Василий Минин: «Мы стараемся вытащить историю из музейных залов»Они выделяются из толпы — в доспехах, бушлатах, шлемах, с мушкетами и копьями в руках похожи не то на актеров из фильма про Средневековье, не то на участников костюмированного фестиваля. В начале июля ребята из клуба «Кованая рать» вернулись с Международного фестиваля «Времена и Эпохи. Московское царство», где заняли третье место в состязании мушкетеров. О самом фестивале, а также о том, что такое «Кованая рать» и в чем ее уникальность, «Классу» рассказал руководитель клуба Василий Минин.
Они выделяются из толпы — в доспехах, бушлатах, шлемах, с мушкетами и копьями в руках похожи не то на актеров из фильма про Средневековье, не то на участников костюмированного фестиваля. В начале июля ребята из клуба «Кованая рать» вернулись с Международного фестиваля «Времена и Эпохи. Московское царство», где заняли третье место в состязании мушкетеров. О самом фестивале, а также о том, что такое «Кованая рать» и в чем ее уникальность, «Классу» рассказал руководитель клуба Василий Минин.
— Василий, расскажите о фестивале в Москве. Какие у вас остались впечатления от поездки? — Это большой исторический фестиваль — 1500 реконструкторов из 11 стран. Он проводится регулярно, но только в этом году был посвящен эпохе, которой мы занимаемся: становлению Московского царства (мы изучаем присоединение Сибири, которое происходило именно в это время). Поводом для проведения фестиваля стало 400-летие освобождения России от польской интервенции, поэтому все собравшиеся воссоздавали эпизод битвы за Москву — бой ополчения Минина и Пожарского против поляков. Реконструкторы-бойцы были распределены по ролям, то есть кто-то был за поляков, кто-то — за русских. Плюс на фестивале проводилась реконструкция быта и ремесел, а также спортивные и боевые состязания. Одним из них стал конкурс мушкетеров, в котором мы и заняли призовое место. — Омичи стреляли из мушкетов собственного изготовления? — Да, мы в наших мастерских по дерево- и металлообработке сами изготовили модели орудий XVI-XVII веков, которые и использовали во время состязания. А вообще наш клуб показал себя с самой лучшей стороны. И с точки зрения проработки исторических костюмов, и по военной подготовке. Нас узнали, оценили, теперь, я надеюсь, будут приглашать на все крупные фестивали. Особенно впечатлил москвичей и иностранных гостей уровень наших моделей артиллерийского оружия. На фестивале снимали фильм, который будет готов к началу осени. А фотографиями с мероприятия пестрит весь Интернет. — Как вы вообще пришли к исторической реконструкции? — Двенадцать лет назад я заинтересовался западно-европейской культурой, в частности, викингами. Но три года назад пришел к осознанию того, что нужно в первую очередь изучать историю нашего края. Период освоения Сибири — благодатная почва для исследований, белое историческое пятно. В Сибири в XVI веке происходили те же процессы, как во время колонизации Южной Америки испанцами, например. — Этим кто-то еще занимается? — К сожалению, практически все военно-исторические клубы Сибири увлекаются исторической реконструкцией, связанной с культурой других стран — рыцари, самураи, викинги. В России сейчас слишком много западной культуры, из-за чего мы забываем свою собственную. Об истории нашей страны, а тем более своего региона современные школьники имеют весьма туманное представление. А значит, и гордиться нечем, и взгляд устремляется в сторону Запада. Мы в «Кованой рати» пытаемся исправить эту ситуацию — активно сотрудничаем со школами, проводим образовательные проекты, пытаемся просвещать молодых людей. — Чем именно вы можете их увлечь? — Если говорить о западной и восточной культурах, то для их популяризации был использован некий налет романтизма, который и создает бурный интерес у молодых людей. Многочисленными романами о викингах, рыцарях, самураях зачитывались многие поколения людей по всему миру. А все потому, что они были выполнены на высочайшем художественном уровне. Для нас это глобальная задача — создать такой художественный продукт, который можно было бы экспортировать в другие страны. А пока мы стараемся сделать историю живой, вытащить ее из музейных залов и учебников, превратить в яркую картинку. Более того, предлагаем в ней поучаствовать. — Как именно работает клуб? — Для каждого участника мы определяем свой график — обычно это два дня обучения в мастерской плюс одна спортивная тренировка в неделю. И обязательное участие в клубных мероприятиях и социальных проектах, которые мы проводим. Как минимум, один международный фестиваль в год — это обязательное условие. Мы не собираем никаких взносов, но все, что делается в мастерской, остается в собственности клуба. Если тебе нравится работать с металлом — будешь изготавливать оружие, если интереснее обработка тканей и кожи — будешь шить костюмы. Я сам, как кузнец, учу всех желающих этим древним ремеслам. — Как меняется характер ребят, которые приходят в «Кованую рать»? — У них происходит переоценка ценностей. Люди понимают, что такое проскакать пять часов на коне, или каково это — жить в деревенском доме без электричества и газа, что такое военный поход со всеми его сложностями. Человек начинает по-другому относиться к себе, к окружающим его людям и событиям. — Какие планы на ближайшее будущее? — Хотим реконструировать зимний военный поход по тем маршрутам, по которым шли служивые люди во времена покорения Сибири. То есть провести полноценный исторический эксперимент. Анастасия Шугаева ©
|