Юрий Ицков: «Омский театр сделал меня»

Юрий Ицков: «Омский театр сделал меня»

Дата публикации 5 декабря 2018 08:28 Автор Фото Евгений Кармаев

Сыграв 110 ролей в кино, народный артист России считает себя в первую очередь театральным актером.

Омская колония

– Юрий Леонидович, 17 лет прошло с тех пор, как вы уеха­ли из Омска в Петербург. Вам знакомо такое чувство, как ностальгия?

– Конечно, знакомо.

– А что вспоминаете об Омске в первую очередь?

– Невозможно вычленить, это целый калейдоскоп самых прекрасных воспоминаний. Прежде всего, конечно, театр.

– Расскажите о роли личностей в истории вашей жизни. Кто привел вас в Омскую драму?

– Я служил в Иркутском драматическом театре имени Охлопкова. Все у меня было хорошо, но в театре сложилась тогда непростая ситуация, делалось все, чтобы отодвинуть от себя уникального иркутского зрителя. Режиссер Владимир Симановский рассказал Артуру Хайкину и Мигдату Ханжарову про меня. И сказал: «Позвони Мигдату Нуртдиновичу». Позвонил. Директор Омской драмы спросил: «Когда вы сможете приехать?» – «Напишу заявление об увольнении и приеду». Беру билет на самолет, звоню: «Прилечу во вторник» – «А почему не в понедельник?» – «Выходной же. В театре никого нет». И вопль в ответ: «У нас такого не бывает!» Прилетел, встретили, начал работать.

– А переезду в Петербург помог драматург Александр Володин? Он на пресс-конференции рассказывал: когда увидел вас на сцене, вернувшись домой, разбудил семью: «Вы должны знать, какого замечательного актера я сегодня видел!».

– Мы дважды сыграли «Академию смеха» на фестивале «Балтийский дом». На первом спектакле было жюри. Донатас Банионис от смеха бился головой о наш бордюр. И Володин присутствовал на этом показе. Редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская нас представила друг другу. А потом Володин приезжал в Омск, когда отмечали мой юбилей. Смотрел спектакль «Происшествие, которого никто не заметил», где я играл автора. Подарил мне книгу и подписал: «Хочу быть похожим на тебя». Но в драматический театр на Васильевском я пришел без его участия.

– Вот интересно: из Иркутска в Омск потянулся ручеек актеров, из Омска – в Петербург. Я смотрела афиши драматического театра на Васильевском, видела немало знакомых имен. Театр чуть ли не филиал Омской драмы…

– Не так уж нас много – омичей: мы с Надеждой Живодеровой, Сергей Лысов, Алексей Манцыгин, Илона и Давид Бродские. Вот такая омская колония.

«Счастье играть то, что хочу»

– В Омске – театр-дом. А в Петербурге?

– Мы стараемся, чтобы была такая же атмосфера. Но там жизнь совсем другая. В Омске у актеров нет возможности сниматься в кино, не стало литдрамы на телевидении. Жизнь замкнута в театре. Ну, может быть, сейчас есть проекты на стороне, антрепризные спектакли… В Омске актерам давали квартиры, а в Питере своим горбом нужно на жилье зарабатывать.

– Вы обменяли омскую квартиру на питерскую. Так и живете на шестом этаже без лифта?

– Да, бесплатный фитнес каждый день. Но до театра 200 метров, дом в центре Васильевского острова, на 15-й линии, рядом набережная Шмидта.

– Вы и в этом театре играли «Академию смеха»?

– Мы практически перенесли спектакль. Я, как и в Омске, играл цензора Сакисаку, а драматурга Цубаки – Сергей Лысов. Приехал и 10 дней репетировал с нами режиссер Владимир Петров. А декорации мы выкупили у Омского театра драмы.

– Спектакль производил ошеломляющее впечатление. Вы так серьезно и убедительно перетягивали зрителя на свою сторону, когда еще недавно  всех возмущала цензура. Автор Коки Митани приезжал в Омск, был поражен: «Я такого не писал».

– Да, и в Токио, и в Нью-Йорке эту радиопьесу играли как пуповую комедию. Он не представлял, что можно такие смыслы открыть в пьесе. А русский театр смог.

– В Омске у вас были замечательные роли: в спектаклях «Бесприданница», «Живой труп», «Волки и овцы», «Три сестры», «Церемонии зари»…

– Я вспоминаю еще «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

– А в Петербурге так же везет на характерных персонажей?

– Для меня счастье играть то, что я хочу, и больше не надо. Чепурного в «Детях солнца» Горького, Фокерата в «Одиноких» Гауптмана, заглавную роль в пьесе «Ромул Великий» Дюрренматта. Были еще главные роли в «Короле Лире» Шекспира и «Вертепе» Сологуба. А 24–25 ноября у нас состоялась премьера «Мещан» Горького. Я играю Василия Васильевича Бессеменова, Надя – его жену Акулину Ивановну.

– Когда-то был знаменитый товстоноговский спектакль «Мещане» в БДТ…

– Его поставили 60 лет назад, и три поколения зрителей его помнят. После премьеры у нас один 18-летний зритель спросил у матери: «Это по Горькому? По его тексту? Так это же про нашу семью!» Великие пьесы не стареют.

Отрицательных героев играть интереснее

– Юрий Александрович, вы начали активно сниматься в кино после 50 лет. Сегодня у актрис в 23 года уже по 30 ролей.  Каково это – народному артисту России осваивать новое дело, ведь работа на сцене и съемочной площадке отличаются друг от друга?

– В кино ты сидишь и ждешь шесть часов, а потом за секунду должен сконцентрироваться и сыграть решающий момент роли. Это другая профессия. На площадку приходят не народные артисты. Приходят артисты, и выясняется, может он играть в кино или не может. Иногда не может, но быстро обучается.

– Сначала у вас в фильмах были яркие эпизоды, а потом появились значительные роли…

– У меня 110 фильмов. В моем возрасте трудно претендовать на главные роли, их попросту нет. Отец, дед главного героя.

– Вы сыграли и сыщиков, и бандитов. Вам предлагают противоположные роли?

– Предлагают совершенно однотипные. Если хорошо сыграл бандита – будешь и дальше бандитов играть.

– И если полицейского – это на всю жизнь. Как у Юрия Кузнецова.

– Это великое актерское счастье. Мы летели с Юрием в Омск. Для него к трапу самолета была подана полицейская машина. Борис Бабочкин говорил, что ненавидит своего Чапаева. У него были другие великие роли, а он навсегда вошел в историю кино как Чапаев. Искусство кино – это искусство клише. А я стараюсь выбирать противоположные образы.

– А кого вам интереснее играть – бандитов или полицейских?

– У меня есть роль генерала полиции – коррупционера. Отрицательные герои всегда интересней.

– На канале СТС идет сериал с вашим участием «Ивановы Ивановы». Вам нравится эта работа?

– Очень. Это сериал о двух семьях – бедной и богатой, в которых перепутали детей в роддоме. Я играю деда бедной семьи, который становится дедом двух семей. У этой комедии колоссальный рейтинг, и в январе мы начнем четвертый сезон съемок. Этот сериал можно смотреть всей семьей, не закрывая детям ни уши, ни глаза.

– Какой будет следующая кинороль?

– В проекте «Цыпленок жареный» – про революционные годы в Петрограде. У меня там небольшая, но интересная роль.

– Вы сегодня себя ощущаете больше киноактером или театральным?

– Театральным, конечно. Кино – это любовница, сегодня есть, а завтра нет. Осенью я отказался от двух хороших ролей в кино, потому что в театре готовилась премьера «Мещан» и было невозможно совместить репетиции и съемки.


– Юрий Леонидович, вы родились в Москве, учились во Владивостоке, работали в Иркутске и в Омске, сейчас петербуржец. А какой город считаете своим?

– Конечно, Омск. Потому что омский театр сделал меня, я служил в нем 22 года. Я не устану говорить, что Омский академический театр – по-настоящему великий. Таким его создали Мигдат Ханжаров, Яков Киржнер, Артур Хайкин. И это замес такой, что до сих пор театр на нем держится. Таких гастролей, как у Омской драмы, в 90-е годы не было у большинства питерских и московских театров. Когда я рассказываю, что мы объездили мир от Токио до Коста-Рики, меня переспрашивают: с каким театром? И удивляются, что с омским. Не случайно есть семнадцатый тост «За Омский драматический!». Не часто, но и в Питере мы его произносим.

– Драматический театр на Васильевском гастролировал в Омске только однажды – в 2001 году. Когда мы вновь увидим вас на омской сцене?

– В мае или июне 2019 года. В здании театра будет проходить реконструкция, и мы отправимся на длительные гастроли в Омск, Новосибирск, Красноярск.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Половодье  под контролем

Половодье под контролем

Ликвидация последствий весеннего паводка идет во ...

Акция

Подарок для читателей к 9 Мая

Подарок для читателей к 9 ...

«Омская правда» приглашает принять участие в ...

Власть

Регион ждет генеральная уборка

Регион ждет генеральная ...

В Омской области стартует месячник ...

Выставка

Цветущий Омск

Цветущий Омск

В историческом парке открылась персональная ...

Здоровье

Удобно и медикам, и пациентам

Удобно и медикам, и ...

В эксплуатацию сдана первая врачебная амбулатория ...

Земляки

«Он очень любил людей!»

«Он очень любил людей!»

Ветераны Омского шинного завода – о легендарном ...

Крупным планом

Праздник кино в Омске

Праздник кино в Омске

В областном центре завершил работу I Всероссийский ...

Наследие

Не дать забыть историю

Не дать забыть историю

Ветераны Советского округа большое внимание ...

Наше время

На пороге главной даты

На пороге главной даты

Ветеранские организации Омской области готовятся к ...

Общество

Митрополит Дионисий: «Возведение храма должно быть общим делом»

Митрополит Дионисий: ...

Митрополит Омский и Таврический Дионисий ...

Панорама недели

Газета наградила лучших

Газета наградила лучших

Редакция «Омской правды» провела шестой открытый ...

СВО

«А орден я дома забыл...»

«А орден я дома забыл...»

Омич Константин Манагаров получил серьезное ...

Социум

Десять лет – в творческом полете

Десять лет – в творческом ...

Вокальный ансамбль «Журавушка», cозданный при ...

Спектр

Новая площадка для представительных турниров

Новая площадка для ...

В Таре вступил в строй многофункциональный ...

Спецпроекты

Триста саженцев на улицах героев

Триста саженцев на улицах ...

В Омской области начали подготовку к участию в ...

Спорт

По плечу задачи любой сложности

По плечу задачи любой ...

В Омске завершился чемпионат Сибирского округа ...

Фестиваль

Поют ветераны

Поют ветераны

Ленинский округ принял участие в областном ...

Юбилей

Александр Артемов: «Наша основная цель – улучшение жизни населения!»

Александр Артемов: «Наша ...

«Омская правда» продолжает цикл материалов, ...