Крест на деревне? У жителей Омского района растут страхи из-за строительства частного кладбища

Крест на деревне? У жителей Омского района растут страхи из-за строительства частного кладбища

Дата публикации 27 ноября 2018 13:16 Автор Фото Сергей Мельников

Жители деревни Луговой обратились к губернатору Александру Буркову с просьбой не допустить строительства погоста рядом с их домами. Источником питьевой воды в деревне является скважина, и люди боятся, что талые воды с кладбища зальют ее.

Скандал уже вылился на страницы омских СМИ, однако многие вопросы до сих пор оставались невыясненными. В частности, особо не афишировалось имя предпринимателя, начавшего подготовку к возведению погоста, а самое главное, не было ясно, почему начали строить кладбище, не спросив местных жителей. «ОМСКРЕГИОН» провел собственное журналистское расследование.

Деревня Луговая входит в состав Новотроицкого сельского поселения и расположена по соседству с курортной Чернолучинской зоной. Доехать до деревни из города можно всего за полчаса, и такая близость к Омску делает ее привлекательной для людей, которые хотят жить подальше от городского шума и дышать свежим воздухом. Единственным минусом этого скромного уголка природы является отсутствие водопровода. Местные жители берут воду из скважины и колодцев, однако они к этому привыкли.

В конце октября, а точнее, 26-го числа, через деревню двинулась вереница КамАЗов, груженых песком. Заинтригованные местные жители начали гадать, что могут построить на бывшей пашне. Высказывались разные предположения, кто-то говорил — Дом отдыха, другие настаивали, что будут ремонтировать дорогу, но правда оказалась пугающей. Один из водителей большегруза объяснил, что место готовят под кладбище на 60 гектаров. 

Деревенские жители пришли в ужас. Место, где намереваются строить кладбище, расположено выше деревни, и люди уверены, что весной талые воды прямо с погоста пойдут в скважины и колодцы, откуда пьют люди.

«Как же так? Почему у нас никто не спросил, согласны ли мы с тем, чтобы здесь было кладбище? Это же очевидно — трупный яд пойдет в грунтовые воды и тогда что? Кладбище поставит крест на нашей деревне, люди разбегутся, а ведь только жить начали — газ провели в деревню…» — сокрушается местная жительница Анна Малых.

Посоветовавшись, деревенские жители обратились к депутатам районного Совета и главе Новотроицкого сельского поселения, чтобы выяснить, кто разрешил возводить погост в нескольких метрах от деревни, и те поначалу их уверили, что такого согласия они не давали.

Однако позже выяснилось, что строительство кладбища запланировано новым генпланом, который не так давно утвердили депутаты, при этом сами народные избранники никак не могли вспомнить, чтобы они это делали.

Поняв, что попали, что называется, в переплет, жители деревни Луговой написали обращение губернатору Омской области Александру Буркову с просьбой оградить их от строительства погоста. В дело вмешалась прокуратура, строительство остановили, так как разрешительных документов нет. Жители деревни Луговой надеются, что получить их теперь предпринимателю не удастся.

А для того, чтобы понять, с чего вообще начинался этот конфликт, необходимо знать предысторию.

В 2017 году в генеральный план Новотроицкого вносились федеральные изменения, связанные с проведением нефтепровода на территории поселения, эти поправки профинансировал региональный минстрой.

Согласно законодательству местные органы власти, то есть администрация Новотроицкого сельского поселения, разместили в СМИ объявление об изменении генплана, и любое заинтересованное лицо в это время могло выступить со своим вопросом и внести свои предложения в генплан.

Вот в этот самый момент, еще в 2017 году, в Новотроицком сельском поселении и возник с предложением о строительстве кладбища близ деревни Луговой предприниматель Денис Юрьевич Кондратьев.

О самом Кондратьеве информации мало, известно лишь, что после перестройки и развала колхозов и совхозов он скупил у местных крестьян земли и сейчас, видимо, является человеком обеспеченным.

Обратился Кондратьев со своим предложением, как того и требует закон, к главе Новотроицкого сельского поселения Александру Коробову, который до того момента, как обращение от местных жителей легло на стол Александру Буркову и скандальная история стала достоянием общественности, говорил, что понятия не имеет, что происходит с бывшими пашнями и кто собирается там строить кладбище.

«Да, ко мне в 2017 году обратился предприниматель Денис Кондратьев, он принес предварительное архитектурное заключение и сказал, что хотел бы рассмотреть вопрос о строительстве кладбища, колумбария и крематория на месте пашни рядом с деревней Луговой. Я сказал, что нужно собрать все необходимые документы, чтобы получить разрешение», — признал в разговоре с корреспондентом «ОМСКРЕГИОНА» Александр Коробов.

Таким образом, получается, что уже в 2017 году сельский глава знал о планах Кондратьева. Он объяснил бизнесмену, что для того, чтобы начать строительство, нужно бывшие пашни ввести в состав деревни Луговой. Для этого необходимо провести процедуру публичных слушаний и получить согласие местных жителей, а потом утвердить изменения в новый генплан на заседании совета районных депутатов.

Публичные слушания в деревне провели очень быстро, правда местные жители не могут их вспомнить, потому что присутствовала на них только пара человек. Однако закон не оговаривает количество участников, так что слушания считаются законными.

Кадастровый инженер Наталья Путилина на публичных слушаниях сообщила лишь, что бывшие пашни хотят присоединить к деревне, а вот о том, что там намереваются строить кладбище, Путилина умолчала, как и глава поселения. Участники публичных слушаний поставили свои согласительные подписи и разошлись по домам.

На вопрос, почему жителям деревни (хотя бы тем, кто был на публичных слушаниях) не рассказали, зачем к деревне присоединяют земли, и сельский глава Коробов, и кадастровый инженер Путилина отвечают, что «вопросов не поступало». Выходит, раз сами сельчане не поинтересовались, то сами и виноваты.

Следующим шагом после публичных слушаний стало принятие нового генплана местными депутатами на заседании Совета 17 сентября 2018 года.

И тут опять происходят интересные вещи: глава Новотроицкого сельского поселения Александр Коробов в это время срочно уходит в отпуск. Перед уходом он так и не говорит депутатам Новотроицкого районного Совета, что на присоединяемом к деревне Луговой участке собираются строить погост.

Умолчала про кладбище на заседании Совета и кадастровый инженер Наталья Путилина. Так депутаты проголосовали за принятие генплана.

«Информацию о том, что на том участке планируют строительство кладбища, никто не скрывал, соответствующие документы были размещены в интернете. Кроме того, на заседании Совета были развешаны карты генплана с условными обозначениями, нужно было изучать их, там все написано», — заявила Наталья Путилина корреспондентам.

Депутаты же сельского Совета уверены, что их намеренно ввели в заблуждение, а если быть точными, просто-напросто обманули.

«Никто про кладбище, когда шло заседание Совета, слова не сказал. Это настоящий обман. В отсутствие главы заседание вела его я, обсуждалось много вопросов по новому генплану, но о том, что рядом с деревней Луговой будет кладбище, ни одного слова не было произнесено! Я сама из этой деревни и понимаю, что для нас это означает. Если бы депутатам объяснили, что там собираются строить, они никогда бы не проголосовали за эти изменения», — говорит депутат Светлана Комлева.

Ну а сельский глава Александр Коробов, как только у него начинают спрашивать, почему он ничего не сказал депутатам, поясняет следующее:

«От населения вопросов не поступило, поэтому никто не сказал на слушаниях о том, что собираются строить кладбище, и по закону это не является нарушением. Этот вопрос должен был, наверное, все-таки возникнуть в последний момент на заседании Совета, когда депутаты принимали изменения в генплан. Но опять представитель кадастровой компании ничего не сказала, а меня не было, в отпуске я был».

Но после того как история со строительством получила огласку, глава стал возмущаться тем, что предприниматель начал работы на участке.

«Без разрешительных документов начать строительство незаконно. Сейчас стройка приостановлена, прокуратура занимается этим вопросом, сам лично езжу, проверяю, чтобы не начали там рыть или копать», — заявляет Коробов.

И действительно, сейчас строительство кладбища рядом с деревней Луговой благодаря вмешательству губернатора и правоохранительных органов остановлено. Однако вопрос остается открытым. Согласно настоящему генплану от 17 сентября 2018 года строительство кладбища запланировано, и теоретически через какое-то время тот же Кондратьев может возобновить свои попытки. Поэтому депутаты Новотроицкого сельского поселения отменили новый генплан, несмотря на то что отмена документа генеральной застройки может повлечь за собой судебные иски со стороны других застройщиков.

«Мы решили дождаться результатов прокурорской проверки. Пока будем жить по генплану 2014 года», — говорит депутат Новотроицкого районного Совета Светлана Комлева.

Сейчас депутаты взяли паузу до окончания проверки и решают, как им быть.

Омский юрист Андрей Старостин также уверен, что точку в этом деле смогут поставить только правоохранительные органы.

«Возможно, было нарушение закона — предприниматель не имел права начинать работы без соответствующего разрешения. В этой части прокуратура даст правовую оценку его действиям. Поведение главы Новотроицкого сельского поселения тоже труднообъяснимо. Тот факт, что жителей деревни и депутатов ввели в заблуждение при проведении публичных слушаний и принятии генплана наводит на определенные мысли», — говорит юрист.

Проводя журналистское расследование, мы не оставили без внимания еще один очень важный момент: в действительности ли строительство кладбища рядом с деревней Луговая представляет угрозу для здоровья людей?

В региональном минстрое поясняли, что теоретически строительство кладбища возможно.

«Деревня Луговая расположена на достаточном удалении от участка, где предполагается строительство, и с учетом существующего на сегодня дефицита площадей под захоронения дело это нужное. Однако вестись строительство должно только в соответствии с законом», — пояснили в министерстве.

А по законодательству выбор земельного участка для размещения места погребения должен осуществляться в соответствии с правилами застройки поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами.

Иными словами, пока не будут соблюдены все процедурные вопросы с принятием генплана, пока не будет заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертиз, строительство кладбища рядом с деревней Луговой не сможет продолжаться.

«ОМСКРЕГИОН» будет следить за развитием ситуации и расскажет читателям, чем закончилась эта история.


Распечатать страницу