Спасая жизни

Тридцать лет назад слушатели Омской высшей школы милиции первыми пришли на помощь пострадавшим от землетрясения в Армении.

7 декабря 1988 года мощное землетрясение разрушило города Ленинакан, Спитак, десятки других населенных пунктов и  унесло жизни двадцати пяти тысяч человек.

Встреча через десять лет

Тот день для Карине Аракелян начался, как обычно. Она вела урок физики в восьмом классе в школе Ленинакана. Теперь этот город называется Гюмри. Когда начались подземные толчки, никто их не воспринял всерьез, и поначалу  ученикам, да и самой Карине, все происходящее показалось даже забавным: класс раскачивался, словно на качелях. Но когда начали рушиться стены и стал обваливаться потолок, стало по-настоящему страшно.

– Мы смогли спуститься с третьего этажа.  Под лестницей находилась дверь старого корпуса школы. На лестнице волна увеличивалась, мы еле держались за перила, но смогли выйти.  Казалось, земля успокоилась, но вдруг последовал второй, еще более мощный толчок. Часть школы, где остались ученики, развалилась. Много детей погибло. Напротив школы стояло девятиэтажное здание, и буквально на моих глазах оно исчезло, – вспоминает Карине.

Когда она оказалась на улице, первая мысль была о дочерях, которые учились в той же школе. К счастью, им удалось спастись, а вокруг творилось что-то невообразимое. Началась паника, люди кричали, кто-то звал на помощь, среди обломков зданий лежали тела погибших. От всего увиденного женщина потеряла сознание. Когда пришла в себя и открыла глаза, увидела человека в милицейской форме, который помогал раненым.

– Подошел и ко мне. Я слышала, что в связи с карабахскими событиями в городе находятся курсанты школы милиции, но общаться с ними не приходилось, а когда случилась эта трагедия, они были первыми, кто пришел к нам на помощь. На земле лежало много трупов, а выжившие, обезумев от пережитого, метались по улице. Если бы не тот милиционер, меня, приняв за мертвую, могли  просто затоптать. Я могла потерять будущего сына, которым была беременна, – продолжила Карине.

Но на этом история не закончилась, и спустя десять лет она получила неожиданное продолжение. Когда Карине Аракелян вместе с мужем Мурадом Костаняном и детьми переехали на постоянное место жительства в Омск, однажды на вечере памяти  трагедии она вдруг увидела того самого милиционера. Как оказалось, это был врач Омской школы милиции Игорь Поносов, который вместе с курсантами в 1988 году был командирован в Армению.

В тот день он многим оказывал медицинскую помощь, поэтому запомнить и узнать Карине спустя десятилетие не смог. Зато лицо спасителя отчетливо врезалось в ее память. 

– Игорь Витальевич стал самым близким другом нашей семьи, а два года назад он ушел из жизни, но с теми курсантами из школы милиции, которые первыми пришли к нам на помощь, мы поддерживаем  отношения. Этих ребят я считаю своими братьями, – говорит Карине.

На острие конфликта

С Карине мы встретились в стенах Омской академии МВД в годовщину 30-летия тех страшных событий. В этот день здесь по традиции  встречаются слушатели курса, который оказался не только в эпицентре землетрясения, но и в центре межнационального конфликта.

Напомним, что в 1920 году населению Нагорного Карабаха, где проживает большое количество армянского населения, было предоставлено право на самоопределение, но де-юре территория продолжала подчиняться властям Азербайджана. С этого времени в регионе периодически вспыхивали не только массовые беспорядки, но и вооруженные столкновения. В 1987 году недовольство социально-экономической политикой со стороны армянского населения резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в Степанакерте прошли многотысячные митинги. Областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана. В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время.

Слушатели Омской высшей школы милиции в сентябре 1988 были направлены в этот регион для поддержания общественного порядка.

– Наша задача заключалась в сопровождении колонн азербайджанских беженцев  до границы с Азербайджаном. Также поддерживали общественный порядок в Спитаке и Ленинакане. И эту задачу мы выполняли вплоть до тех страшных событий 7 декабря, – вспоминает Виктор Тулупов.

Курсантов спасло чудо

Землетрясение  произошло в 11.45. Часть командированных в Армению слушателей  размещались в это время в Ленинакане, в воинской части – в старых казармах укрепрайона, построенного еще во времена императрицы Екатерины.

– Когда ударили первые толчки, большая часть курса находилась в Ленинской комнате. Началась паника, и все устремились к выходу на улицу. Можно сказать, что нас спасли мощные стены укрепления, толщина  которых достигала полутора метров. А все более новые внутренние перегородки тут же рухнули. Асфальт на плацу ходил волнами. Несмотря на это, сразу приступили к поиску пострадавших. В первые же часы удалось спасти из-под завалов порядка пятидесяти человек. Взяли под охрану Госбанк, здания советских и партийных органов, оцепили оружейный парк. Трое  суток  жили под открытым небом. Чтобы согреться, жгли костры и все это время продолжали поиски пострадавших, – рассказывает Виктор Тулупов.

Александр Лескин находился в Спитаке. В городе, наиболее пострадавшем от землетрясения. На время командировки слушателей разместили в общежитии городского профтехучилища. Именно здесь их и застало землетрясение.

– Здание разрушилось в считанные секунды. От него не осталось ничего. Кому-то самостоятельно удалось выбраться из-под обломков, кому-то потребовалась помощь. Я оказался в числе раненых, а те, кому посчастливилось уцелеть, помогали местному населению в разборе завалов, – говорит Александр.

Подземный удар был настолько силен, что общежитие не просто сложилось – оно буквально ушло в землю, а курсантов  спасло практически чудо: за считанные минуты до землетрясения с первого их переселили на последний, четвертый этаж. Три первых, где проходили занятия с учащимися ГПТУ, после первого же толчка ушли под землю, а четвертый оказался на уровне первого.

За личное мужество

Слушатели стали разбирать завалы, откапывать нижние этажи, но нашли только семерых девчонок – учащихся профтехучилища. Помогали откапывать из-под земли живых и мертвых.  Уже через пять часов все слушатели и офицеры ОВШМ, находившиеся в Спитаке, были вызволены из развалин, 28 человек  госпитализированы, 7 раненых находились в госпиталях Еревана. Остальных доставили в Омск и разместили в клиниках города.

К несчастью, не обошлось без жертв.  Сергей Монин получил тяжелейшие ранения, от которых скончался. Указом Президиума Верховного Совета СССР Сергей Монин был посмертно награжден орденом «За личное мужество». 

Ежегодно в этот трагический день в стенах Омской академии МВД России проходят памятные мероприятия. Вот и сейчас, 7 декабря, здесь собрались однокурсники Сергея, его преподаватели и командиры, которые почтили память товарища и вспомнили всех тех, с кем  пришлось выполнять свой служебный и человеческий долг, помогая людям в страшной беде.

Не могли не прийти и те, для кого это горе даже спустя 30 лет продолжает отзываться болью в сердцах. Это представители общественной организации «Союз армян России». Они вручили  сорока четырем выпускникам Омской высшей школы милиции – участникам тех трагических событий – учрежденные общественной организацией памятные медали.


Фото из фондов музея 
Омской академии МВД России

Фото из фондов музея Омской академии МВД России


URL: http://omskregion.info/news/65308-spasaya_jizni/
Дата публикации:12/12/2018 07:56
Автор:Александр Васин