Вадим Чеченко: рост доходов должен обгонять темпы роста госдолга

Глава минфина Омской области Вадим Чеченко рассказал «ОМСКРЕГИОНУ», на каких принципах будет настаивать при формировании бюджета-2019, насколько важна для региона поддержка Федерации, а также о том, какие темы он обсуждает с коллегами в специальном минфиновском чате.

— На прошедшем в начале сентября в Москве финансовом форуме обсуждались в том числе вопросы исполнения регионами национальных проектов. Вадим Александрович, будет ли Федерация, как и раньше, помогать регионам и на каких условиях?

— Действительно, на форуме поднимался вопрос, как обеспечивать финансирование национальных проектов. Ведь бюджетные возможности большинства субъектов РФ не позволят в значительном объеме тратить средства на эти цели. Поэтому стоял вопрос, где взять источники и каким образом предоставить эти источники регионам, чтобы они могли реализовывать проекты. Разные варианты рассматривались, в том числе и передача части расходных полномочий с уровня субъекта на федеральный уровень. В итоге было решено большую часть проектов финансировать за счет федеральных субсидий с минимальной долей финансирования субъектов. Доля Федерации будет составлять от 95 до 99% в зависимости от бюджетной обеспеченности конкретного региона. Но в эту вилку входят только дотационные субъекты. Для регионов-доноров доля софинансирования со стороны Федерации варьируется от 95% до нуля. Омская область является регионом-реципиентом, уровень бюджетной обеспеченности у нас не самый высокий. Поэтому для нас доля софинансирования определена в размере 2%.

— Эта доля регион устраивает?

— На мой взгляд, доля софинансирования для Омской области определена достаточно комфортная. Поскольку нацпроекты в федеральном бюджете не прописаны в суммах, только идет отработка, губернатор обозначил совершенно справедливый вопрос: каким образом будем обеспечивать софинансирование? Сейчас ответ на этот вопрос есть, с долей в 2% регион сможет обеспечить работу с точки зрения перераспределения средств на финансирование этих мероприятий. Конечно, если у конкретного субъекта есть возможность, он может позволить себе вкладывать в нацпроекты и сверх установленной доли софинансирования.

 — Средства, выделяемые на субсидирование национальных проектов, не станут замещением тех субсидий, которые раньше предоставлялись региону?

 — Нет, эти средства станут дополнительной финансовой поддержкой, как нас заверили. В то же время Федерация планирует усилить контроль над выделяемыми средствами с точки зрения освоения. Вплоть до того, что будут разработаны программные продукты, которые позволят в режиме онлайн контролировать исполнение.

— Что с бюджетом 2019 года? Раскроете основные параметры?

— Цифры называть пока не буду. Как и в прошлом году, будем «по слоям» формировать бюджет. Базовый бюджет уже сформирован. В каком объеме будет предоставлена Омской области дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, информации пока нет, цифра появится только в конце сентября, и нет информации по дотации на сбалансированность, ждем ее ориентировочно в октябре. На этапе прохождения бюджета дотации учтем. Другими словами, формируем бюджет 2019 года по тому же сценарию, по какому формировали и бюджет текущего года.

— А снижение госдолга возможно?

— По закону госдолг не может превышать доходы бюджета. Другими словами, основной показатель, на который ориентируются финансисты любого региона, — это не размер госдолга, а уровень долговой нагрузки, то есть соотношение объема госдолга и объема налоговых и неналоговых доходов региона. Даже если госдолг не сокращается, но есть положительная динамика по доходам, то долговая нагрузка снижается. Иначе говоря, рост доходов должен обгонять темпы роста госдолга. А вот если долговая нагрузка у региона растет — это угроза финансовой устойчивости. Мы идем по пути снижения долговой нагрузки, в бюджетном послании на 2018 год губернатор эту задачу ставил — снижать нагрузку на 2–3% ежегодно. О сокращении размера самого госдолга речь пока не идет, в этом случае нам пришлось бы доходы направлять на погашение госдолга, вместо того чтобы решать социальные задачи. В то же время минфин делает все возможное, чтобы сэкономить на обслуживании госдолга. В третьих изменениях, которые мы будем в ближайшее время представлять, сокращаем расходы на обслуживание госдолга на 127 миллионов рублей. Деньги небольшие, но все же. Экономия обеспечивается за счет разных мероприятий. Так, как вам известно, мы перешли на финансирование под потребность, что позволяет минфину свободными остатками средств, скопившимися на счетах, временно гасить кредиты. Как только деньги нужно вернуть на счет, мы снова обращаемся в банк, и средства тут же возвращаем. Такая работа ведется практически ежедневно. Банки на это реагируют нормально, они сами живут по этому принципу: деньги должны работать. Если бы мы эти механизмы не применяли так активно, расходы на обслуживание госдолга у нас бы превышали 2 миллиарда рублей в год. А за счет этих механизмов, по которым мы работаем с 2016 года, мы минимум по 300–400 миллионов рублей в год экономим.

— В этом году Омская область получила почти 16 миллиардов рублей в виде дотаций. Мы можем рассчитывать на аналогичную финансовую поддержку в следующем году?

 — Мы очень на это рассчитываем. Задачу активно взаимодействовать с Федерацией по вопросам сохранения объема нецелевой финансовой поддержки ставит и глава региона Александр Бурков. Нам необходимо приложить все усилия, чтобы сохранить уровень поддержки.

— Не менее важно и освоить полученные средства. Александр Бурков говорил, что впредь для Омской области недопустимо возвращать неосвоенный миллиард рублей.

— Раньше нормативно-правовая база в части возврата неосвоенных средств была более либеральной. Неиспользованные средства регион, подтвердив обоснованность, мог получить обратно. Но сейчас Федерация решила ужесточить порядок использования субсидий. На мой взгляд, сейчас пошел перегиб в другую сторону. Ведь есть и объективные причины неосвоения: это и ужесточение законодательства при размещении заказа, и необходимость внесения многочисленных изменений в нормативную базу, в госпрограммы, в бюджет, на все эти процедуры уходит много времени. Если бы этих сложностей не возникало, то объем неосвоения федеральных средств был бы у нас незначительным. 

 — Близится конец года. С какими цифрами финишируем?

— Нам удалось снизить объем расходов на обслуживание госдолга. Сегодня это порядка 1,8 миллиарда рублей в год. Цифра, конечно, нехорошая, но еще в 2016 году было более 2 миллиардов рублей. Что касается доходов, есть определенные опасения по налогу на прибыль, мы видим снижение темпа роста. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года по итогам восьми месяцев 2018 года снижение по налогу на прибыль составило 8%. Хотя по сравнению с полугодием ситуация немного улучшилась: было минус 12%. Отрицательную динамику компенсирует НДФЛ, и в совокупности плановые назначения по доходам выполняются. Законом о бюджете предусмотрена динамика по налоговым и неналоговым доходам на уровне 104,6%, по итогам восьми месяцев она составила 104,8%. В любом случае, такой ситуации, чтобы к завершению года мы оказались без средств на исполнение полномочий, не возникнет. Мы разные планы предусмотрели, в том числе и негативный сценарий. Если ситуация с поступлением доходов пойдет по негативному сценарию, у нас есть запас, подушка безопасности, хоть и небольшая. Но в этом случае мы финишируем с дефицитом больше того, который предусмотрен сейчас, — 1,147 миллиарда рублей.

— Вадим Александрович, вы часто приводите в пример опыт других регионов. А неформальное общение между главами региональных минфинов есть? Может быть, в соцсетях?  

— У нас есть чат, где мы общаемся. Там не все министры финансов РФ, но, я думаю, скоро присоединятся. Запустился чат с этого года по инициативе главы минфина Челябинской области. Мы активно общаемся, обмениваемся мнениями. Министерство финансов России о нем знает, пыталось в него попасть, но мы корректно сказали, что если они будут присутствовать, это уже будет не чат региональных министров. Получается, что соцсети в этом случае работают во благо финансовой системы. В общении с коллегами — и в формальном, и в неформальном — можно и нужно формировать консолидированную позицию регионов. Если один регион обратился с какой-то просьбой — это одно дело, а если мы дружно заявляем на уровне Федерации о той или иной проблеме — это совсем другое. Так нас лучше слышат.


URL: http://omskregion.info/news/63056-vadim_chechenko_rost_doxodov_doljen_obgonyat_temp_/
Дата публикации:18/09/2018 17:51
Автор:Наталья Евдокимова