Илья Лобов: пробежки в парке с мусорным мешком — это здоровье и польза для города

«ОМСКРЕГИОН» встретился с главой минприроды Омской области. Нам было интересно узнать, как в городе снижают количество выбросов в атмосферу и используют новые методы борьбы с браконьерами. Также мы спросили мнение коренного екатеринбуржца об Омске.

— Илья Алексеевич, скажите, как дышать будем? Что сегодня делает ваше министерство, чтобы омичи дышали чистым воздухом, а не различными смесями на грани, а нередко и за гранью допустимых норм их содержания в воздухе? 

— В комплексном плане города Омска предусмотрены мероприятия, снижающие негативное воздействие на 22,4% от уровня 2017 года. Речь идет о промышленных предприятиях, теплоэнергетике и автомобилях как серьезном источнике вредных выбросов в атмосферу. Для того чтобы добиться столь серьезных улучшений, не обойтись без глубокой инвентаризации источников загрязнения и составления экологического паспорта города. Учитывается все: технологические процессы на омских предприятиях, применяемое оборудование, высоты источников выбросов и многое другое. Целостная картина дает возможность работать над устранением наиболее опасных для нашего здоровья химических элементов и опасных концентраций в тех или иных местах города. К примеру, расширяем проезжую часть, снижая тем самым негативное воздействие на нас выхлопов автомобилей. Или перевод авто, в первую очередь муниципального пассажирского транспорта, на менее вредное топливо. В экологически неблагоприятные дни можно запрещать въезд в город транзитного транспорта. Если говорить о коммерческих предприятиях, то они уже сейчас предлагают и реализуют экономически обоснованные мероприятия по снижению негативного воздействия на атмосферу.

— При выполнении такой масштабной работы не обойтись без всестороннего мониторинга качества омского воздуха. Достаточно ли того оборудования, которым мы располагаем? 

— Помимо передвижной лаборатории, которая появилась у нас в нынешнем году, мы дооснастили стационарные посты региональной сети новыми анализаторами. Новые приборы позволяют выявлять в автоматическом режиме такие опасные углеводороды, как бензол, толуол, хлорбензол, фенол и многие другие. Превышение допустимых концентраций этих веществ в омском воздухе — явление не редкое. Раньше для их выявления пробы отбирались три раза в сутки. С переходом на автоматический режим — каждые двадцать минут. Кроме того, наше сегодняшнее оборудование позволяет находить в воздухе целую линейку углеводородов, которые мы раньше вовсе не могли выявить. Это чрезвычайно важно для города, располагающего нефтехимическим кластером. Также в планах следующего года дооснастить нашу передвижную лабораторию оборудованием, позволяющим измерить концентрацию ароматических углеводородов. Это крайне важно, ведь за год Центр экологического мониторинга принял около 2 тысяч жалоб от омичей на посторонние запахи в воздухе. Отработана была каждая из них. Проведено 22 внеплановых проверки, в результате чего с нерадивых хозяйственников взыскано штрафов на сумму 871 тысяча рублей. Также в планах следующего года — приобретение по распоряжению губернатора Александра Буркова еще одного стационарного поста, который появится в городе Нефтяников. 

— Серьезные опасения у омских экологов вызывает вопрос недостаточных полномочий региональных органов исполнительной власти. Проникнуть на предприятие федерального подчинения по закону нельзя. А если очередной выброс — это не безответственное распоряжение руководства предприятия, а реальное ЧП? Счет может идти на минуты. Как обезопасить омичей в подобных ситуациях?

— Оперативность выявления подобных факторов играет большую роль, тем более что наш Центр мониторинга работает в круглосуточном режиме. Наше предложение дать ему возможность проводить первичные проверки одобрили депутаты Законодательного собрания Омской области. Сегодня оно находится на рассмотрении в Государственной думе. Это важно, потому что понятие «угроза жизни и здоровью человека» понимается по-разному. Мы считаем, что при превышении предельно допустимой концентрации вредных веществ эта угроза уже реальна. Другие предлагают подождать, когда у человека появятся реальные болезни от плохой экологии. Решение будут принимать российские парламентарии. Конечно, включать каждый раз сирену при обнаружении ПДК, может, и не стоит, а вот провести более тщательную проверку просто необходимо. А для этого требуется расширить наши полномочия.

— Беседуя о природоохранной деятельности, невозможно обойти стороной тему борьбы с браконьерством. Как меняется тактика выявления данных фактов и сбора доказательств совершения преступления? 

— Чтобы не попасться, браконьеры сегодня оснащаются очень хорошо, поэтому мы стараемся не отставать в этом вопросе. Сотрудники нашего отдела по охране и развитию животного мира также используют как вездеходы, так и снегоходы. Применяем видеофиксаторы — это крепкий доказательный материал, поэтому у судов есть весомый аргумент применять жесткие меры к тем, кто осуществляет незаконную охоту на территории Омской области. Также было принято серьезное кадровое решение, мы выбрали по конкурсу начальника отдела охраны животного мира. Это человек с огромным опытом, причем не из нашей области. Он сможет посмотреть на нашу область другими глазами. Кроме того, он не ангажирован ни браконьерами, ни надзорными органами, поэтому сможет работать объективно. 

— Кстати, о другом взгляде на наш город. Вы около восьми месяцев трудитесь в этой должности. Уже сложилось мнение. Чем Омск отличается от Екатеринбурга, в котором вы родились? 

— Отличий много, как в житейской, так и в производственной областях. Екатеринбург давно перестал считаться производственным городом, потому что крупные предприятия вынесены за его черту, в города-спутники. Объемы производства в Омске на душу населения в три раза выше, а область живет преимущественно сельским хозяйством в отличие от Свердловской области.

Омск пока является промышленным городом, делая ставку на налогооблагаемую базу размещенных здесь предприятий. А Екатеринбург делает ставку на проведение международных форумов. Это привлекает инвестиции. Общее в том, что в обоих городах сейчас ведется активная работа по выводу из тени серых зарплат. Это улучшает жизнь самого работника, а также пополняет городскую казну. Над этим активно работает наше правительство. Причем надо выводить из тени не одно предприятие, которое тут же разорится, а целую отрасль.

В Екатеринбурге нет такой шикарной реки, как в Омске, его отличает очень плотная застройка и рост ввысь. Инфраструктура удобная, но город давит, по крайней мере на меня. В Омске достаточно зон перспективного развития, где есть скверы, парки и многое другое для комфортного отдыха.

— Новый год — наш самый любимый праздник. Что бы вы пожелали омичам в 2019 году? 

— Позитива. Это очень важно. Лично для меня всегда было важно не зацикливаться на вопросе: «Почему это не было сделано?» Надо чаще задавать себе вопрос: «Как это сделать?» Конструктивная критика полезна, об этом знали еще в советское время. И уже тогда отмечалось, что конструктивная поддержка и помощь также необходимы. Сегодня очень активно помогают органам власти общественные советы, которые со знанием дела рекомендуют, что необходимо изменить на той или иной городской территории. К примеру, поступило предложение от общественников создать электронную карту контейнерных площадок. Мы ее создали, и она появится на нашем сайте уже в нынешнем году. Каждый может проверить свой двор: все ли учтено или требуется внести какие-то изменения.

А всем омичам хочу пожелать проводить как можно больше времени со своей семьей, а не со смартфонами и телевизорами, чаще смотреть друг другу в глаза и просто разговаривать. И при любом удобном случае проявлять ту или иную форму активности на свежем воздухе. Во всем мире сейчас очень популярны пробежки в парке с мусорным мешком. Это совмещение спорта и улучшения окружающей среды. Уверен, что у нас в Омске эта форма отдыха также станет популярной. 

— Большое спасибо за беседу!


URL: http://omskregion.info/news/65762-ilya_lobov_probejki_v_parke_s_musornm_meshkom__eto/
Дата публикации:29/12/2018 11:06
Фото:Сергей Мельников