Адлет Тюлюбаев: «Борешься с человеком, а не с его званиями»

Бронзовый призер чемпионата России считает, что, выходя на схватку, не надо смотреть на регалии и достижения соперника.

В ноябре уроженец Русской Поляны мастер спорта Адлет Тюлюбаев удивил специалистов и болельщиков, став победителем сразу двух всероссийских турниров по греко-римской борьбе. Сначала в Уфе в финале наш земляк одолел заслуженного мастера спорта из Саранска, а уже через неделю в Барнауле был сильнее участника Олимпийских игр-2016 из Кыргызстана.

В беседе с корреспондентом «ОП» Адлет Тюлюбаев рассказал о своем пути в борьбе и поделился планами на будущее.

Маленький и пухлый

– Адлет, как ты стал борцом?

– Греко-римской борьбой занимался мой старший брат, а меня родители отправили на хоккей. Так что с первого по четвертый класс я гонял шайбу.

Не поверите, но в детстве я был маленький и пухлый, и мой будущий первый тренер, Сынжигит Кенесович Етекбаев, предложил брату привести меня в секцию, чтобы я попробовал – покувыркался на ковре: может, и будет какой толк. Я попробовал и по-настоящему «заболел» борьбой. Все сразу стало получаться, мне было интересно, и это сильно мотивировало.

– Наверное, и первую свою медаль помнишь?

– Мы тогда поехали в Таврическое на областной турнир, посвященный Новому году, где я смог выиграть. Ехал домой счастливый! Всю дорогу не снимал медаль и держал в руках грамоту. (Смеется.)

Путевка в жизнь

– А когда появилась мысль стать профессиональным спортсменом?

– Я продолжал тренироваться и выступать на юношеских соревнованиях. Правда, тогда я еще не осознавал, что такое настоящий спорт, какая длинная и тяжелая дорога меня ждет. Но в 17 лет четко понял, зачем я хожу в секцию, поставил перед собой конкретные цели, задачи и начал движение вперед.

– И какие же это цели?

– Как и у всех спортсменов – золотая медаль чемпионатов Европы, мира и, наконец, олимпийская медаль. Поэтому, окончив школу, я поступил в училище олимпийского резерва, где было больше возможностей для тренировок и самосовершенствования.

– Именно тогда тебя стал тренировать Сергей Алексеевич Суворов?

– Да, когда я переехал в Омск, то сам попросился в его группу. Ведь это не просто хороший тренер, но и настоящий человек с большой буквы. Тем не менее своего первого наставника никогда не забываю. Когда приезжаю домой, то обязательно к нему заглядываю – нельзя забывать, с чего ты начинал и кто дал тебе путевку в жизнь!

– В училище сразу начал прогрессировать?

– Все относительно. (Улыбается.) Да, я стал выигрывать окружные и всероссийские турниры, но до побед на чемпионатах Европы и мира мне еще работать и работать. Так что свой результат я не считаю большим и вообще об этом стараюсь не думать. Век живи – век учись, ведь борьба – такой вид спорта, где для того, чтобы освоить все тонкости и нюансы, не хватит и жизни.

– Но ведь, впервые выступая на чемпионате страны, ты сразу стал призером…

– До этого я несколько раз выступал в первенствах России, за год до этого стал призером юниорского чемпионата. Вообще, в борьбе перей­ти во взрослую категорию очень сложно, нужна настоящая мужская сила. А вот чтобы в первый год – и сразу в призеры, такое у нас бывает очень редко. Я в сборной вообще был самый молодой, меня никто не знал. Тем более что из Омска давно не было сильных ребят. Но у меня все получилось, и я стал обладателем бронзовой медали.

– И вот тут тебе приходит повестка из военкомата…

– Я в это время уже был членом национальной сборной, и меня призвали в спортроту ЦСКА. Если честно, то форму надевал только на присяге, которая проходила в Сочи в Олимпийском парке, и на чемпионате мира среди военнослужащих в Клайпеде. Кстати, перед присягой пришлось три дня маршировать по плацу, отрабатывая строевой шаг. А вот пострелять так и не дали.

Злосчастная травма

– Адлет, ты упомянул участие в чемпионате мира. Что там не получилось?

– Мне тогда дали шанс. Я не ожидал, что смогу попасть в основной состав, где были призеры Олимпийских игр, чемпионы мира и Европы. Все имели офицерские звания, и тут я – паренек из маленького поселка в Сибири с «чистыми» погонами. (Смеется.) Поначалу все складывалось хорошо, выиграл первую встречу, во второй с призером Европы тоже победил, но получил травму бедра. Несмотря ни на что, я вышел на ковер и даже смог «на одной ноге» выиграть первый период у будущего чемпиона мира. А потом пришлось остановить поединок и сняться с соревнований. Так что я не считаю, что проиграл! Стоял бы на ногах, мог стать и победителем чемпионата мира среди военнослужащих. Но – не судьба…

– Кстати, насколько мне известно, у тебя был шанс на медали и до этого – на первенстве Европы?

– Было дело. Я прошел отбор, и меня включили в состав сборной. Но там моя молодость и глупость сыграли свою роковую роль. К тому же моего тренера не было рядом. Дело в том, что все прогнозировали мне как минимум призовую медаль, и я, зная об этом, не совсем правильно стал бороться – слишком напирал. Прошел квалификацию, выиграл у первого соперника, а вот потом совершил ошибку, и в результате обидное поражение – я остался за пьедесталом.

В партере

– А почему тогда ты постоянно побеждаешь на всероссийских и международных турнирах, где конкуренция никак не меньше?

– Даже не знаю. Наверное, родные российские стены помогают. (Смеется.)

– Именно поэтому ты смог победить на одних соревнованиях заслуженного мастера спорта, а потом еще и мастера спорта международного класса?

– Это же спорт, сегодня так, а завтра все по-другому. А если серьезно, то любой успех подкреплен трудом на тренировках и тем, что я никогда не смотрю на регалии и достижения соперника. Зачем выходить на ковер, если ты испугался званий соперника? Так что я вообще на это не смотрю, выхожу, борюсь и побеждаю. Потому что в отличие от именитых атлетов прикладываю для этого больше сил. (Улыбается.)

– Есть ли у тебя любимый прием и тактическая схема, позволяющая побеждать именитых соперников?

– Главное в тактике – думать головой! А если серьезно, то основной акцент я делаю на работу в партере, где в отличие от стойки требуются особые навыки, наработки и умения. Что касается любимого приема, то это, наверное, бросок «задний пояс».

– Вы с тренером тактику отрабатываете перед каждым поединком?

– Нет, это все происходит в ежедневном тренировочном процессе, когда ты нарабатываешь опыт. У тебя появляется мышечная память, которую используешь во время схватки, иногда даже инстинктивно.

Знать себе цену

– Адлет, с точки зрения непрофессионала, ваша борьба не столько эффектна, как, например, тот же ММА. В чем же ее красота?

– В воле настоящих мужчин, которые выходят на ковер и выясняют отношения в пределах определенных правил. При этом, когда соперники равны, побеждает тот, у кого больше сила духа. Этим и прекрасна греко-римская борьба.

– Многие идут заниматься борьбой, чтобы стать сильными, научиться защищаться. Но крайне редко можно услышать, чтобы «классик» где-то подрался. Почему?

– Наверное, потому что идет правильное воспитание в зале. Из нас же делают не только хороших борцов. Наставники учат, что показывать свою силу нужно на ковре, а на улице это делают только те, кто не может реализовать себя в зале в конкуренции с такими же сильными ребятами. Человеку, который знает себе цену, такое не нужно.

– Сейчас ты студент СибГУФК. Собираешься стать преподавателем физкультуры?

– Сказать, что хочу стать физруком или тренером, –значит соврать. (Смеется.) На данный момент я прежде всего хочу выступать, бороться и побеждать, а что будет дальше – время покажет. По-крайней мере, эти два олимпийских цикла, если будет здоровье, я буду бороться и, возможно, смогу осуществить свою мечту в 2024 году в Париже. А до этого меня ждет европейский и мировой ковры, где надо показать, что я достоин представлять нашу страну на Олимпийских играх.

БЛИЦ-ОПРОС

Любимый цвет – красный

Любимый фильм –  «Престиж» Кристофера Нолана

Любимая еда – мамины манты

Стиль одежды – кэжуал

Хобби – активный отдых, кино и театр

Девиз – «Каждый получит то, к чему стремится»

URL: http://omskregion.info/news/64867-adlet_tyulyubaev_boreshsya_s_chelovekom_a_ne_s_ego/
Дата публикации:28/11/2018 07:32
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев