Омские архитекторы задумались о сохранении зданий советского модернизмаЕсли горожане задумаются об их ценности, то есть надежда через 10 лет увидеть уцелевшими объекты 100-летней давности. А затем можно задуматься и о сохранении наследия 1990-ых.
В музее «Искусство Омска» зодчие провели дискуссию о современной архитектуре «Объекты модернизма в Омске». По мнению модератора Ефима Фрейдина, постройки 1930-80-ых годов — дома культуры, школы, жилые микрорайоны, университетские кварталы — определяют лицо нашего города так же, как и уникальные, «открыточные» здания. К ним можно причислить Речной вокзал, ТЮЗ, Музыкальный театр, Торговый центр «Омский», СКК имени Блинова, Левобережный рынок и Автовокзал, зону отдыха «Зеленый остров» и Дворец пионеров, гостиницу «Иртыш» и ДК Малунцева. Однако и такие крупные комплексы теряют свою значимость в результате ремонтов, «усайдингования», изменения облика и украшения всяческими «излишествами». Ефим Фрейдин поставил вопрос, как можно популяризировать и вовлекать авангардную архитектуру 1930-ых годов в современный оборот? В 1960-70-ые годы произошло возвращение модернизма, однако и более новым интересным советским зданиям также «не везет». Открытый бассейн на Зеленом острове 1980-ых годов сегодня стоит полуразрушенным. А другие объекты, такие как цирк и гостиница Омск, подвергаются невнятной реконструкции.
Архитектор Светлана Гетте напомнила, что многие архитекторы мира воспитывались на российском авангарде, например, знаменитая Заха Хадид — обладатель своеобразного «Оскара» в архитектуре. Ее дипломный проект также был посвящен советскому авангарду. Авангардные здания в Омске — жилой дом на проспекте Маркса, 33, корпус СибГУФК на Ленина, 2а, дома культуры 30-ых годов, промышленные здания.
После этого встает другая проблема — сегодня архитекторы скорее относятся к обслуживающему персоналу, и это уже не творческая профессия, а банальное проектирование. Зампредседателя Омского отделения Союза архитекторов Сакен Хусаинов встал на другую позицию. По его мнению, идею сохранения отдельных зданий власти могут довести до абсурда, включая в список памятников объекты хрущевского времени и сделав вокруг них обширную охранную зону. Тогда все пространство будет превращаться в пустыню и город перестанет развиваться, считает архитектор.
На самом деле, общая тенденция в России такова, что модернистские здания довоенного времени уже паспортизируются и восстанавливаются в таких городах, как Москва, Екатеринбург, Самара и других, однако Омск от них сильно отстает. Объекты 1960-70-ых годов же сейчас пока находятся в обороте и активно эксплуатируются, но для них можно прописать правила на уровне города хотя бы в плане размещения наружной рекламы.
Светлана Шевченко также привела в пример улицу Жукова, на которой не получилось красивого ансамбля из современных зданий — «у каждого архитектора здесь был свой выпендреж». Застройка улицы велась в «смутное время» 90-ых годов, а началось все как раз с Сакена Хусаинова, который спроектировал две башни. В ходе дискуссии ее участники предложили включить в реестр памятников архитектуры СКК имени Блинова, так как есть заявления о планах по его реконструкции. На круглом столе выступила архитектор Ирина Голенко, один из авторов проекта спортивно-концертного комплекса.
Авторы проекта СКК имени Блинова, пока они живы, могли бы помочь в разработке проекта его реконструкции. Однако к ним пока никто не обращался. Жанна Хахаева отметила, что судьбу потенциальных памятников на комиссии в минкульте Омской области решают всего около 20 человек, среди которых только 5 — архитекторы, а остальные — историки, экономисты и чиновники. А из них далеко не все понимают и любят конструктивизм.
Ефим Фрейдин в завершении дискуссии отметил, что примерно через 10 лет мы столкнемся с проблемой сохранения архитектуры 1990-ых годов как объектов наследия. Если же горожане сейчас задумаются о ценности зданий 1930-ых годов, то есть надежда увидеть на улицах Омска и сохранившимися объекты 100-летней давности.
|