Тридцать лет назад Омск протянул руку помощи Армении

Тридцать лет назад Омск протянул руку помощи Армении

Дата публикации 7 декабря 2018 07:35 Автор

Седьмого декабря отмечается годовщина землетрясения в Армении. Буквально за 30 секунд серия подземных толчков разрушила Спитак, Ленинакан, десятки других населенных пунктов. Первыми на помощь жителям Армении пришли омичи.

Это только кажется, что время лечит. Если человек пережил тяжелейший стресс, он будет помнить о нем всегда, сколько бы лет ни прошло. Вот и семья омички Карине Аракелян до мельчайших подробностей помнит события 30-летней давности, когда в Армении произошло сильнейшее землетрясение, унесшее жизни 25 тысяч человек.

В 1988 году семья Карине жила в Ленинакане. Сейчас этот город называется Гюмри, а тогда, во времена СССР, он носил имя Ленина. Карине работала учительницей физики в школе. 7 декабря она вела урок в 8-м классе и вдруг услышала сильный подземный гул.

«Подумала, что это какой-то гудок. Потом все ощутили, что здание сильно вибрирует. Детям это понравилось, мы как будто раскачивались на качелях. Они перестали писать и начали смеяться. Но смех быстро превратился в ужас. Я увидела, как начиная с угла, с ужасным шумом трескались стены. Я много читала о землетрясениях. Какое-то внутреннее чувство мне диктовало, что нужно покинуть класс. Мы спустились с третьего этажа, выбрали самый короткий путь, под лестницей находилась дверь старого корпуса школы. На лестнице волна увеличивалась, мы, еле держась за перила, спустились и вышли из школы. Не успела земля успокоиться, как последовал второй, еще более мощный толчок, развалилась часть школы, где осталось много учеников. Они погибли. Буквально на моих глазах исчезло девятиэтажное здание напротив», — вспоминает Карине Аракелян в своей книге «Записки очевидцев», которую она написала спустя несколько лет после трагедии.

Тогда Карине была беременна третьим ребенком. В голове судорожно билось: как там дочери? Девочки учились в этой же школе… К счастью, они остались живы. Но все, что произошло, так подействовало на женщину, что в какой-то момент она потеряла сознание. В это время на улицах Ленинакана уже лежали десятки мертвых горожан. И Карине тоже могли посчитать мертвой. Но случайно на нее наткнулся врач. Как она позже вспомнит, это был мужчина в милицейской форме. Он и помог беременной женщине. Спустя много лет Карине найдет своего спасителя — им окажется медик из Омской школы милиции Игорь Поносов.

Как омичи оказались первыми на месте трагедии? В декабре 1988 года отряд из слушателей Омской школы милиции охранял общественный порядок в Армении — поводом для командировки стали события в Нагорном Карабахе. Поэтому будущие лейтенанты милиции первыми пришли на помощь жителям Спитака, где находился эпицентр самого разрушительного землетрясения, и жителям Ленинакана, где тогда жила и семья Карине Аракелян. В разрушенном городе омичи вытащили из завалов десятки людей, сотням оказали первую помощь.

Муж Карине, Мурад Костанян, до сих пор не может без волнения вспоминать тот декабрьский день. Ужас охватывал его, когда мужчина видел стертые с лица земли природной стихией дома. Это настоящие руины, откуда неслись стоны погребенных заживо людей. Мурад Гарегинович без слез не может вспоминать, как случайно упал на мертвую женщину, а глаза у нее были открыты, как бы спрашивали: «За что?»

«Нам на помощь пришел весь мир, весь советский народ: русские, украинцы, таджики, казахи, узбеки. Национальность тогда не имела значения — это весь советский народ, который был так воспитан — помогать всем, кто в помощи нуждается. За эту помощь армяне до сих пор благодарны. Потом город начали восстанавливать, и тоже приехали люди со всех концов Советского Союза, в том числе и из Омска», — вспоминает Мурад Костанян.

В книге Карине скрупулезно собраны сведения из разных газет, чем Омская область помогла разрушенной стихией Армении. Например, все кассовые сборы от хоккейного матча команд «Авангард» и «Молот» (600 рублей) были отправлены в адрес пострадавших от землетрясения в Армении. 10 тысяч рублей перечислили работники треста «Омскнефтепроводстрой». И таких примеров были сотни.

Карине благополучно родила сына, которого назвали в честь обоих дедов — Гарегином. Спустя какое-то время родители Карине переехали в Омск, где жил их сын. Уехала старшая дочь Карине и Мурада — Арпине, она поступила в медицинский институт. Следом поехали и родители с младшими детьми — Соной и Гарегином. Так Омск стал их второй родиной. Карине вот уже четверть века работает в омской школе № 13 учителем физики. Мурад Гарегинович трудился на заводе криогенной техники, теперь на пенсии. А все дети стали врачами. Во многом на выбор профессии повлияли события 30-летней давности — землетрясение в Армении.

Здесь, в Омске, Карине Аракелян занялась поисковой работой. Она начала собирать материалы о людях, организациях, которые были причастны к восстановлению разрушенной Армении. Нашла десятки имен спасателей, врачей, строителей. Все они вошли в книгу, за которую омская учительница, отличник народного образования Карине Гарегиновна Аракелян была удостоена медали «Миротворец».

Каждый год 7 декабря Карине Гарегиновна приходит в бывшую Омскую школу милиции, ныне Академию МВД, где собираются участники тех далеких и таких близких, как оказалось, событий. Это бывшие слушатели школы милиции, спасатели. В академии проходит митинг, посвященный памяти четверокурсника Омской высшей школы милиции Сергея Монина, погибшего во время того памятного землетрясения.

«Каждый год декабрь для меня самый тяжелый месяц, — говорит Карине Аракелян, — я очень волнуюсь, вспоминаю все пережитое заново, как будто это было вчера».

Вот и сегодня они соберутся вместе: представители армянской диаспоры в Омске, выпускники школы милиции, все, кто давно стал для Карине и ее семьи самыми близкими людьми в далекой от Армении, холодной Сибири, но кто согрел их теплом своих сердец.

Распечатать страницу