Александр Бурков: «Для меня Омск не трамплин, я пришел сюда надолго»

Александр Бурков: «Для меня Омск не трамплин, я пришел сюда надолго»

Дата публикации 2 августа 2018 13:55 Автор Фото Сергей Мельников

Глава Омской области дал большое интервью агентству ТАСС. В нем Бурков рассказал о семье, о себе, о своем отношении к Омску и о том, что его в регионе неприятно удивило, а что порадовало и вселило уверенность в изменениях к лучшему.

Интервью Александра Буркова ТАСС опубликовало в рамках проекта «Первые лица регионов». Ведущий рубрики, журналист Андрей Ванденко беседует с людьми, олицетворяющими власть на местах. Разговор по самому широкому кругу вопросов помогает читателю понять механизмы государственного устройства России, причины и мотивацию принимаемых решений.

Беседа Ванденко с Александром Бурковым началась с выяснения, где же правильно ставить ударение в фамилии врио омского губернатора.

«Мне привычнее, чтобы акцент был на букве "у" — Бу́рков, но всем ведь не вложишь, поэтому спокойно реагирую на оба варианта», — пояснил глава региона.

Истоки фамилии следует искать на Волге, в республике Марий Эл, откуда родня Буркова по отцовской линии переехала на Урал. Сам Александр Бурков, также как и его отец и мать, родом из шахтерского городка Кушва в Свердловской области.

«У нас была обычная рабочая семья, — вспоминает врио губернатора. — Отец всю жизнь проработал в литейке. Сначала управлял мостовым краном на паровозоремонтном заводе, потом на заводе прокатных валков… Мама трудилась на железной дороге: в восемнадцать лет начинала билетным кассиром на станции Гороблагодатская, дослужилась за сорок лет до заместителя начальника вокзала».

К своей маме, Людмиле Павловне, вышедший в большие начальники сын до сих пор обращаетесь на «вы».

«Все удивляются, когда узнают. Не могу толком объяснить, почему так повелось. С отцом были на "ты", а маме говорю только "вы". Может, в этом есть какое-то дополнительное уважение, почтение», — пояснил Александр Бурков.

Так же уважительно относится он и к супруге — Татьяне. Впрочем, опекать жену во всем Бурков не собирается и, например, о ее бизнесе говорит довольно отстраненно:

«Бизнес — громко сказано! Остался магазин верхней одежды в Екатеринбурге. Раньше было, по-моему, пять в разных торговых центрах. Кризис подкосил, Таня передала дела коллективу, всем управляет дирекция… А у жены сегодня главная забота — наш маленький сын».

Как выяснялось, и сам Александр Бурков пробовал заниматься бизнесом. В ранние девяностые он отвечал за грузоперевозки и международный туризм в компании «ИстЛайн», где работал заместителем гендиректора. Потом, правда, продал свою долю акций.

«Я выбрал иную стезю, ушел в политику… Мне кажется, здесь шире спектр возможностей, выше уровень ответственности, масштабнее задачи», — сказал Бурков.

Одна из сфер «предпринимательства», к которой нынешний врио омского губернатора относится крайне отрицательно, — злоупотребления в ЖКХ:

«Еще в 2013 году я докладывал о ситуации Владимиру Путину на совещании в Бочаровом Ручье, говорил, что так называемый частный бизнес в ЖКХ — прекрасная кормушка для городских чиновников, набивающих свои карманы».

Через четыре года Бурков вновь встретился с президентом Путиным, и тогда глава государства подписал указ о назначении Александра Буркова врио губернатора Омской области.

«Благодарен, что Владимир Владимирович направил меня в Омск, а не куда-нибудь в другие края. Насколько знаю, первоначально рассматривалось несколько регионов», — вспоминает Бурков.

Поручение руководить регионом, в котором ему раньше не доводилось бывать (впервые приехал в Омск 11 октября 2017 года), Александр Бурков считает «в принципе логичным»:

«Новому человеку сподручнее выстраивать равноудаленные отношения между властью и бизнесом, политическими, экономическими элитами в регионе».

Одной из трудностей, с которой пришлось столкнуться врио губернатора, стала «особая ментальность» местных чиновников.

«Моя первая рабочая поездка была на север Омской области. Попросил собрать на общественный прием всех, у кого есть ко мне вопросы, пригласить мэра, прокурора, начальника полиции. Сижу, разговариваю и понимаю: из девяти пришедших только один, что называется, не засланный казачок. Женщина прорвалась. Остальных специально подготовили, чтобы шпарили по заранее написанным темам, — вспоминает Бурков. — Я популярно объяснил: так дело не пойдет. Теперь перед моим приездом дается объявление в газете, у местных домов культуры размещаются большие плакаты, прийти на встречу может любой желающий».

Разгонять всех управленцев без разбора глава региона тем не менее не собирается, предпочитая индивидуальный подход:

«У нас не так много кадров, чтобы разбрасываться. Все равно приходится тасовать одну и ту же колоду… Но если за человеком конкретные грехи, он открыто воровал, какое тут может быть заступничество? Это уголовная статья».

И не только на правоохранителей надежда. Глава региона и сам, когда надо, готов проявить твердость.

«В ноябре прошлого года была ситуация, когда область на двое суток осталась без общественного транспорта. Из-за долгов по топливу автобусы не вышли на линии, в результате люди не могли попасть в больницы, институты, школы. Это походило на саботаж, — рассказал Александр Бурков. — В таких случаях действую быстро, жестко, расстаюсь с виновными без сантиментов и выходного пособия». 

Другой большой проблемой региона, по его мнению, является дефицит ресурсов, в том числе финансовых. Сегодня долг Омской области составляет 46 млрд рублей при запланированных годовых доходах бюджета в 85 млрд. У миллионного Омска бюджет всего15 млрд рублей, при этом прямых долгов по кредитам — 6 млрд рублей, еще 12,8 млрд — по судебным решениям.

«Тем не менее живем, развиваемся, благо федеральный центр оказал поддержку. Получили 15 миллиардов рублей субсидий, что позволило нам реализовать майские указы по повышению зарплат врачам и учителям. Запустили проект реновации школ, занялись материальной базой здравоохранения. Она в столь плачевном состоянии, что смотреть больно. На четверть увеличили финансирование отрасли. До конца года отремонтируем 24 медицинских учреждения, построим в отдаленных деревнях 21 фельдшерско-акушерский пункт», — рассказал врио губернатора

Бурков убежден, что у региона высокий промышленный и аграрный потенциал, и он твердо намерен дать этому потенциалу раскрыться.

«Для меня Омск не трамплин. Я пришел сюда надолго», — заявил Александр Бурков.

Распечатать страницу