Плечом к плечу с президентом

Плечом к плечу с президентом

Дата публикации 19 декабря 2018 07:32 Автор

Сегодня службе военной контрразведки ФСБ России исполнилось 100 лет.

В силу специфики своей службы офицеры-контрразведчики не склонны к публичным выступлениям и довольно редко делятся воспоминаниями, а в армейской среде за свою немногословность получили даже прозвище Молчи-молчи.

В канун столетнего юбилея службы нам все же удалось поговорить с подполковником в отставке Александром Вологодским. Он рассказал лишь несколько эпизодов из своей оперативной служебной деятельности.

Чужие здесь не ходят

Германская Демократическая Республика. 1988-й год. Город Дрезден. Пошел третий день, как Александр Вологодский заступил на должность начальника штаба отдела военной контрразведки 1-й Гвардейской танковой армии. Раннее утро. Подполковник выходит из своего рабочего кабинета и в конце длиннющего коридора бывшего королевского замка замечает идущего навстречу гражданского человека. Появление на этом сугубо режимном и строго охраняемом объекте постороннего не могло не вызвать удивление чекиста. Но человек шел уверенно и не обращал внимания на стоявшего поодаль часового. Поравнявшись с подполковником, он протянул руку и представился:

– Исполняющий обязанности начальника штаба отдела внешней разведки майор Путин Владимир Владимирович.

Так состоялось знакомство Александра Вологодского с будущим президентом страны. Впрочем, каких-либо преференций в дальнейшей его службе это знакомство не дало, поскольку в разведке и контрразведке людей оценивали не по количеству полезных связей (в смысле протекционизма), а исключительно по их деловым качествам.

И проверялись эти качества практически ежедневно. Однажды, как рассказал Александр Иванович, его вызвал непосредственный начальник. Было это 9 декабря 1989 года, как раз в момент объединения двух Германий и падения Берлинской стены. Когда он зашел в кабинет, там уже находился Путин. Начальник отдал приказ взять 25 солдат взвода охраны, вместе с Владимиром Владимировичем направляться к отделу внешней разведки и выставить оцепление.

– Приезжаем, а там уже собралось до полутысячи немцев, готовых пойти на штурм здания, чтобы завладеть секретными архивами. По периметру здания выставили вооруженных автоматами солдат. Чтобы еще более не нагнетать обстановку, которая и так была накалена до предела, я распорядился, чтобы солдаты не досылали патрон в патронник. Но нервы у кого-то из них все же не выдержали, и затворы лязгнули. И это на толпу возымело действие. Никто так и не попытался пойти на штурм. Все эти три часа я и Путин стояли вместе, пока люди не успокоились и не стали расходиться. Мы с ним попрощались, а вскоре внешнюю разведку вывели из Германии в Россию. После этого я прослужил в ФРГ еще два года, обеспечивая контроль за выводом наших войск, – вспоминает контрразведчик.

А. И. Вологодский.

Шпион по собственной инициативе

До Германии Александр Иванович служил в Забайкальском военном округе. И здесь у военного контр­разведчика дел было в избытке. Если еще кто помнит, то во времена Советского Союза эмигрировать на Запад было не просто сложно, а практически невозможно. Однако желающих оказаться по ту сторону «железного занавеса» было немало. Гарантированно туда попасть можно было едва ли не единственным способом: стать изменником Родины. И прийти на Запад желательно не с пустыми руками, а с неким товаром. Проще было спортсменам и людям искусства. Они были востребованы. А что делать военным? Лучшим для них товаром были да, пожалуй, и остаются государственные секреты.

Александр Вологодский рассказал об одном из солдат, который обладал исключительными способностями. До призыва на срочную парень с золотой медалью окончил среднюю школу и с отличием авиационный техникум в Кишиневе. На службе эти способности использовал сполна, в течение полутора лет собирая сведения, составляющие государственную тайну. Причем ничего не записывая, а только запоминая. Когда же был вызван на беседу в особый отдел, этому обстоятельству был весьма удивлен и никак не мог понять, на чем он прокололся. А спустя сутки после проведения беседы сам пришел к тогда еще майору Вологодскому и на пятнадцати машинописных листах изложил то, что до этого времени хранил в голове. Проведенная в Министерстве обороны экспертиза подтвердила, что многое из написанного составляет государственную тайну. Всем этим солдат и собирался поделиться с иностранной разведкой после службы, чтобы взамен получить гражданство одной из стран, куда собирался выехать на постоянное место жительства.

Таких людей в контрразведке называют инициативными шпионами. Они ни с кем не делятся, ничего не обсуждают, не ругают власти, не состоят на связи с резидентами. Они вообще стараются как можно меньше привлекать к себе внимания. Солдатик, например, чтобы выглядеть более лояльным, даже в коммунистическую партию собирался вступать. Но его чрезмерное любопытство к секретным объектам гарнизона не осталось без внимания оперативников. Суда, правда, над ним не было, поскольку, как выражаются юристы, преступный замысел не был доведен до конца. Отделавшись официальным предостережением по поводу своей противоправной деятельности, он демобилизовался. А теперь, возможно, живет там, где и хотел жить, употребляя свои способности к запоминанию исключительно в мирных целях.

Операция «Бумеранг»

Жизнь за границей гражданам СССР в те годы представлялась как сплошной праздник, так не похожий на серые социалистические будни. Александр Вологодский вспоминает еще один эпизод из своей практики, когда в поле зрения военного контрразведчика попал некий старший лейтенант, командовавший спортивной ротой. Прибыл старлей в ЗабВО из ГСВГ (Группа советских войск в Германии). Его перевод на восточные рубежи нашей Родины был вызван, как принято говорить, дискредитирующими обстоятельствами. Проще говоря, офицер был не дурак выпить. А это не только не поощрялось, но и наказывалось. В данном случае – ссылкой, чему, понятно, офицер не был рад. Мало того что в Забайкалье холоднее, чем в Европе, оно к тому же значительно от нее дальше. Но с мечтой поселиться в ФРГ, где проживали родственники жены, он не расстался.

Как конкретно намеревался переходить госграницу, неизвестно. Но известно стало другое. Находясь в очередном отпуске, прибыл в Москву и наведался в Генеральный штаб, где познакомился с телеграфисткой, которая и отбила шифрограмму в штаб ЗабВО. Из шифрограммы следовало, что данный старший лейтенант вновь направляется для прохождения дальнейшей службы в ГСВГ. Куда какое-то время спустя и прибыл. Его прежнее начальство этому обстоятельству было очень удивлено. Благо нашелся оперативник, не поленившийся проверить достоверность шифрограммы: из Генштаба пришел ответ, что приказа о переводе этого военнослужащего в природе не существует.

Так что пришлось снова возвращаться в Улан-Удэ. Здесь за ним было установлено круглосуточное наблюдение, и все его действия находились уже под контролем контрразведки. Так, оперативникам удалось выяснить, что офицер готовит, как он сам ее назвал, операцию «Бумеранг», суть которой заключалась в том, чтобы, раздобыв заграничные паспорта, через Финляндию перебраться в Западную Германию. Документы он раздобыл, воспользовавшись разгильдяйством штабных работников, которые попросили старшего лейтенанта помочь им в уничтожении старых загранпаспортов, выписанных на военнослужащих этой части. Тот и помог: рапорт об уничтожении составил, а сами паспорта забрал себе. Впрочем, реализовать операцию «Бумеранг» он так и не успел. Парнишку сгубила жадность – попался на воровстве, украв со склада десять армейских полушубков.

– Правда, – вспоминает Александр Иванович, – мы тоже промахнулись, не пригласив на обыск в его квартире женщину-понятую. Чем и воспользовалась жена офицера. Паспорта она спрятала на себе, а когда обыск закончился, разорвала их и выбросила в урну на улице. Так что операм потом пришлось три дня склеивать их по кусочкам.

Чекистское счастье

Чекистское счастье улыбнулось Вологодскому, когда тот обратил внимание на стоящего у тумбочки дневального. Солдат как солдат. Но что-то в нем было не так. То ли глаза при разговоре пытался прятать, то ли излишне нервничал при встрече. Словом, вел себя не совсем адекватно. Решено было его проверить. Сделали запрос в Белоруссию, в город Пинск, откуда солдат был призван. А спустя неделю в кабинете майора раздался телефонный звонок. Звонил министр внутренних дел Белорусской ССР. Оказывается, этого солдата уже год разыскивают за совершение тяжкого уголовного преступления, раскрытие которого стояло на особом контроле в союзном МВД. Буквально за день до призыва в армию он вместе с приятелем (тоже призывником) совершил нападение на инкассаторов и попытался завладеть 800 тысячами советских рублей.

Таких эпизодов у подполковника Вологодского, как он признается, хватит на целую книгу. Что касается Владимира Путина, то больше они не встречались. Александр Вологодский остался дослуживать в военной контрразведке, а Путин стал президентом России.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Сошьем вместе «Полотно мира»

Сошьем вместе «Полотно ...

Ветераны Ленинского округа запустили к 80-летию ...

Актуально

Генеральная уборка

Генеральная уборка

В областном субботнике приняли участие более 140 ...

Власть

На повестке – юбилей

На повестке – юбилей

Законодательному собранию Омской области ...

Информбюро

Субботник под музыку 90-х

Субботник под музыку 90-х

20 августа в парке им. 300-летия Омска прошел «Чисто ...

Крупным планом

Посевная с господдержкой

Посевная с господдержкой

Аграрии увеличат площади посевов основных культур: ...

Культура

Алина Горина: «У нас происходит много интересного»

Алина Горина: «У нас ...

Руководитель Туристского информационного центра ...

Наше время

Эшелон правды

Эшелон правды

Участие во Всероссийской патриотической акции ...

Общество

«Наша Родина – Россия»

«Наша Родина – Россия»

Омская региональная общественная организация ...

Память

Закрыл собой товарищей

Закрыл собой товарищей

За свой подвиг омич Михаил Торгашев представлен к ...

Панорама недели

Долгожданное распоряжение

Долгожданное ...

Губернатор Виталий Хоценко сообщил о выходе в свет ...

СВО

«Буду преподавать детям историю»

«Буду преподавать детям ...

Участник СВО Александр Веревочкин в пятьдесят лет ...

Событие

На экране – технологии будущего

На экране – технологии ...

В Омске состоялась премьера фильма «Солнце Сибири» ...

Социум

Встретили как родных

Встретили как родных

В Омск из Белгорода прибыла группа школьников по ...

Спектр

Читаем всей семьей

Читаем всей семьей

Более четырех тысяч омичей посетили локации ...

Спецпроекты

Наши бабушки могут все!

Наши бабушки могут все!

В КДЦ «Иртыш» прошел смотр-фестиваль «Супербабушки ...

Фестиваль

Мелодии Победы

Мелодии Победы

В Омске продолжается отборочный тур фестиваля ...

Экономика

Инвесторам – особое внимание

Инвесторам – особое ...

Виталий Хоценко встретился с министром ...