Взрыву подобрали денежный эквивалент

Взрыву подобрали  денежный эквивалент

Дата публикации 1 февраля 2012 08:58

Исполнился ровно год со дня совершения террористом-смертником взрыва в аэропорту Домодедово, жертвами которого стали 37 человек. Следственный комитет России уже завершил основные следственные действия по этому делу - в ближайшее время четырем его фигурантам будет предъявлено обвинение в окончательной редакции, и стороны приступят к ознакомлению с материалами. Между тем законченное дело - первое из трех по массированным атакам с использованием террористов-смертников, которые боевики под общим руководством Доку Умарова планировали совершить в январе минувшего года в столичном регионе.
Исполнился ровно год со дня совершения террористом-смертником взрыва в аэропорту Домодедово, жертвами которого стали 37 человек. Следственный комитет России уже завершил основные следственные действия по этому делу - в ближайшее время четырем его фигурантам будет предъявлено обвинение в окончательной редакции, и стороны приступят к ознакомлению с материалами. Между тем законченное дело - первое из трех по массированным атакам с использованием террористов-смертников, которые боевики под общим руководством Доку Умарова планировали совершить в январе минувшего года в столичном регионе.

Брат смертника обеспечивал «Имарат»
Как сообщил официальный представитель Следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин, главным следственным управлением ведомства завершены следственные действия в отношении четырех членов организованного преступного сообщества - братьев Ислама и Илеза Яндиевых, Ахмеда Евлоева и Башира Хамхоева, проходящих обвиняемыми по уголовному делу, возбужденному по факту совершения 24 января 2011 года теракта в аэропорту Домодедово. Всем им сроки арестов продлены судом до 4 марта. Предполагается, что за это время им будет предъявлено обвинение в окончательной редакции, после чего обвиняемые, их защита, а также 210 человек, признанные потерпевшими по делу, изучат документы, собранные следствием. Кстати, до этого Башир Хамхоев успеет получить срок за преступления, которые ему вменяются в Ингушетии. На процессе, проходящем в Верховном суде Ингушетии, прокурор недавно запросил для него 25-летний срок.

Непосредственным исполнителем теракта в Домодедово выступал 21-летний уроженец Ингушетии Магомед Евлоев, нажатием кнопки приведший в действие в зоне прилетов размещенное на его поясе под одеждой самодельное взрывное устройство. Мощность бомбы была эквивалентна 2-3 кг в тротиловом эквиваленте, кроме того, она была заряжена цилиндрическими роликами и шариками от подшипников. Жертвами взрыва стали 37 человек, а еще 173 получили ранения.

Расследуя теракт, сотрудники СКР установили, что он был организован лидером запрещенного «Имарата Кавказ» Доку Умаровым. Непосредственно подготовкой Магомеда Евлоева в смертники, которая проводилась в полевом лагере боевиков в Сунженском районе Ингушетии, занимались Аслан Бютукаев (Хамзат) и Супьян Абдуллаев (Рыжий Супьян), возглавляющие, пожалуй, самую опасную бандгруппу «Имарата». В том же лагере минно-взрывному делу обучали исполнителей других терактов. Здесь же проходили боевую подготовку и сами участники сообщества, состоявшего, по оценке СКР, из 35 человек.

Подготовка теракта в аэропорту, по версии следствия, осуществлялась в условиях жесткой конспирации. Большинство участников заговора не знали о конечной цели готовившегося нападения, выполняя конкретные поручения Доку Умарова и его ближайших сторонников. Например, Башир Хамхоев, лидер молодежного незаконного вооруженного формирования, действовавшего в Сунженском районе, забрал из лагеря будущего смертника Евлоева и отвез его в родовое село Али-Юрт. Там Магомеда Евлоева в одном из домов прятал его младший брат Ахмед, ранее выполнявший мелкие поручения «умаровских». В частности, он помогал им обменивать валюту на рубли, носил в лес еду, медикаменты и одежду. Ахмед Евлоев провожал брата на автобус, который следовал из Назрани в Москву. Зная о том, что Магомед может стать смертником, он перед посадкой изучил всех пассажиров автобуса, чтобы исключить вероятность того, что среди них окажутся их с братом родственники и односельчане. Боевики опасались, что, поговорив с кем-то из них, Магомед может отказаться от самоподрыва.

Теракт за полмиллиона
До Москвы смертник доехал сам, а на автовокзале его встретили братья Ислам и Илез Яндиевы, давно проживавшие в столице и хорошо знающие город. По данным следствия, именно они помогли двум другим участникам «Имарата», Рустаму Альтемирову и Заурбеку Амриеву, чуть раньше приезжавшим на разведку, выбрать место будущего теракта. Посетив несколько аэропортов, они остановились на Домодедово - там милиционеры часто отлучались от установленных на входах рамок металлоискателя, а пассажиры, входя в аэровокзал, как правило, без проблем обходили их. Именно так и поступил потом Магомед Евлоев.

Для перевозки разведчиков и встречи смертника Яндиевыми на деньги «Имарата» была куплена машина. Кстати, это оказалось самой затратной частью теракта, обошедшегося организаторам в 500 тысяч рублей. Остальное было потрачено на мобильные телефоны и аренду квартиры, в которой под надзором одного из братьев Яндиевых Илеза три дня проживал Магомед Евлоев. За эти три дня, как полагает следствие, другой брат - Ислам - съездил за бомбой в Ингушетию и привез ее в Москву.

Днем 24 января, как следует выспавшись и позавтракав, Магомед Евлоев с бомбой под одеждой на такси отправился в Домодедово. Самоподрыв он совершил в 16:30. «Расчет террористов был на то, чтобы в зоне поражения оказалось как можно больше иностранцев, - считают в следственном комитете. - Именно это обстоятельство должно было вызвать международный резонанс у теракта».

Отметим, что уже 28 марта прошлого года сотрудники ФСБ установили местонахождение лагеря боевиков, где готовили смертника Евлоева, он был уничтожен ракетно-бомбовым ударом. Там, как говорят в СКР, погибли 17 боевиков, готовивших новые взрывы, в том числе и Рыжий Супьян. Доку Умаров, Аслан Бютукаев и их установленные сообщники были заочно арестованы судом и объявлены в международный розыск. Двух из них, разведчиков Рустама Альтемирова и Заурбека Амриева, 16 сентября прошлого года неизвестный, приехавший из России, расстрелял из автомата в Стамбуле.

Взрывной январь от Умарова
По некоторым данным, теракт в Домодедово являлся одной из трех масштабных акций в столичном регионе, запланированных на январь Доку Умаровым. И хотя официальное обвинение в этом ему не предъявлено, очевидно, что именно он стоял и за другими взрывами, готовившимися в столице.

Первыми, в новогоднюю ночь, должны были совершить двойной теракт во время праздничных гуляний на Красной площади жены лидеров дагестанских боевиков, входивших в «Имарат Кавказ», Завжат Даудова и Зейнаб Суюнова. Однако, когда женщины уже собирались выезжать из гостиницы в столичных Кузьминках на место будущих подрывов, сработала закрепленная на Даудовой бомба. Пойманная в Волгограде Зейнаб Суюнова сообщила правоохранителям, что следующей парой, которая может взорваться в Москве, будут муж и жена Виталий Раздобудько и Мария Хорошева, принявшие ислам.

Их, как и Магомеда Евлоева, полагают в спецслужбах, в смертники готовили все те же Доку Умаров и Аслан Бютукаев. Узнав о готовящихся подрывах, спецслужбы сосредоточились на Дагестане, откуда приехали Даудова и Суюнова и где скрывались Раздобудько с Хорошевой. В республике были проведены десятки спецопераций, в ходе которых буквально зачищено местное бандподполье и задержаны пособники смертников, однако удар был нанесен, откуда никто не ждал, из Ингушетии. Тем не менее благодаря усиленному розыску Раздобудько и Хорошева так и не смогли выбраться из Дагестана и в феврале прошлого года совершили самоподрывы в местном селении Губден. Помимо смерт¬ников тогда погибли два стража порядка, а еще 27 силовиков получили ранения. Впрочем, эти жертвы не идут ни в какое сравнение с теми, которые могли быть от очередного теракта в столице.

Федор МАКСИМОВ
kommersant.ru

©
Распечатать страницу