Дядя Коля

Благодаря нашей газете Надежда Нехорошева узнала место захоронения своего дяди, сержанта Николая Гореликова, погибшего в Берлине 30 апреля 1945 года.

В одном из предыдущих номеров «ОП» был опубликован список воинов-омичей, погибших в годы Великой Отечественной войны и захороненных на территории Германии. Публикуя этот список, мы обратились к нашим читателям с просьбой: если кто-то среди фамилий воинов обнаружит своих близких, сообщить об этом в редакцию. И вскоре раздался звонок. Звонила Надежда Нехорошева. В списке она нашла фамилию своего дяди – сержанта Николая Гореликова.

Журналисты «ОП» встретились с Надеждой Григорьевной.

– Тогда мы жили в деревне Рудное Тевризского района, – рассказывает Надежда Григорьевна. – У родителей Николая было пять сыновей и две дочери. Дядя Коля был предпоследний. До войны он работал секретарем в сельсовете. Оттуда приносил старые газеты. Мы ими обклеивали стены вместо обоев. В школу я еще не ходила, но буквы знала. По этим газетам дядя Коля меня и учил читать. А еще принес какую-то головоломку, которую я разбирала и собирала. А в 1943 году его призвали в армию. Раньше и провожали, и встречали всей деревней. Так было и у нас. Помню, накрыли столы, усадили всю родню и соседей. Женщины плачут, а дядя Коля говорит: «Будете плакать, я убегу в лес и буду считаться дезертиром, а я хочу в армию, хочу быть солдатом.

В ее памяти сохранился и такой эпизод. Однажды они получили посылку из Америки. Видимо, это были продуктовые наборы, поставляемые в СССР по ленд-лизу.

– В посылке были конфеты. Меня тоже угостили, – продолжает Надежда Григорьевна. – На проводах я подошла к дяде Коле и говорю: «Возьми». А он отвечает: «Ты ведь даже не попробовала, ешь сама». И не взял. Больше я его не видела, но помнила о нем всегда. Не знаю, где он воевал. Старшая сестра моей мамы, которая жила тогда в Омске, рассказывала, что дядя Коля учился здесь в школе сержантов, после окончания которой его отправили на фронт.

С фронта Николай писал письма, но они, к сожалению, не сохранились. Зато сохранилось еще одно воспоминание.

– Как-то получили от него посылку. Открыли, а там – материя. Как помню, зеленого цвета. В посылке письмо: «Мама, из этого материала обязательно сшей платье Наде». Он и на фронте продолжал помнить обо мне, – говорит наша читательница.

Похоронка на сержанта Гореликова пришла в семью, когда война уже кончилась. Народ праздновал Победу и ждал возвращения с фронта своих отцов, братьев и сыновей. Ждали домой и Колю.

– Я никогда ни до, ни после не видела, чтобы мой дед, отец Коли, плакал. Три его старших сына пришли с войны, а Коля там остался.  Дед сильно по нему тосковал. В память о нем мои старшие дядья всех своих сыновей стали называть только Николаями. Этим же именем назвали и моего младшего брата, – продолжает Надежда Григорьевна.

Где погиб дядя Коля, она не знала, но три года назад вместе с дочерью, которая живет в Дании, на машине поехали в Германию.  Рассказывает, что едва пересекли границу, как с ней случилось что-то необъяснимое. Охватило какое-то очень сильное волнение. Захотелось остановить машину, выйти и бежать. Куда, не знала, но знала одно – нужно бежать. О причине такого внезапного волнения догадалась дочь: «Это тебя дядя Коля встречает на немецкой земле».

Впрочем, о том, что он погиб именно в Германии, достоверно узнали позже, когда дочь Надежды Григорьевны через Интернет подняла архивные записи Министерства обороны. Но где конкретно он захоронен, известно не было.

На следующие выходные они вновь отправились в Германию, в Берлин, и решили пройти по мемориальным кладбищам, где покоятся останки наших воинов. Вчитывались в надгробные плиты с именами и фамилиями, но фамилии Гореликова среди них не было. Поднимались даже на постамент памятника Солдату-освободителю в Трептов-парке, но и здесь среди множества фамилий, выбитых на мемориальных досках, нужной так и не оказалось. И только теперь благодаря спискам воинов-омичей, захороненных на территории Германии, переданным нашей редакции омским отделением Общероссийского народного фронта, Надежда Нехорошева знает точное место, где покоится ее любимый дядя Коля: на мемориальном кладбище воинам Советской армии в парке Шенхольцер-Хайде, в районе Берлина Панков.

Она пока не знает, сможет ли посетить это место. Если позволит  состояние здоровья, то непременно. Но одно знает точно – на  могилу обязательно положат цветы дочь Надежды Григорьевны и ее сын, правнук дяди Коли – Николай.

URL: http://omskregion.info/news/62272-dyadya_kolya/
Дата публикации:22/08/2018 07:30
Автор:Александр Васин
Фото:Евгений Кармаев