Юрий Шаповалов: «Я на себе ощущаю всю ответственность за каждого избирателя»

Юрий Шаповалов: «Я на себе ощущаю всю ответственность за каждого избирателя»

Дата публикации 25 июля 2018 15:13

«Омскрегион» побеседовал с депутатом Законодательного Собрания Омской области и заместителем председателя комитета по социальной политике Юрием Шаповаловым о «социалке» и здравоохранении.

Юрий Викторович, вы с 2005 года с большим успехом раз за разом избираетесь в Законодательное Собрание Омской области. Что подвигло вас, в принципе, задуматься о том, чтобы стать депутатом?

– Случайно всё получилось. Никогда не думал о политической карьере, о депутатстве. В 2005 году, вследствие досрочного прекращения полномочий депутата Александра Фридриховича Триппеля, который был назначен министром нефтехимической промышленности Омской области, были назначены довыборы. И мне от него же поступило предложение занять, что называется, освободившееся место. Но главное, конечно, было мнение коллектива.  Иди, говорят, нам нужен свой депутат. И дай  бог этим людям здоровья, долгих лет жизни. Они,  заведующие отделениями,  пошли по адресам, стали агитировать. Всё получилось достаточно легко, я прошел и стал депутатом.

– А с каким отрывом от конкурентов ушли? Не помните?

– Не помню, настолько все  было легко и просто. Скажу так, первый раз идти  легко, потому что все равно ты идешь  и должен что-то обещать. Помогло и то, что  за мной была больница. А это 25 000 человек, которых мы обслуживаем. И так как медсанчасть на хорошем счету, то и  отношение жителей к ней неплохое. Наверное, такое положение дел ассоциируется и с главным врачом. Вот люди и дали мне, так сказать, аванс.

– А во второй раз?

– Во второй раз моё участие в выборах тоже  не обсуждалось. Я уже работал на округе с населением,  знал всех председателей  КТОСов,  директоров общеобразовательных и  детских спортивных школ и так далее. Но при этом я почувствовал главное — свою необходимость проживающим в округе. Вообще, кстати, это мой родной округ. Я здесь жил, у меня тут в 58-й школе учились дети, в садик  ходили. Я когда из армии пришел, в девятую медсанчасть пошел работать из-за  квартиры – времена такие были — здесь и остался. Сорок лет  здесь жил. Поэтому это мой участок и по работе, и по жизни.

– Вы сами выбрали работу в комитете по социальной политике?

– Естественно, это же мне ближе по роду деятельности. В комитет входят вопросы здравоохранения, и, наверное,  там рассматриваются самые главные вопросы нашей жизни - социальные.  Я владею  ситуацией, цифрами, и для меня это - наиболее понятная тема, а  для людей, наверное, наиболее значимая проблема. Тут я  реально понимаю, как помочь людям, но, увы, в полной мере получается не всегда, так как проблемы моего округа – это проблемы всей страны. 

— Какие наказы звучат от ваших избирателей?

— Всякие. Если тебе доверяют, обращаются со всем. На первом месте, конечно, бытовые ситуации – затопило, прорвало, киоск не там поставили. Люди, как правило,  не смотрят в заоблачные дали,  мол, депутат Законодательного собрания, мол, его задача — законотворчество. Заходят, например,  бабушки, и  напрямую – я за тебя голосовала, давай решай мою проблему… При  поступлении в вуз кто-то обидел, плохие дороги, и весь остальной букет проблем. И я реагирую на это, пытаюсь помочь, стараюсь, по крайней мере, занимаюсь по-честному и каждому всегда даю ответ, что получилось, а что нет.

– А у вас была, есть профессиональная предвыборная команда?

— Такого нет. Основная  опора, конечно, на родной коллектив. Помощники у меня  есть, но они не на освобожденной работе, они мои коллеги. А хожу я везде ногами, у меня в день бывало до 20 встреч с жителями округа, а меньше 10 я никогда не проводил… Если  в школу заходил,  у меня рекорд — пять классов сразу, и я крепкий в этих делах,  хорошая реакция на вопросы. Как правило,  встречают с добрым настроем,  но, бывает, заходишь, и аудитория изначально на тебя негативно настроена. Но как-то всегда удавалось ломать  ситуацию  и находить общий язык.

— Какие обращения самые трудоемкие, как справляетесь?

—  Как я и говорил, это — обращения решить вопросы  регионального уровня и основная масса непосредственно по избирательному участку –  бытовуха, социалка, газификация, дороги, аварийное жилье, пенсии, льготы. В первую очередь мы помогаем  сделать так, чтобы обращение, крик о помощи дошел до чиновника, предпринимателя,  которые реально могут решить эту проблему.  И уже эти люди оправдываются и отвечают непосредственно, почему не сделано,  когда сделают. Если что-то не получается на этом уровне, то  мы помогаем составлять исковые заявления в суд, обращения  в прокуратуру. Это в большинстве случаев срабатывает.  Если, бывает, администрация ни в грош не ставит обращение жителей своего города, то когда подключаешь силовиков, реакция совсем другая.

— Какие проблемы, которые были решены вами, считаете самыми значимыми?

– Большинство проблем решалось, что называется, в рабочем порядке. Но самое приятное для меня, когда удавалось обеспечить  материальную помощь спортивным клубам, футбольным командам, школам, садикам. Вот эти вещи, когда подходит к тебе  няня, санитарка или тренер и говорят: «Слышь, вот это твое, спасибо».  И это не просто слова — дела индивидуальные греют мне душу. Много обращений из спортивных  клубов идет. Где-то фирмачей прошу, мол, помогите, сделайте доброе дело, где-то у власти выхаживаешь и решаешь вопросы, где-то к друзьям обращаешься – это на самом деле чаще всего помогает. Обращался к Валерию Михайловичу Кокорину. У меня помещение пустовало, и решил я сделать там часовню. Не скажу,  что я верующий такой, но не атеист — точно. Построили.  Священник там службы проводит— и ночные, и пасхальные, ранее  митрополит Феодосий крестные ходы всегда проводил.  Мы же с мамой рождаемся и, Господи, помоги, уходим из жизни. И до операции, и после операции больные, верят они в Бога, не верят, а пойдут — и свечку поставят.

— Статус депутата помогает пробивать какие-то особые преференции для больницы?

— Я никогда этим не пытался пользоваться. Я медик в первую очередь, я управленец, я кандидат экономических наук, и тема моей диссертации — система управления персоналом в здравоохранении. Используя собственные изыскания, я добился неплохих результатов. У нас ведь как зачастую бывает,  хороший врач  — иди начальником. И мы   ломаем хорошего врача как специалиста, но не получаем руководителя. А руководителя надо готовить. И есть к этому определенные подходы. Я  в 33 года стал главным врачом, 10 лет отработал; потом нищета достала, и из медицины я ушел. И  очень успешно отработал в бизнесе. Когда Александр Фридрихович  Трипель и Анатолий Николаевич Адабир попросили, вернись, мол, долг Родине отдай, я ответил — не должен никому.  Тем не менее, когда  коллектив попросил, я вернулся.  Десять лет меня не было в этой больнице, вернулся, а тут всё разрушено до основания. Это к вопросу об управлении предприятием.  А сегодня у нас новейшее оборудование, мы в числе первых в лечении диабета, рака печени, причем четвертой степени. Многое, многое делаем с качеством  мирового уровня… Все вроде как в одинаковых условиях, а  живем по-разному.  Больница больнице рознь.

– Юрий Викторович, а вот если все наши главврачи пошли бы в депутаты, они победили бы на выборах?

– С большой долей вероятности.  Потому что сама профессия, люди в ней работающие, что бы ни говорили, в основной массе  достойны уважения. И второе. (Улыбается.)  У нас же паспорта участков, всё отмечено поквартирно,   и медсестра зайдет в любую дверь, и врач зайдет, а вот милиционер может не зайти. Нет на моей памяти, чтобы какой-то главный врач пошел на выборы и проиграл. Как правило, если машина включается, то он 100 процентов проходит.

— Общался с депутатами, отсидевшими в Законодательном собрании по нескольку сроков и, странное дело,  многие не нажили не только товарищей в депутатском корпусе, но и затрудняются назвать имена людей, с кем запросто могли бы поговорить, выпить по чашке кофе. Как у вас с этим делом?

— Я  только пришел, даже кнопки нажимать не знал как, и мне сильно повезло. Я с Олегом Владимировичем Шишовым «за одной партой» сидел, а он уже в этих делах был дока.  И как человек он мне сильно нравился, вот и  подсказывал  во многом.  Как-то с порога подружились с Анатолием Николаевичем Стражниковым,  Равилем Ахметовичем Бикбавовым,  Александром  Ивановичем Новиковым, Маратом Шакеновичем Адырбаевым. И до сих пор мы иногда этой компанией встречаемся на праздниках. Просто так.  Соскучились, созвонились, встретились. Кто-то еще депутат,  кто-то нет, а отношения  как изначально сложились, так и остаются.

— С годами депутатский корпус как-то изменился? Стал профессиональнее, деятельнее что ли, как он, проще говоря, сейчас выглядит?

— Я бы сказал так: раньше депутатский корпус был  поинтереснее.

— Юрий Викторович, я понимаю, коллеги, и всё такое. Но всё-таки чем были поинтереснее предыдущие созывы?

— Наверное, все работали более самоотверженно, в едином порыве, что ли. На мероприятия   ходили с желанием. Куда-то ехать -  ехали с удовольствием. Исполнительная и законодательная власти были гораздо ближе, можно сказать,  роднее.

— Изменения начались с уходом Леонида Константиновича Полежаева?

— Может быть, и так. Сейчас же… Даже в мелочах, смотрите, что происходит.  Как  ходим на фракции, кто во что горазд, даже галстук не надеваем, хотя есть протокол. Это, на первый взгляд, мелочи, но в конечном итоге  это характеризует отношение к  делу. Владимир Алексеевич Варнавский  к нам лоялен, и мы его уважаем и любим, он нам как отец родной, но все равно, отношение к законодательной власти сейчас не такое трепетное, как раньше.  Если раньше на фракциях, на комитетах всегда присутствовали  министры, то сейчас  заместители — первый, второй, третий. Какое-то послабление  в этом плане идет, отчего общее дело, конечно, не выигрывает.

– За долгую и плодотворную депутатскую карьеру явно не обошлось без курьезного случая. Припомните, пожалуйста.

— Меня почему-то председатель комитета Стражников в свое время окрестил «шефом».  Как-то закончилось заседание, и  тот круг людей, которых я перечислил выше, зашли к кому-то в кабинет,  был формальный повод,  разлили по чашке чая, закусывают. А я немного опоздал, и когда к ним  зашёл — хохочут. Что случилось, спрашиваю.  Новиков говорит,  да мы тут  чуть с ума не сошли  - только налили, а тут Стражников кричит: «Шеф идет!» — ну мы все думаем Леонид Константинович,  встали вот так, стоим — и ты заходишь... Вот такой случай был, мы его часто вспоминаем.

— Юрий Викторович, в преддверии юбилея следующий вопрос задаю всем депутатам. Что для вас 25-летний юбилей Законодательного Собрания Омской области? Как бы вы оценили, охарактеризовали  роль этого органа в развитии региона?

– В последнее время всё чаще начинают рассуждать, нужно ли Законодательное Собрание, Дума, в принципе. Мол, в конечном итоге  ничего они не  решают. Я с этим не согласен. Это большая работа, и хотя подавляющее большинство депутатов не на освобожденной работе, мы выкладываемся без остатка, изучаем вопросы, положения, приводим  в соответствие федеральные законы, принимаем  местные, и, безусловно, это влияет на жизнь всего нашего  социума. Кроме этого, есть ряд позиций, которые не в силах заменить никто.  Ты тот человек, который  в непосредственном контакте с  населением, людьми, которые тебя выбрали. По крайней мере, я на себе ощущаю всю ответственность за каждого избирателя, человека, я знаю все процессы, которые происходят на моем избирательном округе, я способен ими управлять. И практически со всеми  вопросами люди идут ко мне, а значит, надеются, верят.

Записал Владимир Преображенский.

 Справка:

Шаповалов Юрий Викторович

Депутат Законодательного Собрания Омской области, заместитель председателя комитета по социальной политике. Кандидат экономических наук,Почетный консул Словацкой Республики в Омске.
Родился в Омске 12 октября 1951 года. В 1974 году окончил Омский медицинский институт по специальности «врач-стоматолог». 

Трудовая деятельность: 
1974—1975 гг. – врач-стоматолог; 
1975—1977 гг. – служба в Пограничных войсках; 
1977 г. – врач-ортопед МСЧ № 6; 
1978—1992 гг. – врач-стоматолог, заведующий отделением, главный врач МСЧ № 10; 
1992—1993 гг. – «Облохотобщество»; 
1993—2002 гг. – генеральный директор предприятия «Спарта»; 
2002 г. – по настоящее время – главный врач БУЗОО «КМСЧ № 9». 
В 2005 году избран депутатом Законодательного Собрания Омской области. 
В 2007 году избран депутатом Законодательного Собрания Омской области по Октябрьскому-Ленинскому избирательному округу № 11, член комитета по социальной политике. 
В 2011 году избран депутатом Законодательного Собрания Омской области по Октябрьскому-Ленинскому избирательному округу № 11, руководитель секретариата Законодательного Собрания Омской области, заместитель председателя комитета по социальной политике, член комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике. 
В 2016 году избран депутатом Законодательного Собрания Омской области по Октябрьскому-Ленинскому избирательному округу №11, руководитель секретариата Законодательного Собрания Омской области, заместитель председателя комитета по социальной политике, член комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике.  

Увлечения: рыбалка, охота. 
Семейное положение: женат, двое детей. 

Распечатать страницу