Врач-онколог: «Я не загораю на пляже и не хожу в солярий»

Врач-онколог: «Я не загораю на пляже и не хожу в солярий»

Дата публикации 2 августа 2018 14:21 Автор

За 10 лет распространенность меланомы в Омской области выросла на 10%. При этом меланома отличается высокой агрессивностью. В 2017 году смертность пациентов с впервые выявленной меланомой составила 7,5%.

О причинах заболевания, его профилактике, опасных родинках корреспондент «ОМСКРЕГИОНА» беседует с врачом-онкологом Омского областного клинического онкологического диспансера Иваном Гончаровым. 

— Иван Сергеевич, Всемирная организация здравоохранения не ограничилась учреждением Международного дня борьбы с раком. По ее инициативе теперь во всем мире, в том числе в России, отмечается День борьбы с меланомой. Почему? 

— Полагаю, из-за ее особого места среди других раков кожи. Именно меланома быстро растет, образует метастазы и дает высокую летальность. Достаточно привести такое сравнение: смертность от всех видов рака кожи в 2017 году в Омской области составила 1% на 100 тыс. населения, а от меланомы — 1,8%. Если сравнивать показатели летальности пациентов на первом году после выявления с раком кожи в целом и отдельно с меланомой, то оно еще более показательное. Без меланомы — 0,5%, среди пациентов с меланомой — 7,5%. 

— Онкологи знают причину появления меланомы? 

— Причина развития всех видов рака одна — поломка в клетке, или мутация, когда она начинает активно делиться, подчиняясь определенному регулируемому механизму. А вот спусковых механизмов, приводящих клетку к делению и росту, может быть много. В частности, имеет значение наследственность. То есть, если у родителей была меланома, то их дети будут более расположены к заболеванию. Поэтому когда врач-онколог определяется с диагнозом, то обязательно спрашивает у пациента, были ли среди его близких родственников больные с меланомой. 

Среди других производящих факторов, то есть запускающих процесс деления раковых клеток при меланоме, можно назвать солнечную инсоляцию. Причем не сам загар, а солнечный ожог увеличивает риск развития меланомы. Часто бывает, что омичи обращаются к нам с жалобами на подозрительные новообразования после поездок в жаркие страны, где солнце еще ближе к земле и жжет еще сильнее. 

В ряд факторов, которые могут провоцировать развитие меланомы, эксперты относят также плохую экологию: загрязненные вредными химическими веществами воздух, воду. Современные продукты питания, произведенные с использованием красителей, консервантов и прочей химии, тоже разрушают здоровье людей. 

— Ранее мне приходилось слышать о том, что серьезному увеличению числа заболевших раком кожи в немалой степени способствовало появление в российских городах соляриев. Вы к этой версии как относитесь? Не порекомендуете своим родственникам и друзьям посещение солярия осенью и зимой, когда солнца в Омске мало? 

— Ни я сам, ни мои близкие родственники в солярии не ходят. И на пляже я не загораю. Посмотрите, какая у меня светлая кожа (показывает). Но замечу, что при этом у меня нет конкретных данных об исследованиях, которые бы доказывали абсолютный вред соляриев. Более того, чаще можно встретить другого рода результаты, которые говорят о безопасном загаре в солярии благодаря внедрению легкого ультрафиолета определенной длины волн. Опять же, кто даст гарантию, что это не реклама? 

— Почему тогда не у всех людей, которые регулярно загорают на пляжах в жарких странах, а зимой посещают солярий, образуется меланома? 

— Все зависит от иммунитета человека. Если у него сильный иммунитет, то ему никакая болезнь не страшна, в том числе меланома. Образно иммунитет можно представить в виде стены, защищающей нас от атак различных вирусов, бактерий и прочих «врагов» здоровья. Если эта стена крепкая, то она надежно защитит от всех инфекций и «провокаторов», запускающих спусковой крючок иным заболеваниям. Чем слабее иммунитет, тем больше у человека шансов заболеть. В том числе и меланомой. 

— Что делать человеку, у которого заподозрили меланому? 

— Прежде всего, каждый из нас должен внимательно относиться к себе. В частности, всегда следить за всеми своими родинками на теле. Если какая-то из них вдруг начала менять цвет, увеличиваться в размере, и тем более кровить, то необходимо немедленно проконсультироваться у врача-онколога. Он определит алгоритм ваших дальнейших действий. Если специализированное исследование покажет, что у человека действительно развивается меланома, но она находится в начале роста, то есть в 1-й, 2-й стадиях, то тогда необходима операция. К сожалению, часто наши пациенты не обращают внимания на изменения в родинках, затягивают визит к специалисту до последнего, когда меланома уже даст метастазы и серьезно поразит лимфоузлы. Я считаю, что когда речь идет о меланоме в 4-й стадии, то уже нет смысла делать операцию. Это не продлит человеку жизнь. Гораздо больший эффект в таких случаях дает современная химиотерапия, так называемое тангетное лечение. Что мы и используем в отношении своих самых тяжелых пациентов. 

— Сегодня нередко даже в серьезных СМИ можно встретить рекламу различных средств, которые способны за два-три раза применения «рассосать» любую родинку или папиллому на теле человека. Как вы относитесь к таким рекомендациям? 

— Крайне отрицательно. К сожалению и среди наших пациентов находится немало сторонников использования рекламируемых в СМИ мазей и других средств «народной медицины». Также советую семь раз взвешивать свое решение об удалении родинок в нелицензированных косметологических центрах и лечебницах. Даже если вам удалили, по словам специалистов этого заведения, доброкачественное новообразование, его надо обязательно направить на гистологию. Только она может дать абсолютно точную характеристику родинки. 

Был случай, когда в одном из косметических центров омичу удалили сразу 4 родинки и не провели гистологию. Через какое-то время он обратился к нам с куда более серьезной проблемой — раковыми метастазами в лимфоузлах. Ясно было, что родом эти метастазы были из одного из тех образований на коже, которые человеку недавно удалили. Но какая из них была с меланомой, никто не мог сказать. А вот если бы была проведена гистология, то мы бы имели точный ответ на этот важный вопрос. 

А еще лучше, прежде чем принимать решение об удалении родинки, все же пройти у нас специальное обследование — дерматоскопию. Прибор позволяет рассмотреть кожу в увеличенном размере и поставить точный диагноз. Если будут обнаружены все признаки онкопатологии, то удалять родинку, конечно, то же придется. Но уже радикально и в условиях диспансера, а не косметического салона. 

— Возможно, одной из причин, почему люди оттягивают визит в онкологический диспансер, является страх? Они боятся, что после радикальной хирургической операции лицо будет обезображено рубцами. 

— Как раз этого бояться не стоит. У нас уже давно проводятся современные реконструктивно-пластичные операции с пересадкой кожи. Такие операции позволяют эффективно ликвидировать послеоперационные рубцы. Необходимые для таких операций лоскутки кожи берутся также с тела пациента. 

— Чтобы вы сказали омичам в заключение нашей беседы?

— Самое главное: сегодня диагноз рак — это не приговор, это диагноз. Как и любое другое заболевание, сегодня рак лечится и излечивается. Результат зависит от того, в какой стадии развития рака с ним начнут бороться. Лучше — в самом начале заболевания.

P. S.

Несколько цифр, характеризующих ситуацию с онокзаболеваемостью в Омской области в 2017 году: 

  • Заболеваемость впервые выявленными злокачественными новообразованиями всех локализаций в 2017 году составила 489,5 на 100 тыс. человек.
  • Заболеваемость раком кожи — 68,9 на 100 тыс. человек.
  • Заболеваемость меланомой — 7,4 на 100 тыс. человек.
  • На учете в канцер-регистре онкологического диспансера стоят 7533 пациента с раком кожи, кроме того 884 человека — с меланомой;
  • Пять лет и более с раком кожи прожили 2 793 человека, с меланомой — 440 человек;
  • В 2017 году выявлено 147 новых случаев заболевания меланомой и 1360 случаев — другими видами рака кожи.
  • Впервые заболевших в 2017 году раком кожи женщин в 2 раза больше, чем мужчин (среди женщин заболеваемость на 100 тыс. человек составляет 9,6, среди мужчин — 4,8).
Распечатать страницу