Мастер спорта международного класса считает, что в ее виде спорта сила решает далеко не все.
На первенстве Европы по тяжелой атлетике среди юниоров до 23-х лет, который проходил в польском городе Замосць, не было равных омской спортсменке Ольге Тё. В весовой категории до 58 кг она в рывке подняла 98 кг, а затем толкнула штангу весом 110 кг и стала чемпионкой Старого Света.
С Ольгой мы встретились в спортивном зале СибГУФКа, где она рассказала журналистам «ОП» о том, как из гимнастки превратилась в тяжелоатлета, о своей победе на чемпионате Европы и планах на будущее.
Во всем «виноваты» гены
– Оля, свой путь к вершинам тяжелой атлетики ты начала со спортивной гимнастики…
– Мне было всего четыре года, когда я пришла в гимнастику. Так получилось, что, когда мы жили в общежитии университета, нашей соседкой была тренер по спортивной гимнастике Ольга Николаевна Кривощекова. Она предложила мне просто попрыгать на батуте. Со временем это переросло в серьезное увлечение гимнастикой, которой я занималась до 17 лет, выполнив норматив мастера спорта.
– Это был рубеж? Когда ты решила сменить специализацию в спорте?
– Занимаясь гимнастикой, я поставила перед собой такую цель и смогла ее добиться. Меня поддерживали и родители, которые считали, что уходить надо красиво. Что я и сделала, став абсолютной чемпионкой СФО в многоборье.
– И что же тебя потянуло к «железякам»?
– Вся моя семья – папа, мама и брат – занималась тяжелой атлетикой. Мне очень хотелось попробовать свои силы в этом виде спорта. Было интересно узнать, получится ли это у меня и до какого уровня смогу дойти. Правда, вначале я не ставила перед собой каких-то конкретных целей, решила: как получится, так получится. Но потом постепенно пришел азарт.
– Но почему же, став мастером спорта по тяжелой атлетике, ты не остановилась, как в гимнастике?
– Там это был мой предел, «международника» я бы не выполнила. А вот со штангой было иначе, и я уже мастер спорта международного класса.
Работана результат
– Какими были твои первые занятия в зале?
– После гимнастики тяжелая атлетика давалась легко. К тому же мой отец, который меня тренирует, старался подавать все немного в игровой форме. Так что на каждой тренировке я просто устанавливала свой личный рекорд, и мне это было интересно.
– А как проходит тренировка сейчас, когда ты в нынешнем статусе?
– В Омске я занимаюсь пять раз в неделю, выполняя план наставника, где прописаны все упражнения. Отец здесь, а на сборах тренер сборной отсматривает каждое движение, каждый подход. Дело в том, что в тяжелой атлетике техника очень важна.
– Без техники не выиграть?
– Это действительно так. Ты можешь быть сильным, но без нее много не поднимешь.
– Оля, ты же девочка, а тут огромная штанга…
– Да нормально все. Тем более моя мама – чемпионка мира и Европы среди ветеранов. Почему же я не могу? А если вспомнить женский бокс или борьбу! Девушки уже давно занимаются теми видами спорта, которые раньше были присущи только мужчинам.
– Извини, но если у тебя родится дочь, ты захочешь, чтобы она тоже взяла в руки штангу?
– Если она сама захочет, то я не буду препятствовать, но и навязывать тоже не буду. Пускай выступает и обойдет свою маму. Мне будет приятно, и я буду гордиться такой дочкой, как это делают сейчас мои родные.
– Ты помнишь свою первую медаль в тяжелой атлетике?
– Это было первенство Омской области, когда параллельно занималась гимнастикой. Тогда я еще ничего не понимала, заработала «медальку» и была довольна. Но со временем этот спорт стал для меня не игрой, а серьезной работой, которая требует много сил, времени, «пота и крови». Я отдалась тяжелой атлетике полностью, и вот тогда пошли настоящие результаты.
– То есть ты стала профес-сионалом?
– Конечно, ведь это не только физическая, но и психологическая готовность, которая появляется не сразу. Этому тоже надо учиться. Ты просто растешь в этом плане, для тебя становится важным соблюдение тренировочного режима, питания и многое другое. Ведь это в любом случае скажется на твоем результате.
– Оля, а когда тебя включили в состав национальной сборной?
– Я попала в молодежную команду России три года назад, после того как стала призером первенства страны. Правда, тренировки на базе сборной у меня начались еще раньше – в 18 лет я впервые поехала в Подмосковье на спортбазу «Чехов».
«Я это сделала!»
– Ожидала, что так легко выиграешь первенство Европы?
– Если честно, когда увидела стартовые листы и результаты соперниц, то подумала, что хорошо, если хотя бы в тройку призеров войду. О победе я тогда даже не задумывалась. Но тренер меня смог настроить, пояснив, что на результаты других смотреть не надо, главное – поднять свои килограммы. В результате я себя запрограммировала, абстрагировалась от всего, вышла на помост – и, сделав личный рекорд, победила!
– О чем все-таки думала, когда поднимала штангу?
– Обычно мозг отключается, и это хорошо, потому что включается мышечная память, а голова при этом не мешает. Так что иногда, когда сходишь с помоста, думаешь: а как я это сделала? (Смеется.)
– То есть в себя ты пришла только на пьедестале почета?
– Даже не там, а дня через три после окончания турнира. Я до этого, принимая поздравления, не понимала и не верила, что выиграла Европу.
«Подруга» с «блинами»
– Оля, ты победитель континентального турнира. А олимпийской чемпионкой себя в мечтах не видишь?
– На эту Олимпиаду попасть невозможно, поскольку российским спортсменам дали самую минимальную квоту: две женщины и два мужчины, и я в этот список не попадаю.
– Тогда, может быть, Париж-2024?
– Я пока такой цели перед собой не ставлю. Год прошел, задачи выполнили, начинаем следующий. Я не люблю загадывать так далеко. Сначала надо доказать, что моя победа в первенстве Европы не случайна. Мои соперницы в следующем году обязательно попытаются взять реванш, так что придется потрудиться вдвойне.
– Оля, ты сейчас дома, отдыхаешь. А когда возобновятся тренировки?
– Через пару недель начну занятия. Буду входить в режим, тренироваться. В общем, вернусь к своей «подруге» – штанге.
– И как ты отдыхаешь?
– У меня есть парень, мы ходим в кино, гуляем, общаемся с друзьями. А еще… я нарушаю режим… Ем, когда хочу, сплю, сколько хочу, как нормальный человек. (Смеется.)
– Ты упомянула о режиме питания. Те же акробатки или «художницы» просто мечтают о пирожном. А у тебя как?
– У нас как таковой диеты нет. Я могу кушать все, что хочу, потому что мне надо набирать вес – в тренировочный период должен быть запас в пару килограммов. Мне это тяжело дается, особенно после спортивной гимнастики, где все строго. Так что приходится буквально заставлять себя есть побольше.
– А существуют еще какие-то особые секреты, позволившие тебе за небольшой срок добиться таких высоких результатов?
– Это понимание того, для чего ты это делаешь. Трудолюбие, а также хорошая связка «тренер-спортсмен», с чем мне особенно повезло. (Улыбается.) Отец считает, что у меня есть дар, который я вместе с наставниками смогла раскрыть и развить.
– Оля, ты считаешь себя сильным человеком?
– Я же девочка, а значит, по определению должна быть слабым полом. (Смеется.) А если серьезно, то я сильна прежде всего в психологическом плане – не каждый справится со всем тем, что я сделала и что преодолела. Что касается «физики», то надо смотреть уровень силы. Так, первенство Европы я выиграла, став сильнее всех, а вот на чемпионате мира до такого результата еще далеко, до Олимпиады же еще дальше. Значит, есть над чем работать и куда развиваться.