Внутренняя служба майора Голдырева

«К-Э» продолжает серию публикаций о работниках милиции, охранявших покой на омских улицах в годы Великой Отечественной войны. Очередной наш герой - майор Яков Семенович Голдырев, который в годы войны был начальником Омской исправительно-трудовой колонии № 5.
«К-Э» продолжает серию публикаций о работниках милиции, охранявших покой на омских улицах в годы Великой Отечественной войны. Очередной наш герой - майор Яков Семенович Голдырев, который в годы войны был начальником Омской исправительно-трудовой колонии № 5.
 
 
Из артели - в милицию

До недавнего времени система исправительно-трудовых учреждений была неотъемлемой частью органов внутренних дел. Одни милиционеры разоблачали и ловили преступников, а другие пытались их перевоспитывать в местах лишения свободы. Вот и у Якова Голдырева, более четверти века проработавшего во внутренней службе милиции, было немало «крестников», которые, отбыв наказание за совершенные преступления, вернулись к честной жизни. В музее истории УМВД по Омской области хранятся свидетельства бывших заключенных, решивших порвать с преступным миром благодаря главному «вертухаю» колонии № 5 Голдыреву.
 
О жизни Якова Голдырева, как и других ветеранов омской милиции, до его прихода в органы внутренних дел мало что известно. А все потому, что личные дела работников милиции, где содержатся подробные биографические данные, не передаются из ведомственного архива в музей истории  УМВД по Омской области, а просто уничтожаются согласно действующей инструкции по истечении сроков хранения. Чтобы эту инструкцию отменить, видимо, нужно нечто большее, чем переименование милиции в полицию. Известно, что Голдырев родился в 1906 году в Кемеровской области. По малолетству он вряд ли мог принять участие в Гражданской войне, но как жил, чем занимался и как попал в Омск, остается только догадываться.
 
Как написано в его характеристике, «где бы он ни трудился, всюду его ценили и уважали, отмечали его работоспособность, инициативу, умение работать с людьми». На работу в милицию его направили из артели «Сибвата», где Голдырев работал с 1931 года. В октябре 1934-го он был назначен начальником колбасно-мыловаренного цеха Омской тюрьмы № 1, а спустя полгода стал инспектором снабжения, в его обязанности входило обеспечение трудовой деятельности заключенных. А в марте 1935 года на базе существующего при Омской тюрьме производства была организована колония № 5, где Голдырев стал начальником снабжения.
 
В функции начальника снабжения входила и интендантская служба, а в основном Голдыреву приходилось ездить в длительные командировки по всей стране, чтобы приобретать основные и вспомогательные материалы для производства в колонии. В одну из командировок на Урал он взял с собой расконвоированного заключенного Васильева, оформленного в качестве агента снабжения.  По итогам двухмесячной командировки Голдырев был премирован месячным окладом, однако за то, что брал с собой заключенного, по итогам служебного расследования получил взыскание - пять суток ареста. А бывший зэк Васильев после отбытия наказания остался работать по вольному найму в колонии и дослужился до должности начальника снабжения. В 1938 году Голдырев был назначен начальником ИТК № 5.
 
 
Вклад заключенных в Победу
С началом Великой Отечественной войны ряды омских заключенных поредели. Значительная часть осужденных за малоопасные преступления были условно досрочно освобождены и отправлены на фронт, где многие из них проявили мужество и отвагу в борьбе с врагом. Голдырев тоже подавал рапорт об отправке на фронт, но он так и остался неудовлетворенным, ведь нужно было и в тылу кому-то работать. Если в мирное время колонии в основном выпускали предметы ширпотреба, то с первых дней войны начали переходить на производство для нужд фронта. К 1944 году выпуск военной продукции в омских колониях превысил 86 процентов.
 
Среди продукции, выпускаемой в годы войны, в омских колониях прикроватные тумбочки для госпиталей, кровати, гвозди, ведра и прочее противопожарное оборудование для спецобъектов и эвакуированных заводов, но наибольший объем приходился на реактивные снаряды для «катюш» и мины. Колония № 5 специализировалась на выпуске мин, неизменно превышая плановые задания за счет повышения производительности труда и применения передовых методов металлообработки. Так, при плане на второе полугодие 1942 года по выпуску мин М-50 фактически было выпущено 69 тысяч, а мин М-82 - 228 тысяч при плане в 215 тысяч.
 
За успешное выполнение боевых заданий по выпуску оборонной продукции и поручений государственного комитета обороны за годы войны Голдырев был награжден орденами Красной Звезды, «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, а также отмечен многочисленными благодарностями и поощрениями. Ну а заключенные, добивавшиеся высоких трудовых показателей, получали право на условно-досрочное освобождение и отправку на фронт. Вклад в Победу и заключенных, и тех, кто их охранял, был весьма высоким, но эта тема до сих пор так и не стала предметом всеобщего достояния.
 
 
Послевоенная служба
После Победы над фашистами и разгрома японских милитаристов потребность в минах, которые выпускала колония № 5, резко уменьшилась. Переход на гражданскую продукцию, можно не сомневаться, стоил немало времени и сил начальнику колонии Голдыреву. О его заслугах по переводу производства на мирные рельсы свидетельствует орден Красного Знамени, которым его наградили в 1954 году. О его деятельности в послевоенные годы мало что известно, но она была неотрывна от советской истории.
 
После смерти Сталина начался процесс реабилитации заключенных, осужденных по политическим статьям, таких было немало и в омских колониях. От оперативности действий руководителей исправительно-трудовых учреждений во многом зависело, как быстро «враги народа», переставшие быть таковыми, вернутся к своим семьям. Ну а им на смену в колонии приходили уголовные преступники, которых нужно было перевоспитывать трудом.
 
Яков Голдырев возглавлял колонию № 5 до ноября 1960 года, после чего работал начальником хозяйственно-эксплуатационной части тюрьмы № 1 и заместителем начальника ИТК-9 по быту. А в конце 1961 года был уволен в запас по болезни. Несмотря на болезнь, будучи на заслуженном отдыхе, Голдырев занимался общественной работой. А после его смерти в 1981 году его сын Юрий Голдырев передал на постоянное хранение в музей истории  УМВД по Омской области четыре ордена своего отца.
 
Андрей Коломиец    
Фото предоставлено музеем истории УМВД России по Омской области

 
©
URL: http://omskregion.info/news/6352-vnutrennyaya_slujba_mayora_goldreva/
Дата публикации:25/07/2012 11:53