Елена Агафонова: «Животные – это не игрушка»

Елена Агафонова: «Животные – это не игрушка»

Дата публикации 31 октября 2018 07:34 Автор Фото Евгений Кармаев

На «Культурном завтраке с «Омской правдой» в ресторане «Сенкевич» директор Омского цирка рассказала, что мечтает о студии, сафари-парке и окончании ремонта.

Этот долгий, долгий ремонт

– Елена Филипповна, Омский цирк закрывался на полтора месяца из-за нарушений требований пожарной безопасности. В 2016 году был проведен капитальный ремонт. В чем же дело?

– В том, что ремонт до сих пор не закончен. В 2015 году единственной компанией, пожелавшей принять участие в тендере на ремонт Омского цирка, стала московская «Строительные технологии». От меня, как руководителя филиала  федерального казенного предприятия «Росгосцирк»,  мало что зависит: нет ни финансов, ни возможности влиять на подрядчика. Вижу сменяющихся руководителей компании и понимаю: надо, чтобы требования к компании, выигравшей тендер на ремонт или строительство объектов с массовым пребыванием людей, должны быть жестче. Изначально срок окончания ремонта нашего цирка был 25 июля 2016 года. Но была готова только зрительская часть здания. Окончательно ее ввели в строй 24 декабря. И работы на объекте замерли, работало 2 – 4 человека. В свой кабинет в административной части я переехала только через год.

– Проект реконструкции цирка предполагал создание сафари-парка. Воплотится эта идея в жизнь?

– Проект не предполагал сафари-парк, это моя давняя идея. В здании гаража хотим сделать приют для животных-пенсионеров и вокруг него площадку для прогулок. Часто животные выходят на пенсию, уже не работают на арене, а артисты их возят с собой, потому что привыкли к ним и жалко расстаться. А если оборудовать большие клетки и площадку, может получиться что-то вроде мини-зоопарка. Я против контактных зоопарков. Нельзя детей приучать, что животные – это игрушка, должно быть уважение к жизни другого существа. А идею сафари-парка поддержали в Министерстве культуры России, предложили защитить проект.

Слоны, тигры и бизон

– Вы мечтали и о создании цирковой студии...

– В Омске есть 4 – 5 студий, на нашей арене прошли 5 любительских фестивалей. Но студии работают на сценах, в спортивных залах. А у нас есть репетиционный манеж диаметром 9 метров (основной – 13), есть возможность привлекать к обучению артистов, которые приезжают на гастроли, они охотно готовы поделиться своими знаниями. В цирк люди приходят из спорта, из училища циркового и эстрадного искусства и из династий. Мы можем подготовить к поступлению в училище. В Ижевске, Екатеринбурге, где при цирках есть студии, дети участвуют в парадах, выступают в начале представления, подогревая интерес зрителей. Программа обу­чения будет включать и актерское мастерство. Цирк требует не только растяжки и спортивного тела, этим сегодня трудно удивить. Люди идут на личность, которую надо взращивать. Надеюсь, в следующем учебном году мы сумеем открыть студию.

– Начала работу программа «Слоны и тигры». Расскажите о ней.

– Это программа итальянского цирка. В ней участвуют артисты из пяти стран и животные с пяти континентов. Слоны сегодня в российском цирке редкость. Они есть только в аттракционе династии Корниловых и в «Уголке Дурова». У нас в гостях две слонихи – 45 и 50 лет.  Для слонов, живущих по 100 лет, это возраст расцвета. К нам приехали представители старейшей цирковой династии Италии Тоньи – братья Давио и Тони Коррадо. Слонихи у клоуна и дрессировщика Тони Коррадо танцуют вальс, Давио представляет экзотическое шоу с тигрицами, аллигаторами, удавами и питонами. Французский дрессировщик Иван Дефорж выходит на манеж с американским бизоном, зебрами, кенгуру, лошадьми и верблюдами. Воздушные гимнасты Алия и Андрей Канахины – из Казахстана. Россиянка Мария Кох-Кукес – потомственная иллюзионистка. Программа интересная, сложная.

– «Зеленые» выступают против животных в цирке. Удивительно, что из Италии приехал именно такой цирк.

– Цирки с животными закрываются по всему миру. Но, например, на Международном фестивале в Монте-Карло, который называют цирковым «Оскаром», представляют огромное количество номеров с животными. В Европе нет стационарных цирков, все работают в шапито, бесконечно переезжают. Когда греки приехали к нам и увидели ветеринарный кабинет, они были поражены, как мы ухаживаем за животными, как хорошо их кормим, постоянно взвешиваем. Цирковых животных нельзя выпустить на волю, они рождены в цирке и погибнут в незнакомой для них среде. Если люди едят мясо, носят норковые шубы и кожаные ремни, пользуются косметикой, которую тестируют на зайцах, и при этом протестуют против цирков, значит, это кому-то выгодно.

– У акробатов, гимнастов мы видим трюки, по сложности немыслимые 30 лет назад. А в каких жанрах сегодня проблемы, застой?

– В клоунаде. Причем   не только у нас. На шоу Цирка дю Солей я только в конце представления поняла, что это были клоуны. Смешить зрителя становится все сложнее и сложнее, эстетика непонятна. Хотя когда на омской арене работал клоун Май, дети так хохотали, что мы удивлялись. А клоуну 80 лет, он представитель советской классической школы клоунады. Вообще, каждый год мода на жанры меняется. Когда Дэвид Копперфильд раскрыл свои секреты, не стало иллюзии. Сейчас иллюзионисты возвращаются на арены.

– Цирковые программы часто идут под фонограмму. А ведь в Омском цирке прекрасный оркестр…

– Омский цирк – один из немногих, где оркестр не сокращен. Мы за живой звук, у нас прекрасный коллектив музыкантов под руководством дирижера Сергея Ройза. К сожалению, артисты зачастую отказываются работать под оркестр. Раньше приезжали, отдавали дирижеру ноты. А когда оркестров не стало, стали приво­зить свои фонограммы. И животные не привыкли работать под оркестр. Итальянцы вообще никогда не использовали живую музыку на представлении. Поэтому оркестр играет до начала программы «Слоны и тигры» итальянскую, французскую музыку, и барабанщик расставляет звуковые акценты в номерах.

Удивительные люди

– Елена Филипповна, на арене работают особенные люди, готовые каждый день идти на риск. Какие черты вас когда-то поразили и продолжают поражать в цирковых артистах?

– Я думаю, мой роман с цирком сложился, потому что я ими восхищаюсь. В нашей жизни очень мало того, что есть в цирковых артистах: умения каждый день заставлять свое тело работать. Падать, но вставать. Недавно директор Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин сказал о них: это в хорошем смысле мутанты. На это даже обижаться нельзя. Я дружу со многими артистами. Сидит у меня гимнастка, чай пьет. А через несколько минут пойдет и поднимется под купол арены, а я буду за нее волноваться. Когда понимаешь, что на твоих глазах люди рискуют жизнью, – это тяжелое испытание. Однажды я спросила Татьяну Васильевну Запашную: «Вы не боитесь за своих сыновей?» Она говорит: «А сколько людей погибает в авариях? Что же, каждая мать должна каждое утро беспокоиться, что ее сын сел за руль, и целый день плакать?» Цирковые артисты – удивительнейшие люди. Я бесконечно преклоняюсь перед их мужеством. Раньше думала: ради чего они это делают? Ведь не ради зарплаты...

– Кстати, у артистов хорошая зарплата?

– Разная. Есть такие, кто работает на контракте и получает больше бухгалтера, директора цирка или журналиста. Но, с точки зрения обычных людей, эти деньги, возможно, не стоят того, чтобы рисковать жизнью.

– О цирке снято много фильмов. Какой, на ваш взгляд, правдив?

– В детстве моим любимым фильмом был «Цирк». А сегодня все фильмы вызывают разочарование. Кинематографисты делают акцент на грязи, интригах и редко показывают то, что есть на самом деле. Вот вышел телесериал про Маргариту Назарову. Ее артисты старшего поколения знали, помнят. Говорят: в сериале правды нет. А красота цирка, как и балета, плохо передается кинематографом. Это живое искусство.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Сошьем вместе «Полотно мира»

Сошьем вместе «Полотно ...

Ветераны Ленинского округа запустили к 80-летию ...

Актуально

Генеральная уборка

Генеральная уборка

В областном субботнике приняли участие более 140 ...

Власть

На повестке – юбилей

На повестке – юбилей

Законодательному собранию Омской области ...

Информбюро

Субботник под музыку 90-х

Субботник под музыку 90-х

20 августа в парке им. 300-летия Омска прошел «Чисто ...

Крупным планом

Посевная с господдержкой

Посевная с господдержкой

Аграрии увеличат площади посевов основных культур: ...

Культура

Алина Горина: «У нас происходит много интересного»

Алина Горина: «У нас ...

Руководитель Туристского информационного центра ...

Наше время

Эшелон правды

Эшелон правды

Участие во Всероссийской патриотической акции ...

Общество

«Наша Родина – Россия»

«Наша Родина – Россия»

Омская региональная общественная организация ...

Память

Закрыл собой товарищей

Закрыл собой товарищей

За свой подвиг омич Михаил Торгашев представлен к ...

Панорама недели

Долгожданное распоряжение

Долгожданное ...

Губернатор Виталий Хоценко сообщил о выходе в свет ...

СВО

«Буду преподавать детям историю»

«Буду преподавать детям ...

Участник СВО Александр Веревочкин в пятьдесят лет ...

Событие

На экране – технологии будущего

На экране – технологии ...

В Омске состоялась премьера фильма «Солнце Сибири» ...

Социум

Встретили как родных

Встретили как родных

В Омск из Белгорода прибыла группа школьников по ...

Спектр

Читаем всей семьей

Читаем всей семьей

Более четырех тысяч омичей посетили локации ...

Спецпроекты

Наши бабушки могут все!

Наши бабушки могут все!

В КДЦ «Иртыш» прошел смотр-фестиваль «Супербабушки ...

Фестиваль

Мелодии Победы

Мелодии Победы

В Омске продолжается отборочный тур фестиваля ...

Экономика

Инвесторам – особое внимание

Инвесторам – особое ...

Виталий Хоценко встретился с министром ...