Сергей Головачев: «Мне пришлось расстаться с мальчишескими амбициями»

Сергей Головачев: «Мне пришлось расстаться с мальчишескими амбициями»

Дата публикации 23 ноября 2018 14:14 Автор

«ОМСКРЕГИОН» продолжает серию публикаций, посвященных грядущему 25-летию Законодательного собрания Омской области. Нынешним нашим героем стал Сергей Головачев.

Сергей Головачев пришел в областной парламент в 2011 году. Свою работу он начал в двух комитетах: по аграрной политике, природным ресурсам и экологии и по экономической политике и инвестициям. В 2016 году переизбрался и продолжил свою работу в комитетах.

— Сергей Александрович, что вас побудило заняться депутатской деятельностью?

— Задолго до того, как стать депутатом, я начал заниматься общественной деятельностью. В 2007 году я был одним из трех руководителей регионального отделения «Движение за Путина». Мы тогда встречались с Владимиром Владимировичем в Москве, Твери. С тех лет я веду активную социально-политическую деятельность. Потом учреждал в Омской области «Народный фронт», был координатором движения. Моя общественно-политическая деятельность лежит и за плоскостью Законодательного собрания. Мне всегда искренне хотелось сделать что-то, что может перевернуть в хорошую сторону прежний быт села. Я говорю про село в первую очередь, поскольку сам вырос в деревне.

— Что-то удалось сделать, чтобы наладить жизнь селян?

 — Если говорить откровенно, не все получается. Мало того, с мальчишескими амбициями — ведь, когда я избирался впервые, мне было 36 лет — пришлось расстаться. Не все так просто, как кажется. Во-первых, существует вектор направления, заданный федеральным центром. Во-вторых, бюджет области, который непростой ввиду сложившейся системы налогового законодательства в стране: подавляющее большинство субъектов России, в том числе и Омская область, живут на дотациях и помощи из центра. Поэтому в области средств даже на самое необходимое постоянно не хватает, а без денег не делается ничего. В-третьих, крайне консервативное настроение коллег, через которое переступить невозможно. Это, конечно, неестественно и неправильно. Но какие-то свои решения я все равно высказывал, высказываю, порой даже смело, с элементами риска. Тем не менее скажу: это может менять ситуацию. В общем, первый мой опыт законодателя четко обрисовал мои возможности. Но у меня были смелые предложения губернатору. Хотите расскажу?

— Конечно!

— Этот проект касается экономики и сельского хозяйства. Мы ежегодно тратим 4–5 миллиардов рублей на поддержку сельхозпроизводителей — имеются в виду бюджетные средства Федерации и области. А по сути не получаем ничего. Эти средства как бы размазываются по отрасли, всем стараемся хоть немного помочь, чтобы выжить. Предприниматели слабо развивают инновационные технологии и подходы из-за недостатка средств. Им тяжело добраться до тех объемов, которые требуются для вложений, где счет идет на миллиарды. Я предлагал схему, чтобы часть бюджета использовать на серьезное развитие. Скажем, мы выделяем 2 миллиарда рублей, создаем госпредприятие со стопроцентным участием государства. К примеру, строим птицефабрику. Хотя объект может быть любого направления. Далее объявляем конкурс среди предпринимателей и передаем победителю этот объект. Схема такая: предприниматель, взяв в банке заем, выкупает готовый объект, заводя его в залог. Собственно, благодаря этому залоговому активу он заем и получит. У него появляется возможность уверенно развивать новое направление и делать бизнес дальше. А государство, в свою очередь, возвращает вложенные средства, чтобы вложить их уже в следующем периоде на новый инвестпроект. Мы тратим 50 млрд рублей на сельское хозяйство за 10 лет, ничего не получая по сути в итоге. Представляете, если прокрутить 5 миллиардов пять раз? Так на 25 миллиардов рублей мы построим основательное количество активов, привлечем на работу людей, создадим рабочие места, вернем с лихвой эти миллиарды в казну, создадим налогооблагаемую базу (налог на имущество) и будем зарабатывать, а не тратить просто так. Плюс к этому мы создадим агломерации, которые будут доразвивать и подтягивать муниципальные территории области, помогать более мелкому бизнесу. Эту идею мы обсуждали с бывшим губернатором Назаровым. Он ее одобрил, но сказал, что средств на развитие производства нет. Но если мы будем тратить только на культуру, здравоохранение, образование, социальную защиту (так называемую социалку), то это путь в никуда. Социалка нужна, крайне важна. Я не говорю, что мы должны от этого отходить. Но нам нужен бюджет развития, где-то поджиматься и выделять больше денег и использовать их именно так. Не отдавать дотациями, а создавать модель, передавать ее и возвращать деньги.

— Каким из принятых законопроектов вы гордитесь?

— Тем, что идет вразрез с федеральным трендом — сохранением социальных льгот. Мы продолжаем держать достигнутый уровень социальной поддержки граждан. Это вызывает гордость. Не все понимают, думаю, что всего-то зачастую 500 рублей в месяц являются для человека существенной поддержкой, кому-то даже просто моральной, что сегодня немаловажно. Каждый раз у нас при принятии бюджета встает один и тот же вопрос по льготам, но мы продолжаем их сохранять в прежнем общем объеме.

— С какими просьбами к вам часто обращаются избиратели?

— Люди приходят с одними и теми же вопросами, которые я разделяю на два вида. Первый — инфраструктурные. Такие, к примеру, как можно ли их переселить в новую квартиру, отремонтировать или построить дорогу, отремонтировать клуб, школу и так далее. Изменить кардинально что-то в этом виде поддержки практически невозможно. Как правило, это вещи финансовоемкие, они прорабатываются с учетом общей обстановки в регионе и закладываются в областной бюджет на год или три. Второй вид вопросов — реальные. К этой категории я отношу вопросы типа: нужна мебель в детский сад, проектор или компьютер в школу, прибор для ФАПа, музыкальный центр или сценические костюмы в клуб, мемориальная доска для увековечения памяти выдающихся людей, деньги на культурно-спортивные мероприятия и тому подобное. Решаются эти проблемы просто — опускаешь руку в карман и достаешь деньги. Ты же бизнесмен, помогай. Люди даже не понимают, что это твои деньги. Они уверены, что власть придала тебе и кошелек, из которого ты можешь тратить, ты представитель власти, огромной системы. Но это в сложившейся ситуации нормально. Думаю, каждый депутат, у которого есть бизнес, поступает так же. А как иначе?

— Раз уж заговорили о бизнесе, помогает ли законотворчество в основной деятельности?

— Абсолютно нет. Все это большое заблуждение, что депутат может что-то пролоббировать. Я за семь лет работы не понимаю, что может пролоббировать для себя депутат. Все, что может в этом плане депутат, — пойти попить чай и поговорить с любым министром. Министр в силу статуса депутата обязан его принять без очереди, ну и в силу внутреннего корпоративного общения. Но никакой твой личный вопрос министр не решит, все его полномочия по выделению средств строго регламентированы рамками областного бюджета и другим законодательством. Поэтому говорим мы с министрами, с другими представителями исполнительной власти только об эффективности расходования имеющихся бюджетных средств, обсуждаем варианты наполнения бюджета области в целях реализации принятых целевых программ в интересах всего населения области или его отдельных территорий.

— Вы уже второй созыв в областном парламенте. Что можете сказать о коллегах?

— Первое, что бросилось в глаза в действующем созыве, — это резкое оживление депутатского корпуса при обсуждении повестки заседаний. Дело в том, что в Заксобрание влилась часть депутатов горсовета. В традициях горсовета — жаркое обсуждение вопросов. Ребята сразу пришли такие заряженные — в хорошем смысле. Вот сейчас они уже пообтесались. И не Законодательное собрание стало таким же ретивым, а ребята стали соответствовать Заксобранию (Смеется). А если серьезно, то нравится взвешенный подход депутатского корпуса Заксобрания ко всем рассматриваемым вопросам, в том числе во взаимодействии с исполнительной властью области, представителями муниципальных образований и федеральных органов власти. И это во многом исходит от нашего спикера. Председатель Законодательного собрания Владимир Алексеевич Варнавский — большой профессионал. Стабильность в отношениях с нашими коллегами из областных и федеральных органов власти, преемственность в работе, учет мнения наших избирателей при принятии решений — во многом заслуга Владимира Алексеевича. Мы все стремимся сохранить политическую стабильность в регионе. Это очень важно. У нас могут быть новаторские идеи, неординарные предложения по развитию и в вопросах управления. Но политическая стабильность — это возможность основательно работать на благо омичей. Политическая нестабильность всегда отвлекает от насущных проблем избирателей, вредит делу. Это некомфортная среда в деятельности власти, и вдобавок она вызывает недоверие граждан. Не во всех регионах можно такую картину наблюдать, поэтому в этой части мы своими достижениями дорожим и ценим поддержку омичей в поиске путей развития области, и эта поддержка нас объединяет.

Распечатать страницу