Напарник под седлом

Журналист «ОП» провел рабочий день в полицейской кавалерии.

Зачем нужна конная полиция? Уже не девятнадцатый век, и стоит хорошая лошадь дороже машины, в гараж ее на месяц не поставишь – кормить надо.  Чтобы понять это, я не удовлетворился просмотром сериала «Конная полиция», а ранним утром отправился в поселок Ключи, где располагается база кавалерийского взвода № 1 полка ППСП УМВД России по городу Омску. Здесь мне предстояло принять участие в конном патрулировании.

Любишь кататься – люби и щеткой помахать

Первым меня встретил заместитель командира кавалерийского взвода Сергей Дмитриенко. Он провел небольшую экскурсию, чтобы я смог узнать, где мне придется «служить» в качестве конного полицейского, которых у нас в Омске, как выяснилось, 25 человек.

Открытый загон с коновязью, склад с запасом кормов, площадка для обучения и, конечно же, конюшня, где пахнет свежими опилками и сеном. На дверях каждого денника  –  табличка с кличкой и датой рождения постояльца. Мне, учитывая мои габариты, достался тяжеловоз – очень серьезный и строгий жеребец по кличке Тимофей, который даже подпустил к себе не сразу.

Полицейские, а я за ними, вывели лошадей на коновязь, где, используя щетку, скребок и гребень, почистили их, расчесали гривы, проверили  подковы.

– Зимой подковы обязательно с шипами, чтобы лошадь не сколь­зила. Вот только не надо сравнивать это с летней и зимней резиной, а то ваш напарник может и обидеться, – пошутил, наблюдая за моими неумелыми действиями, полицейский-кавалерист Айян Кабасов. В этот день он дежурил на конюшне и помогал мне с седлом.

Наконец мой рыжий, простите – гнедой, богатырь готов к патрулированию, осталось только накормить  –  и можно ехать. Сено, овес и немного соли – обычный пищевой рацион, поэтому, чтобы задобрить косящегося на меня жеребца, скормил ему морковку.

Пока я разбирался с Тимофеем, полицейские получили оружие и спецсредства, а также изучили оперативную информацию за последние сутки, данные подозреваемых и ушедших из дома граждан. После этого был отдан приказ о начале службы по охране общественного порядка. Двух лошадей завели в трал, прицеп закрылся, машина отправилась в парк «Зеленый остров». В расположение они вернутся поздно вечером, после чего полицейские должны будут расседлать, почистить, накормить и напоить своих коней, и только после этого их рабочий день закончится.

Выйду в поле с конем

Ну а я остался патрулировать в Чернолученско-Красноярской оздоровительной зоне в районе поселка Береговой вместе с моей наставницей Юлией Середовой. Да, не удивляйтесь! В полицейской кавалерии служат девушки, особенно такие, как Юля. Она, между прочим, кандидат в мастера спорта.

Вот  только бы еще забраться в седло! Мой вредный четвероногий напарник постоянно пытался отойти, но я все-таки «взлетел» в седло и расположился в нем, как на диване:  спина у тяжеловоза широкая. И мы с Юлией, которая терпеливо ждала меня, шагом отправились по маршруту.

– С лошадьми я уже 15 лет, из них больше двух в полиции, – рассказала девушка по дороге. – А почему после спорта пришла сюда? Как бы банально ни звучало, это была мечта детства, ведь здесь есть возможность общаться с животными, которые мне очень нравятся, совмещая со службой по охране правопорядка.

Улыбнувшись, она напомнила нехитрую истину:  если тебе нравится то, что ты делаешь, то это не работа, а удовольствие, так что ей действительно очень повезло. А еще Юлии нравится позитивная реакция людей, которые при патрулировании парков или прибрежных зон постоянно их с конем фотографируют, улыбаются, подходят, спрашивают, откуда в Омске такие полицейские.

– Наша служба по-прежнему для многих необычная, ведь не все знают про кавалерийское подразделение, – отметила Юлия. –  Но мы рядовые сотрудники полиции, просто лошадь добавляет  «весу». Люди в присутствии этого большого животного, на котором и сам выглядишь внушительнее, ведут себя спокойнее. А вот жулики, которые пытаются убежать от коня,  всегда озадачены – откуда мы такие на их голову свалились?

Мы остановились, чтобы уточнить очередную точку маршрута. Вокруг красиво – поле, березки, свежий воздух! Но если честно, то, представляя, что так придется провести в седле почти 12 часов, мне стало не по себе.

На улице довольно холодно, ветер усилился, и мы свернули к пионерлагерю, чтобы подтянуть подпруги и размять ноги. Юлия ласково погладила своего Малыша, что-то ему приговаривая.

– Вы знаете, с четвероногим напарником общаешься порой больше, чем с другими патрульными. Пытаешься найти подход, общий язык,  как с человеком, – пояснила она. – Кстати, в День полиции его ждет килограмм морковки и килограмм яблок – это будет для него лучший подарок к  празднику!

В едином строю

Только увидев мое красное от мороза лицо и посиневшие губы, наставница повернула на базу, где мы стали свидетелями грандиозного зрелища.

Синхронные передвижения всадников, которые с невероятной легкостью то и дело собирались в геометрические фигуры, завораживали. А когда для «устрашения» они галопом выдвинулись в сторону воображаемой разбушевавшейся толпы, от их слаженного хода задрожала земля. Дело в том, что в подразделении еженедельно предусмотрены различные тренировки, и на этот раз была отработка действий при пресечении массовых беспорядков.

– Если вернуться к истокам нашей службы, то в 18 веке, когда были созданы драгунские подразделения, несущие полицейскую службу, у них была даже команда «Осади на тротуар!» при пресечении массовых беспорядков, – рассказал Сергей Дмитриенко. – Сейчас, конечно, все это тоже присутствует в нашей службе, хотя команды подаются другие. Но тем не менее при помощи конного строя мы можем поделить толпу, развести в стороны, да и в целом лошадь имеет профилактическое действие – человек, видя большое животное, быстро прекращает бузить.

Именно поэтому при поступлении на службу в это подразделение  приоритет отдается тем, кто имеет навыки верховой езды или занимался конным спортом. Причем обучение продолжается и во время службы, чтобы улучшать навыки своей профессии. Например, предусмотрена  джигитовка, но, конечно, не в цирковом варианте.

– Изучаются только те приемы верховой езды, которые необходимы при нашей работе. Это конный строй, который вы видели, а также отработка упражнений «пистолет», «свеча» и «ножницы». Они позволяют перемещаться всаднику без травм при движении по пересеченной местности или в лесу среди деревьев, – поясняет замкомвзвода. –  А еще для того, чтобы лошадь не пугалась угрожающих движений, громких звуков и вспышек света, проводится специальное обучение, в том числе при помощи «статистов» – наших же сотрудников, которые изображают нарушителей. Они громко кричат и размахивают палками. Лошадь перестает всего этого бояться и не реагирует на внешние раздражители.

Но мой Тимофей, видимо, считал по-другому – я для него оставался этим самым раздражителем, так что не стал задерживаться в седле и мягко соскользнул на землю, передав поводья дежурному по конюшне. У самого сил для того, чтобы расседлать коня, уже не осталось. Да и не хотелось больше испытывать терпение напарника, который на прощание пытался пожевать мой рукав, когда я самонадеянно решил погладить его.

– У каждой лошади есть свой характер, своя манера поведения, – улыбнулся Айян Кабасов. – Поэтому нужно найти общий язык – где-то подкормишь, где-то погладишь, ведь конь со временем превращается в твоего друга и компаньона. Даже скучаешь по нему в отпуске, стараешься в это время приехать к нему с лакомствами. Вот и 10 ноября, в День работников органов внутренних дел, он получит от меня угощение, ведь наши четвероногие напарники под седлом также несут службу по охране правопорядка.

URL: http://omskregion.info/news/64326-naparnik_pod_sedlom/
Дата публикации:07/11/2018 08:56
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев