили эксперты.

Если прошла зима, а полезное лакомство осталось жидким, тут могут быть две причины. Одна из которых – повышенная, более 18 процентов, влажность продукта. Это значит, что мед незрелый, не до конца выпаренный. Некоторые пчеловоды этим грешат – качают мед, не дожидаясь, пока пчелы запечатают соты. И вторая возможная причина того, что мед не «сел», – большое количество фруктозы, сахарозы, лактозы, являющихся составляющими сахара. Эта проблема указывает на то, что пчел из-за недостатка питания кормили сахаром.

Сахарная диета

В нашем регионе на сахарной диете пчел держат достаточно редко. На мелких пасеках использование такой технологии бывает оправданно.

Промышленные пчеловоды к подобным методам, заверяют эксперты, не прибегают. Отходы сахарной промышленности, как было сказано выше, у нас взять негде. А покупать в больших количествах сахар нерентабельно.

– Представьте, если у вас 500 семей, это нужно купить полтонны сахара. И так каждый день. Что очень дорого. Пчеловоду-промышленнику проще так технологию обкатать, чтобы вывозить пчел на естественные медосборы, – это существенно снижает затраты. А при небольшом количестве пчелосемей кочевать невыгодно. Ведь тогда ульи надо охранять. Полностью этому делу отдаваться, – говорит Денис Василенко.

Поэтому когда будете приобретать мед, подробно расспросите пчеловода, каких размеров у него пасека и где в сезон стояли его ульи.

Замечу, что в том районе, откуда мой «расторопшевый» мед, расторопшу, как выяснилось, не сеют. Да и собирать мед с этого целебного растения, относящегося к семейству чертополохов, крайне сложно.

– Мы два года стояли на расторопше, – рассказал Денис Василенко. – Безрезультатно. В нашем регионе она не приносит товарного меда. Нектар не выделяется. Расторопшевый мед – очень полезный и вкусный. Но в Омской области мы его получить не смогли.


Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Когда зажигаются звезды

Когда зажигаются звезды

Губернатор Виталий Хоценко дал старт зажжению ...

Актуально

Все для Победы

Все для Победы

Из Омской области отправлен очередной гуманитарный ...

Акция

Парад у дома ветерана

Парад у дома ветерана

Омские росгвардейцы поздравили с праздником ...

Визит

Дорожная карта сотрудничества

Дорожная карта ...

В Омскую область с рабочим визитом прибыла ...

Власть

«Вместе победим!»

«Вместе победим!»

Владимир Путин вступил в должность Президента ...

Выставка

Светлый праздник: история и традиции

Светлый праздник: история ...

Омичей приглашают на «Пасхальную программу».

Дата

Они покорили целину

Они покорили целину

В областном Доме ветеранов прошло чествование ...

Информбюро

Дорога памяти и славы

Дорога памяти и славы

В преддверии 9 Мая в Омске прошел ежегодный ...

Наше время

«Мы едины как никогда»

«Мы едины как никогда»

На территории Омского автобронетанкового ...

Общество

В районах области реставрируют мемориалы

В районах области ...

Более 40 мемориалов и памятников по всей Омской ...

Правдивая история

Сто лет прожить – не поле перейти

Сто лет прожить – не поле ...

Ветеран Великой Отечественной войны Алексей ...

СВО

Жена героя

Жена героя

Память о любимом человеке и забота о сыне помогают ...

Событие

Весомая заявка

Весомая заявка

Художественный руководитель Московского ...

Социум

Тридцать судеб – тридцать историй

Тридцать судеб – тридцать ...

В комплексном центре «Рябинушка» состоится акция ...

Спектр

Письмо от президента

Письмо от президента

В преддверии Дня Победы «Почта России» доставит ...

Спецпроекты

Омичи помнят своих героев

Омичи помнят своих героев

Накануне Дня Победы читатели «Омской правды» ...

Фестиваль

Песни Победы живы и любимы

Песни Победы живы и любимы

В Октябрьском округе прошел завершающий концерт ...

Юбилей

Юбилей в кругу родных

Юбилей в кругу родных

Народному хору ветеранов труда и любителей пения ...